Выставка Валентина Серова в Третьяковской галерее, которая прошла с 7 октября 2015 года по 31 января 2016 года, стала одним из самых резонансных событий последнего времени. Многочасовые очереди на морозе, штурм музейных дверей, полевая кухня для ценителей живописи и финальный аккорд — «Ночь Серова», которую посетили более семи тысяч человек. Последний зритель покинул здание на Крымском валу около трёх часов утра. Пока в Третьяковке обдумывают новые стратегии работы с публикой в преддверии выставки Айвазовского, запланированной на лето, эксперты, да и просто жители страны, анализируют итоги выставки и выясняют причины столь беспрецедентного стремления к прекрасному.
В то время как врачи советуют лишний раз не появляться в людных местах, Министерство культуры дважды продлевало выставку Валентина Серова в Третьяковке. Организаторы и представить себе не могли, какой будет ажиотаж. За 4 месяца выставку посетили почти полмиллиона человек: от школьника до президента. Это абсолютный рекорд для выставки русского художника не только в России, но и в Советском Союзе.
Я думаю, что первые 3 месяца у нас был большой успех, а потом, в последние 10 дней перед закрытием, сформировалось то, что называется ажиотаж, -— размышляет генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Но вообще я бы описала эту ситуацию как огромный успех русского искусства, которое иногда недооценивается и в нашей стране, и за рубежом.
Когда директор Третьяковской галереи Игорь Грабарь приобретал картины Серова при жизни художника, то он мучился вопросом: выдержит ли его творчество испытание временем? Он затруднялся сказать, какой «приговор вынесут грядущие, более бесстрастные судьи». Но интуиция учёного не подвела.
В данной статье, не акцентируя внимание на значимость наследия выдающегося русского художника, рассмотрим, почему люди, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, отдают предпочтение «великой силе искусства» — музыке, кино, театру, и, как в этом случае, живописи.
В честь 150-летия со дня рождения В.А. Серова Третьяковская галерея представила самую масштабную и полную коллекцию работ мастера, собранную из частных коллекций, а также 18 российских и 5 зарубежных музеев. Экспозиция, организованная при поддержке банка ВТБ, была размещена на трёх этажах Галереи. Посетители увидели не только знаменитую портретную живопись Серова, но и не менее ценные работы в области русского пейзажа, иллюстрации, графики, а также театральные работы.
На выставке было представлено около 250 работ Серова — это не только живопись и графика, но и архивные материалы. Кроме Третьяковской галереи, работы для экспозиции предоставили Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Национальная галерея Армении, Национальный художественный музей Белоруссии, Музей Орсе и офицерский фонд королевской лейб-гвардии Дании.
Посетителям были представлены — от хрестоматийной «Девочки с персиками», написанной 22-летним художником, до авангардного образа балерины Иды Рубинштейн. Многогранный, вечно ищущий, сам ломающий свои стереотипы — таким Третьяковка показывает Серова. Сплетаются традиции и русской реалистической школы, и старой европейской, и новаторство современных живописцев.
Впервые в России — портрет Александра Третьего, подарок вдовствующей императрицы Марии Федоровны королю датскому Кристиану Девятому. Серов писал императора по фотографии, ему позировал датский солдат. С 1899 года портрет находился в лейб-гвардии королевского полка в Копенгагене. Но о том, что он существует, узнали лишь недавно.
Мы узнали об этом в 2005 году, когда проходила выставка Жилинского в Третьяковской галерее. Был издан каталог, показаны его работы. И на его работе — портрете королевы Маргарет — мы этот портрет и увидели,
— рассказывает куратор выставки Ольга Атрощенко.
Великосветские особы, русская и европейская интеллигенция конца XIX — начала XX веков — это галерея ушедшей эпохи. Серову заказывали портреты, зная его непростой характер, понимая, что мастер может подметить и неприглядные стороны. Художник постоянно экспериментировал с техникой, первым придумал графический парадный портрет.
В одном из разделов выставки были представлены документы, письма и фотографии. Специально к открытию выставки опубликован фундаментальный каталог, подготовлена культурно-образовательная программа.
Как отмечают эксперты, выставка вышла за рамки типичной монографической экспозиции. Тематическое разнообразие произведений Серова, его мастерство рисовальщика в различных техниках дали возможность оценить не только талант самого художника, но и осознать насыщенность художественной жизни рубежа XIX—XX веков.
Случилось уникальное для новейшей истории событие, когда насквозь либеральные, вещающие сплошную чернуху Средства Массовой Агитации и Дезинформации (СМРАД), сработали на продвижение Русской культуры. Очень красноречиво охарактеризовал деятельность СМИ Владимир Путин во время своего интервью ТАСС.
Видео данного фрагмента: https://www.youtube.com/watch?v=ytw4wOGoApY
Хотя начиналось это продвижение как выливание очередной чернухи на зрителей. Ведь обратили внимание на выставку и начали говорить о ней из-за технической ошибки организаторов при выдаче электронных билетов и массового прихода людей с этими билетами. Если бы не было этой досадной для организаторов ошибки, создавшей очередь на улице, то СМИ и не обратили бы внимание на это и не приковали, соответственно, внимание своих зрителей к этой выставке.
