«Большая часть процесса моего увольнения происходила за кулисами, это решение одного человека — святейшего патриарха», — рассказал Чаплин РБК.
С начала вооруженного противостояния на востоке Украины Чаплин неоднократно делал заявления в поддержку ополченцев и идеологии «русского мира», призывая к более активной защите идеологии. РПЦ в лице патриарха Кирилла, напротив, заняла миротворческую позицию и выступала с официальными заявлениями о неприемлемости междоусобиц по языковому и национальному признаку и призывала остановить боевые действия.
«Надо было действовать более решительно, надо было добиться того, чтобы русскоговорящие, русские люди, политически ориентированные на Россию, не оказались бы в том униженном состоянии. Нужно было и церкви и государству отстаивать людей, которые нам поверили», — повторил свое мнение Чаплин.
В канун празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Президенту Украины П.А. Порошенко с письмами аналогичного содержания, выражающими глубокую обеспокоенность Предстоятеля Русской Православной Церкви происходящим на востоке Украины.
… Святейший Патриарх «с болью в сердце от имени всей Русской Православной Церкви» просит Президентов России и Украины «употребить все усилия для прекращения кровопролития».
Представим, что после Курской битвы только что избранный патриарх Сергий обращается к И.В. Сталину и вождю национал-социалистической партии Германии — А. Гитлеру — с аналогичным обращением: прекратить кровопролитие на территории СССР, где в результате боевых действий гибнут ни в чём не повинные женщины, старики и дети. Скажете, что такое невозможно представить? — Но обращение патриарха Кирилла ничем не отличается от подобного гипотетического обращения патриарха Сергия, которого не было и НЕ МОГЛО БЫТЬ.
В 1941 году на СССР формально напала гитлеровская Германия, а по существу — не полностью объединённый в третий рейх Запад. Великобритания и США с Канадой не участвовали тогда в этой агрессии на стороне фашистской Германии только благодаря способности И.В.Сталина предвидеть возможный ход развития событий в случае нанесения упреждающего удара по сосредоточенной группировке вермахта на западных границах СССР. Сегодня же ситуация более сложная чем тогда, поскольку в мае 2014 года началась немотивированная агрессия марионеточной киевской фашистской хунты, свершившей государственный переворот при поддержке всего Запада и под руководством его
спецслужб, т.е. имела место агрессия объединенных сил Европы, Великобритании, США и Канады против Украины — части бывшего СССР.
"Нам говорят, что известный кризис с падением рубля по отношению к доллару является показателем состояния нашей экономики. А кто это сказал? Мы видим, что экономика России не упала на ту четверть, на которую упал рубль. Это значит, кто-то пытается оценивать нас не по реальному состоянию нашей экономики, а по правилам информационного пузыря, который сначала надувается, потом спускается"
"Поэтому сразу возникает вопрос: почему мы не можем выработать собственные оценки критериев состояния нашей экономики и ее будущего?" - отметил священник.
Он призвал к широкой дискуссии о том, как добиться того, чтобы Россия не зависела от управленческих решений и от оценок, "которые придуманы не нами, не по нашим правилам", и есть ли возможность создать не просто независимую банковскую систему, входящую в самостоятельные отношения с теми или иными центрами без посредничества внешнего центра в Нью-Йорке или в Гонконге, "а систему, которая была бы основана на этических правилах".
Указав на то, что это получилось у мусульман, которые отказались от ростовщичества, ссудного процента, но при этом "эффективности у исламского банкинга это не убавило", священник предложил подумать над тем, "может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния"; как отказаться от диктата по отношению к отечественной экономике тех глобальных центров, "которые все больше и больше проявляют свою недружественность"; возможно ли максимально отказаться от тех валют и экономических инструментов, "которые связаны с недружественными нам центрами"; можно ли "закрутить мировую экономику по нашим собственным правилам".
Как считает он, в этих условиях Россия может показать миру пример сочетания сильной центральной власти с сильным народным самоуправлением, "которое бы включало в себя, безо всякого навязывания политических интересов, такие механизмы выражения воли людей, как местные референдумы, народные сходы, земские сообщества, представительство профессиональных и социальных групп".