Почему сегодня для воспитания ребёнка нужно прилагать значительно больше усилий чем 10-15 лет назад? Как оказалось, основную проблему составляет негативное влияние средств массовой информации и ТВ на общество, а, в особенности, на ребёнка. Сегодня дети предоставлены сами себе – Интернет, просмотр ТВ, печатные СМИ, электронные СМИ, компьютерные игры, улица, дискотеки. Это то, чем сегодня занята молодёжь. О содержимом интернета говорить не стоит, все прекрасно знают, что там любой найдёт всё по своим потребностям.
Сравнение нескольких российских и западных мультфильмов примерно схожих по сюжету.
«Ну, погоди» – постоянное соревнование в хитрости – кто кого перехитрит, мирное сосуществование; и «Том и Джерри» – издевательские шутки, пропаганда насилия и преимущества сильного над слабым.
«Аленький цветочек» – красота нежность, ответственность, верность, доброта; и
«Шрек» – уродство физическое и моральное. В мультфильме издевательство над животными представлено в виде безобидной шутки. Надувание змеи и лягушки, взрывающиеся птицы, яйца в гнёздах.
«Подводная братва» – это передача о подводной тюрьме? Нет, это детский мультфильм! И какое красочное название! Он собрал столько зрителей! «Смешарики» – это смешные шарики? Нет, это Бараш, Крош, Нюша, Лосяш – какие-то тюремные клички вместо нормальных имён. Из всех более менее стандартных серий, особый интерес вызывает история про «Чёрного Ловеласа»!?? Маловероятно, что до этого мультфильма ваши дети знали, кто такой – ловелас. Не переживайте, если они даже не знали такого слова, то после просмотра данного «шедевра», у них этот вопрос обязательно возникнет. И если Вы им этого не сможете объяснить, найдутся те, кто их обязательно просветит в данном вопросе.
«Губка Боб квадратные штаны» – с примитивными диалогами и уродами в главных ролях. Чему может научить этот мультфильм? Какая мысль в него заложена? Что он должен донести до ребёнка? Даже взрослому эта идея будет вряд ли видна, за исключением, единственного ответа приходящего в на ум, глядя на пускающую слюни «морскую звезду» – дебилизация и деградация населения с малых лет.
«Труп невесты» – Название говорит само за себя. Пособие для некрофила?
«Франкенвини» – мультфильм про оживший собачий труп! Мальчик обнимает и целует начавшее разлагаться тело своего любимца но и сам он по внешнему виду недавно выполз из могилы. Как вы думаете, что из этого запомнит ребёнок? Какой след от просмотра такого «шедевра» останется у него в памяти? Радость и ликование? Маловероятно. Не удивляйтесь, если насмотревшись таких мультиков, Ваш ребёнок решит принести домой дохлую кошку или голубя. Это дети – и они подражают тому, что видят.
«Пираты Карибского моря» – ещё один яркий пример западного образца крутого парня! Пират – бандит и разбойник, который грабит честных людей и топит суда, представлен, как «славный малый» – кажется, будто он сражается за честь или совесть! Но никто и не замечает, как ловко превращается образ бандита и грабителя, в образ любимца зрителя. И люди восхищаются этим, – а дети особенно!
«Привет, Арнольд» – При первом просмотре возникает вопрос: что у него с головой? Почему так изуродованы человеческие пропорции? Почему во многих мультфильмах у персонажей только 3 или 4 пальца??? Треугольные и квадратные головы, отсутствие шей, уши на горле!
«South Park» – это известный американский мультипликационный сериал. На русском языке название звучит Южный Парк, или ещё его называют Саус Парк. Чему он может научить детей? Быть грубыми везде и всегда, унижать всех вокруг – друзей, родителей, незнакомых людей, употреблять непристойные выражения. Это один из ужаснейших мультфильмов!
Обратите внимание на то, как выглядят персонажи западных мультфильмов внутренне – если это мужчина, то он обязательно или удачливый вор или волшебный махинатор. На Западе любят восхвалять людей, которые, по своей сути, были стопроцентными мошенниками – портреты Аль Капоне в Вегасе украшают стены каждого казино!
Героини наших старых мультфильмов – девушки светлые и чистые. Они всегда – одеты! Не смотря на то, что у них прорисована фигура, грудь, бёдра, – но всё это укрыто платьем!!!
А как представляются девушки и женщины в западных мультфильмах? Как женщины лёгкого поведения, полуодетые, с выпяченными формами далеко не для детского обозрения.
Спутниковое телевидение предлагающее пакет детских каналов, из всего списка, имеет только 3 относительно приемлемых канала транслирующих мультфильмы, которые действительно можно показывать детям.
Сегодняшние журналы для молодёжи «COOL», «Молоток», Cool Girl, и т.д. Сравните их с ранее выпускавшимися журналами советских времён – «Ровесник», «Смена», «Пионер», «Юность», и другие.
Всё это небольшой перечень встречающегося негатива в ТВ и СМИ. Сегодняшняя молодежная пресса, как и телевидение и Интернет, формируют определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам – свободы, культуры семьи, семейных отношений и моральных ценностей.
• Алкоголь и наркотики – Запретный плод как известно сладок. Нельзя? Значит нужно попробовать.
• Взаимоотношения с родителями – Увеличение разногласий и без того всегда существовавших.
• Отношение к материнству (отцовству) – Представление этого как чего-то страшного и абсолютно не нужного, либо позорного.
• Культивирование образа «крутого парня». Что нужно, чтобы быть крутым? Деньги – и как можно больше. Где их взять? У родителей. А ещё, можно отобрать у более слабого.
По статистике все эти передачи и журналы ориентированны в основном на аудиторию подростков от 8 до 18 лет, то есть на не совершеннолетних.
