Один из видеообзоров проекта Научи хорошему был посвящён российскому шоу «Давай поженимся». В нём наглядно показано, как «номинально» можно преследовать одни цели – создание новых семей, а по умолчанию – абсолютно противоположные – разрушение института семьи и увеличение количества разводов.
Аналогичная технология использована и в международном шоу «Дорогая, мы убиваем детей», которое якобы направлено на помощь неблагополучным семьям в их желании измениться в лучшую сторону. Передача впервые появилась в Великобритании, прошлась по многим странам мира, в том числе Украине, и добралась до России. Сначала телеканал РЕН-ТВ снял и выпустил в эфир несколько своих выпусков, каждый из которых начинался фразой «программа нацелена на защиту и сохранение семейных ценностей», а теперь транслируется перевод украинской версии шоу на телеканале «Ю».
Формат шоу построен следующим образом. На передачу приглашается семья, у которой есть явные проблемы с воспитанием детей. В квартире участников устанавливаются камеры и снимают то, как они живут. Естественно, основное внимание акцентируется на скандалах, драках, ругани, истериках (как заявляют отдельные бывшие участники шоу, многие сцены носят постановочный характер или провоцируются самой съёмочной группой). Зачастую зрителю демонстрируются семьи алкоголиков или семьи, в которых родители и дети ничего кроме ненависти и презрения друг к другу не испытывают.
После очередного эмоционального срыва или скандала, участникам шоу обычно читают нотации о том, как следует и как не следует себя вести. На основании того, что иногда наставления психологов помогают родителям и детям хоть на какое-то время найти общий язык (либо такое впечатление создаётся искусственно с помощью монтажа), создатели шоу с гордостью заявляют о той общественной пользе, которую несёт передача, помогая неблагополучным семьям.
Отдельным семьям это шоу, может быть, и помогает, но давайте оценим, какой эффект на общество оказывает трансляция подобного контента на многомиллионную аудиторию?
Во-первых, содержание каждого выпуска на 90 процентов состоит из демонстрации сплошного негатива. Зачастую зритель видит крайне эмоциональные и даже шокирующие кадры семейной жизни, полные ненависти и злобы. Но ведь истина предельно проста: если ты хочешь, чтобы в твоей стране были крепкие большие и счастливые семьи – надо как можно больше показывать на экране те самые счастливые семьи, чтобы люди перенимали опыт и брали пример с тех, кто этого действительно заслуживает. Однако в нашем случае, как заявляют сами создатели передачи «Дорогая, мы убиваем наших детей», они выбирают для своих шоу самые трудные семьи и демонстрируют в большинстве своём откровенно плохих и даже неадекватных родителей и крайне избалованных детей.
Во-вторых, на всеобщее обозрение выносятся внутренние проблемы семьи, что само по себе уже аморально. По сути, зритель видит всё тот же «Дом 2», только вместо описания интимных сторон жизни одного коллектива деградирующей молодёжи, изначально отобранной по критерию отсутствия стыда и совести, ему показывают каждый раз новую семью, но опять же самую худшую, которую только смогли найти продюсеры. То есть передачи вроде бы разные, но критерии и в шоу «Дом 2», и в шоу «Дорогая, мы убиваем наших детей» одни и те же: найти самых худших представителей и предоставить им возможность выступить перед обществом. Всё остальное наполнение шоу – якобы «строим любовь» или якобы «помогаем трудным семьям» – это, по сути, просто информационное прикрытие, создающее благовидный предлог для бесконечного тиражирования самых аморальных и низменных примеров поведения.
В-третьих, помимо демонстрации негатива, во многих выпусках проводится мысль о том, что родители своим агрессивным поведением нарушают законы, за что их следует лишать родительских прав (даже приводятся наименования конкретных статей из семейного кодекса). Тем самым создаётся информационная обстановка, способствующая продвижению Ювенальной юстиции в России путём расширения полномочий органов опеки и внедрения законов, наподобие «Закона о семейно-бытовом насилии» или закона о фостерных семьях, которые у нас продвигают под видом «социальных воспитателей». Если подросток увидит подобное шоу, догадайтесь, чем он в следующий раз будет шантажировать родителей…
Следует отметить важную деталь: речь не идёт о том, что не надо заниматься проблемными семьями и не надо помогать им. Конечно, надо. Но превращать этот процесс в шоу, значит помогать одной семье, при этом калеча психику тысяч зрителей и дискредитируя институт семьи в целом.
Большинство участников шоу, съемочная команда и даже ведущие, могут в силу своего управленческого невежества искренне не понимать, что они несут гораздо больше вреда, чем пользы. Однако руководство телеканалов, которое определяет контент вещания, прекрасно осознаёт, какой эффект оказывает демонстрация таких передач массовой аудитории. Обратите внимание – Россия и Украина находятся в режиме очень серьёзных разногласий, но и там, и там людям промывают мозги одинаково по одной и той же технологии, телевизионными шоу наподобие «Дорогая, мы убиваем детей», «Давай поженимся», «Comedy club», «Холостяк» и так далее.