В кино, начиная с середины 90-х годов, на первый план начали выходить женщины доселе необычного типа. Это были не домохозяйки, не труженицы колхоза, не медсестры, а агрессивные воительницы, имеющие супер-силу и способности. Ей их хватает не просто «коня на скаку остановить», а наравне сражаться с мужчинами и даже спасать их. Образ супер-женщины, по мановению волшебной палочки, начинает присутствовать везде: от детских мультфильмов до сериалов и полнометражного кино.
Кто-то скажет, что такие женщины существовали всегда, приведя в пример древних Амазонок или героинь-ветеранов Великой Отечественной Войны. Но… рассматриваемые нами персонажи при внешней схожести их силы и ловкости кардинально отличаются друг от друга.
Героини Великой Отечественной, работая медсестрами, связистками, а иногда разведчицами, побеждали не столько за счет мускулов, сколько за счет ума и огромной силы духа. И это подтверждено временем. Что касается Амазонок, известно, что они тренировались с самого своего рождения…
А сейчас маленькая точеная женская фигурка может одним ударом своего кулачка сбить с ног вдвое превосходящего ее по комплекции мужчину, который при нападении не может ее никак ударить, потому что… промахивается. При этом, по современной героине зачастую совсем не заметно, чтобы она занималась в спортзале или полжизни провела в монастыре Шаолиня. То есть самая обычная с виду женщина чуть что, сразу начинает драться как Брюс Ли (Холодное сердце, Мстители, Семейка Крудс, Мистер и Миссис Смит, Эон Флакс и т.п.) .
Мы привыкли смотреть на зрелищность красивой картинки, но при этом нисколько не задумываемся о том, насколько она опасна. Так, девушка может неадекватно рассчитать свою физическую силу и попасть в откровенно неприятную ситуацию, а с юноши таким образом снимается вековое табу, что «прекрасный пол нельзя бить».
В фильмах не показывается, что удар женщины и мужчины имеют кардинальную разницу по степени нанесения вреда противнику. Хотя любому, кто имеет представление о физиологии человека, понятно, что на одно и то же воздействие мужчины и женщины реагируют по-разному в силу физиологических отличий.
Несмотря на это во многих современных «сказках для взрослых» героиня наделяется мистической силой (Обитель Зла, Баффи, Древние, Зачарованные, Бладрейн и т.п.), которая позволяет ей сбить противника с ног одним ударом руки или ноги. Чего только стоит знаменитая сцена из фильма «Мистер и Миссис Смит», когда герой Бреда Питта, сбив свою жену с ног, наносит ей, лежачей, несколько ударов ногой по животу. Если для парочки шпионов эта сцена через несколько экранных минут заканчивается бурным примирением, а героиня Анджелины Джоли при этом мгновенно почувствовала себя здоровой, бодрой и счастливой женщиной, то в реальной жизни одного такого удара может хватить, чтобы причинить даже крепкому мужчине неслабую травму. Что уж говорить об анатомии хрупкого женского тела?
Если бы мы говорили только о данном фильме, то можно было расценить подобную сцену, как чудовищный «ляп» но, к сожалению, речь идёт уже о наглядно себя проявившей тенденции в современном кино.
Помимо того, что женщины стали показываться эдакой помесью Джеки Чана и волшебника Мерлина в юбке, их воинственная агрессивность и супер-сила стали преподноситься как эталон красоты и достойного поведения. Нередко на экране можно увидеть сцену, как юная героиня в обтягивающем костюме, показывающем все «прелести», за две секунды раскидывает нескольких головорезов в разные стороны, а они, как последние олухи, терпеливо по очереди ждут своего удара…
Типичный характер таких супер-женщин прорисовывается предельно четко: она надеется только на себя, не привыкла принимать заботу, в ее взгляде ясно читается, что чуть что – уничтожит любого на своем пути. Вспомните женские образы в фильмах Бладрейн, Баффи, Лара Крофт, Ангелы Чарли, фильмы про супергероев – Мстители, Женщина-кошка, Великолепная четвёрка, а также фильмы Тарантино, Родригеза и т.п.
А теперь скажите, может ли такая женщина стать верной женой, переживающей испытания вместе со своим мужем и поддерживающей его в трудную минуту? А заботливой матерью, готовой не спать по ночам, убаюкивая малыша? Нет. У таких «леди» в их характере даже близко нет качеств, необходимых для того, чтобы быть настоящей в хорошем смысле слова женщиной. При этом именно такой тип популяризуется через кино – тип агрессивной женщины с жестким взглядом и оружием (магией) в руках.