Ведь проблемы возникли из-за того, что была предварительная продажа электронных билетов, которые вроде бы давали право прохода без очереди, но на практике не получилось: выстроилось две очереди — с билетами и без. На улице холодно, народу пришло очень много, гардероб не справляется, вот люди и стали возмущаться…
И «наши» бравые СМИ тут как тут — всё засняли, растиражировали.
Кроме того, выставку посетили президент РФ Владимир Путин и министр культуры Владимир Мединский, визит которых СМИ также обязаны были осветить. После этого многие россияне захотели посетить Третьяковскую галерею и увидеть не имеющую аналогов в России коллекцию картин русского автора.
Многие, анализирующие причины небывалого успеха выставки Серова, считают, что нет одной-единственной причины, которая бы всё объяснила, а что их несколько:
Во-первых, художник Серов рисовал понятно современному зрителю. Он изображал красивых и богатых ещё красивей и богаче, чем они были на самом деле. Он выполнял социальный заказ на гламур, который был востребован больше ста лет назад, пользуется устойчивым спросом сейчас. Едва ли не самая популярная цитата из письма художника:
В нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное.
Во-вторых, Серов преуспел в изображении царей, а монархизм нынче по мнению некоторых журналистов «в большой моде». Портреты Александра III и Николая II ими считаются главными хитами выставки. Хотя и оговариваются: «конечно, если не считать растиражированной «Девочки с персиками».
В-третьих, маркетинговые причины. Третьяковская галерея начала раскрутку выставки с помощью специального сайта ещё до её открытия и продолжала подогревать интерес до того момента, когда пришлось остановить интернет-продажи билетов из-за того, что обладатели этих билетов образовали свою отдельную многочасовую очередь. Но и на другие выставки продаются электронные билеты, и для них делают отдельные сайты, и других Третьяковка пиарила заранее — тут Серов не исключение.
В-четвёртых, есть, как считают, причина академическая: выставка была исключительно представительной — 250 произведений из 40 музеев и частных коллекций. Нынешним поколениям зрителей вряд ли удастся ещё раз увидеть Серова в такой полноте. Весомый аргумент, но были и другие не менее представительные выставки других художников, однако, такого ажиотажа не было.
В-пятых, причину видят и психологическую: по мнению некоторых психологов наши люди устали от чувства тревоги, неопределённости, непредсказуемости будущего и искать покой они пошли к девочке и персикам. Но с другой стороны, рассматривая популярность и посещаемость выставки в целом, можно сказать и то, что население насытилось уже культом денег, потребления, и есть запрос на прекрасное, высокое, духовные ценности, что люди устали от политической трескотни либералов, от жестоких фильмов и мыльных сериалов, где только стреляют и убивают…
Тиражирование такого рода мнений о многопричинности успеха выставки выгодно «коллективным СМИ», поскольку прячет их роль во всём этом.
Если бы СМИ не создали информационного ажиотажа вокруг очередей на выставку, то никакой бы сверхпопулярности выставки не было бы, и журналистам бы не пришлось камуфлировать потом свою роль в «раскрутке» перечислением таких версий, как: «стремление к гламуру», «популярность монархизма» или «чувство тревоги населения». Всё очень прозаично.
О роли СМИ в управлении обществом мы писали в статье «СМИ — «четвёртая власть» или инструмент власти?» http://inance.ru/2015/05/smi-vlast/.
«СМИ — «четвёртая власть» или инструмент власти?» http://inance.ru/2015/05/smi-vlast/
Живопись Валентина Серова хорошо знакома, а для зрителя важен элемент узнавания. Если бы это был совсем неизвестный художник, возможно, такого успеха, даже при условии раскрутки темы в СМИ, и не было бы. А здесь человек приходит и понимает, что где-то уже это видел, слышал о художнике. Сейчас, конечно, более тяжёлые времена и может людям приятно посмотреть на спокойную, красивую жизнь до войн и революций. Ведь это искусство — наше родное, искусство русской культуры, имеющее глубокие исторические корни.
Для многих людей, чьё советское детство было достаточно счастливым и безоблачным по нынешним меркам, картины Серова, хотя бы та же самая «Девочка с персиками», ассоциируются с иллюстрациями в школьном учебнике. Поэтому они решают посмотреть, что же ещё написал этот художник, помимо «Девочки с персиками».
Нас, безусловно, радует, что выставка Серова стала популярна и привлекла множество людей, но грустно от того, что это произошло не по инициативе СМИ, а вопреки им.
Вообще говоря, СМИ должны осмысленно целенаправленно продвигать события, вроде выставки Серова, а не потчевать людей разнообразной чернухой.
Скоро ли в СМИ придут кадры, видящие позитивное в жизни или там так и будет царить «политика мух»?