«Даёшь молодёжь» – пропаганда тунеядства, безделия, наркомании, героям самим работать не нужно, их прокормит кто-то.
«Воронины» – родители представляются как глупые, надоедливые люди, вечно лезущие в личную жизнь своих детей. Показывается это не как забота родителей о детях, что вполне нормально, а высмеивается как тупость родителей и назойливость. Что задаёт стереотип неуважения, для восприятия старшего поколения в том числе и родителей.
«Наша раша» – изображение нашей страны в двуполярном мире. Население делится на две категории: первые – преуспевающие бизнесмены, сорящие деньгами, продажное руководство разного ранга, в том числе в милиции, вседозволенность – если у тебя много денег; вторые — это нищие, алкоголики, идиоты, бомжи и моральное быдло.
Но самое высшее и призовое место занимает бесконечный сериал «Дом-2», с его бесконечными скандалами, изменами участников своим избранникам и мордобоями «героями-мужчинами» своих подруг-сожительниц. Этот сериал учит зрителей на наглядных примерах «как нужно жить».
В результате, такие качества как ответственность, доброта, милосердие, уважение к старшим, подменяются на обособление, равнодушие, лицемерие, пренебрежение моральными принципами ради достижения личных целей. Сегодня мы видим усиление и распространение раздражения и психологического напряжения среди населения, которое трансформируется в агрессивность, и реализуется в совершении насильственных и иных агрессивных преступлениях. Когда человеку страшно и его загоняют в глухой угол, единственной реакцией на всё это, будет только жёсткая агрессия в ответ. Наблюдаемый в настоящее время рост числа преступлений, связанных с насилием среди детей и подростков, заставляет задуматься о том, какие социальные условия ведут к этому?
Может всё-таки назойливое смакование сцен насилия в «поделках» массовой «культуры» ведет к такому результату? Последнее предположение возникает потому, что всплеск физического насилия по времени совпал с учащением появления в СМИ, особенно на телевидении, кровавых сцен. Является ли наблюдаемая связь просто случайным стечением обстоятельств? Каковы результаты натуралистического изображения насилия в кино и на телевидении, компьютерных играх, детальная демонстрация террористических актов и разного рода катастроф? Мне кажется, что именно это и приводит к переходу в разряд «нормальности» таких явлений как убийство, издевательство над более слабым, выставление пошлости и пороков, как нормы, как достижений.
В качестве примера, можно взять один из вариантов обучения. В школах применяется такой вид обучения как наглядные пособия и видео уроки. Какова цель этих занятий? Предполагается, что ученик должен увидеть и запомнить какую-либо информацию, и в последствии применить её в жизни. Но это, в понятии некоторых, почему-то касается только учебного процесса в школе. И они же, почему-то так наивно считают, что просмотр ТВ передач, компьютерных игр со сценами убийства и другой негативной информацией пройдут абсолютно бесследно, безвредно, и без воздействия на психику ребёнка. И что эта информация не запомнится, и в последующем не будет использована как руководство для действий.
В рассуждениях некоторых псевдонаучных деятелей есть распространённый миф, с помощью которого они стараются заверить всех в том, что человек, играющий в игры с убийствами, издевательствами, расстрелами людей и мифических монстров, выплёскивает всю свою агрессию в игрушках. Что наблюдение сцен насилия в ТВ передачах никак не отражается на психике смотрящего. Но есть исследования психологов, которые дают полностью противоположную информацию.
Учёные подсчитали, что ребенок, к моменту окончания средней школы просматривает по телевидению минимум 8 – 10 тыс. сцен с убийствами и 100 тыс. других действий с применением насилия. Также в опросе, проведенном среди заключенных тюрем США, каждые девять из десяти допускали, что телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальным трюкам, а каждые четверо из десяти признались, что пытались совершить преступления, увиденные когда-то на экране телевизора.
Ответом на этот вопрос может служить исследование американских учёных, проведенное Ироном (Егоn) и его коллегами в 1960 году. Они обследовали школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в небольшом городке штата Нью-Йорк. Было установлено, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы с элементами насилия, числились в школе среди наиболее агрессивных.
Спустя десять лет ученые повторно обследовали 427 детей этой группы с целью обнаружить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивными они стали. Было обнаружено, что частое наблюдение насилия в детстве предопределило агрессивность в возрасте 18 лет, другими словами, наблюдалось стабильное агрессивное поведение на протяжении десяти лет.
Фактически единственным предвестником мужской агрессии в возрасте 18 лет (даже после контроля на враждебность по другим факторам) была степень насилия в тех телевизионных программах, которые любили смотреть дети.
В 1987 году Ирон и его коллеги обнародовали данные еще одного исследования — 400 индивидуумов из той же группы, которым к тому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего прошедшего времени. Те, кто был агрессивен в детстве, к 30 годам имели не только неприятности с законом, но и проявляли жестокость в отношении своих жен и детей. Более того, учеными была обнаружена устойчивая связь между количеством программ с элементами насилия, которые дети смотрели в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они совершат серьезные преступления, став взрослыми.
Проблема существует, она доказана различными исследованиями, и с ней нужно что-то делать. Я считаю, что нужно бороться с причиной, а не гоняться за следствием. Для этого нужно создание комиссий при ТВ каналах для рассмотрения передач подобных перечисленным, и если не закрытия их, то хотя бы корректировки до уровня нормы и приличия. Тоже самое касается печатных СМИ.
Я предполагаю, что в ответ на мои предложения тут же начнутся визги-возмущения либералов о неприкосновенности журналистской деятельности и свободе слова. О нарушениях прав человека и т. д. Но не нужно смешивать в одну кучу журналистов и жалких писак с воспалённым сознанием. И подменять понятия о свободе самовыражения с публичной демонстрацией больных фантазий некоторых деятелей псевдокультуры.