Аналогичные тенденции уже стали мейнстримом и в компьютерных играх, где женщина-воин всегда облачена в «бронелифчик» и подобные костюмы, которые совершенно не подходят для защиты и брони, зато отлично подчеркивают сексуально прорисованные формы героини, вызывая определённые ассоциации и чувства.
Благодаря современному кино и подмене основных понятий о роли и назначении мужчин и женщин, сегодня агрессивная женщина-воин становится эталоном красоты и поведения. Порой в таких фильмах даже высмеивается женственность: в тех же «Мистер и Миссис Смит» героине Джоли было откровенно не по себе от обычных разговоров о семейных делах в компании женщин. Или сериал «Баффи», где персонаж школьной красавицы – Корделия была показана недалекой истеричкой. Тем самым зрительнице предлагается скудный выбор: либо агрессия, либо скучная жизнь «клуши», либо образ красивой и глупой куклы. Образ мудрости, женственности без магии или оружия в руках, даже не рассматривается, как будто его никогда не существовало.
По закону природы, всё в мире приходит к равновесному состоянию. И там, где что-то прибыло – это за счет того, что где-то обязательно что-то убыло. То есть, если в девушках искусственно формируют маскулинность или типично мужские качества, то в юношей закладывается феминность – типично женская роль. Не может быть два лидера, два бойца, воителя в одной семье. Американское кино кроме образа сильной женщины еще и являет образ слабого мужчины.
Можно вспомнить сериалы: «Зена – Королева Воинов», «Женщина-Кошка», «Бандитки», «Однажды в сказке» и пр., где рядом с физически и морально сильными женщинами присутствуют настолько же слабые мужчины, которые не могут не только защитить от опасности своих женщин, но сами нуждаются в крепком плече подруги.
Наглядный пример – телесериал «Баффи»: из четверки всегда действующих главных героев – две женщины и двое мужчин. Оба представителя сильного пола физически уступают дамам, ибо являются просто людьми, да и как личности гораздо проигрывают женщинам – ведьмам и истребительницам вампиров по совместительству.
Баффи – смелая, решительная, рискующая жизнью каждый день ради своего долга, верная подруга и сильная личность. Её друг Ксандер – труслив, что является частым поводом для шуток в сериале; способен на мелкие интриги, а также на то, чтобы бросить невесту у алтаря по причине надуманных страхов.
Аналогичная ситуация и в последних «Звездных Войнах»: Рей – девушка с проснувшейся силой джедая, её возлюбленный – предатель, сбежавший с войны. Герой, откровенно прячущийся за женской юбкой от любых неприятностей, не только не осуждается остальными персонажами, но наоборот, его поведение показывается нормальным и естественным благодаря искусственному сюжету, где именно женщина обладает физической и моральной силой, а он нет.
Для героя нового «Призрака Оперы» Рауля было нормально подставлять свою женщину, используя её как приманку для злодея, увлеченного ею. Также поступил и Тайлер из «Дневников вампира». То есть женщине хватало смелости становиться добровольной приманкой для убийцы, а у мужчины ее не наблюдалось, чтобы во время борьбы со злодеем защищать покой своей прекрасной половины.
Можете себе представить, чтобы в старинных сказках принц отвлекал дракона собственной невестой – красавицей-принцессой. Естественно, нет, поскольку в таком случае принц лишается своего главного качества архетипического героя – мужественности. В такой испорченной сказке героем становится принцесса, готовая рискнуть головой ради любимого, а принцу нужно всего лишь тихо спрятаться и вовремя взмахнуть мечом.
Пагубное влияние образа суперсильной и агрессивной женщины очень велико. Во-первых, представительницам прекрасного пола внушается, что мужчинам доверять вовсе не нужно, сильному же – что нет ничего плохого в том, чтобы… быть слабее девушек. Таким образом, благодаря тенденциям в современном кино понятия женственности и мужественности меняются местами . Но если девушкам и юношам привить несвойственные им роли, тогда одни перестанут рожать детей, а другие – не станут защищать Родину: а зачем?
Конечно, в неких экстремальных условиях и женщина может встать на защиту Родины с оружием в руках (таких исторических примеров тоже много), а мужчина может какой-то период времени сидеть дома и воспитывать детей. Но это может быть только в качестве исключения из правил и вынужденной меры, а не навязываемой нормы.