Статья является небольшим исследованием, присланным нашим читателем, с внесенными от нас дополнениями и изменениями, о правильном использовании исторического кино в воспитании Человека.
Становление Человечности неразрывно связано с овладением методологией познания и творчества. И чем больше будет таких людей, чья когда осмысленная воля будет вливаться в общий коллективный разум планеты, без конфликтов и противоречий, тем быстрее изменится культура и жизнь на нашей планете.
Воспитательный и образовательный потенциал кинематографа был осознан ещё на заре становления киноиндустрии в начале XX века. Ведущие мировые державы поставили кино себе на службу, используя его как один из инструментов формирования у населения необходимого мировоззрения.
О проблемах формирования мировоззрения читайте статью «Наша культура формирует мировоззрение самоубийц» http://inance.ru/2014/06/narkokultura/
Управление обществом может осуществляться с помощью структурного и бесструктурного способов управления. Структурный способ обеспечивает распространение управляющей информации адресно, когда информация идёт по сложившимся управленческим структурам.
Бесструктурный способ управления обществом предполагает свободное безадресное распространение информации.
Управление может осуществляться с использованием шести приоритетов обобщённых средств управления/оружия.
1-й приоритет — мировоззренческий (методологический) — обладает наибольшей значимостью, именно через формирование мировоззрения людей осуществляется управление миром. Мировоззрение, изложенное в лексике, называется миропониманием. Мировоззрение может быть изложено в некоторых лексических формах (Библия, Коран), оно же формирует стереотипы живущих и находит отражение в народном эпосе и фольклоре, в обычаях и традициях, в реальной нравственности людей, их действиях и поступках.
2-й приоритет — исторический (хронологический) —информация летописного, хронологического, характера всех отраслей Культуры и всех отраслей Знания. Она позволяет видеть направленность течения процессов и соотносить друг с другом частные отрасли Культуры в целом и отрасли Знания. Овладев методологией, информацией мировоззренческого характера, адекватной миру, на основе в том числе чувства меры становится возможным выявлять в потоке событий частные процессы.
И если кино в целом является важным инструментом формирования воспроизводства мировоззрения, то историческое кино (кино на исторические темы) может открывать или закрывать те или иные исторические процессы для людей.
Из «Манифеста кинематографистов»:
Сегодня идёт последовательная «вестернизация» российского кино и телеэкрана. Идёт вытеснение традиционной духовно-нравственной сердцевины русского народа и его культуры, мутирование сознания новых поколений. Происходит попытка смены того, что называют социокультурным кодом, ядром нашей цивилизации, к которому относятся все базовые фундаментальные ценности нации — родной язык, вера, мораль, нравственные принципы, историческая память, любовь к отечеству (http://polit.ru/article/2009/06/03/manifest/).
Миропонимание — мировоззрение человека, выраженное в лексической форме, в системе понятий.
При этом, несмотря на авторитет документального кино, в том числе посвящённого историческим темам, художественные фильмы имеют куда больший социальный охват и как следствие — куда большее воздействие на общественную культуру.
На фоне развитой традиции создания исторического кино в отечестве нашем, в период постсоветского кризиса шёл его заметный спад. Однако в последнее время наметился возврат к историческим сюжетам, обусловленный серьёзным влиянием, как западной культуры, так и реалий современного российского общества.
К западному влиянию можно отнести культурную мифологизацию прошлого, что выражается в развитии жанра фэнтези (попытки приукрасить или сфантазировать прошлое). Кроме собственно киносказок, фэнтезийная интерпретация часто появляется и в тех фильмах, которые претендуют на историчность. Кроме всего прочего, профессиональных историков-консультантов не привлекают в процесс кинопроизводства.
О реалиях современного российского общества недавно высказался президент страны В.В. Путин:
…мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.
Возникает вопрос: насколько специалисты могут предъявлять «исторические» претензии к авторам фильма, снятого на исторические темы? Ведь в отличие от профессиональных историков, чьей задачей является адекватная реконструкция исторического процесса, задачей авторов фильма является воплощение художественного образа, сотворение художественного произведения. Но всё же, если исходить из старой доброй идеи, что искусство является одним из путей познания реальности, то действительно историческим кино можно признать только те произведения, которые гармонично сочетают в себе и художественный, и исторический компоненты.
Более того, случается иногда, что добротное историческое кино превосходит по историчности многие собственно научные исследования.
Остаётся вопрос — как зрителю отличить настоящее киноисследование от фэнтезийного использования исторических тем? Очевидно, что, на первых порах, без мнения профессиональных историков здесь не обойтись. При этом сами историки должны быть (в духовно-нравственном отношении) выше и спонсоров, и вдохновителей:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…
(Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге)
Ведь нужно воспитывать молодёжь на правде, праведности, справедливости, а не на том, чтобы искажать их. Со временем у людей вкусы станут квалифицированнее, и они не всякий товар «глотнут». Люди начнут отличать плохое от хорошего и будут предъявлять новые требования по качеству выпускаемой кинопродукции.
На наш взгляд, именно телевизионные сериалы наиболее удачно подходят для серьёзного исторического киноисследования (например, сериал режиссёра Николая Досталя «Раскол» 2011 года). Если кинообраз исторического деятеля и его роли в значимом, но кратковременном событии можно воплотить в рамках одно- или двухсерийного фильма (четырёхсерийный фильм «Завещание Петра I» (2011 года) Владимира Бортко можно считать почти удачей), то для того, чтобы глубоко раскрыть серьёзный исторический сюжет — по сути, многогранный исторический процесс — необходимо больше серий. Тут есть о чём побеседовать кинематографистам и историкам, но всё же очевидно: сериал позволяет дать более полный и глубокий исторический срез.
В качестве полезного для воспитания юношества примера с нашей точки зрения можно привести многосерийный фильм «Михайло Ломоносов» 1986 года режиссёра Александра Прошкина.
Кроме того, социология и история в адекватной Жизни культуре научной деятельности должны быть взаимосвязаны, поскольку только историческая наука способна предоставлять социологии фактологию; и только социология, выявив разного рода причинно-следственные обусловленности в жизни общества, позволяет преобразовать хронологически упорядоченный перечень исторических фактов в концепцию течения глобального и региональных исторических процессов.
Статья «О роли метрологии в жизни человека…» http://inance.ru/2015/05/metrologiya/
Историческая наука, как и все прочие науки, обусловлена концепцией управления, под властью которой живёт общество.
Постановщики и режиссёры должны усиленно работать, добросовестно изучать технику, детали дела, потому что без деталей никакое дело не может быть изучено, и хорошего фильма без деталей сделать нельзя. Детали надо изучать. И вот хорошие постановщики, режиссёры годы работают над фильмом, два-три-четыре года, потому что очень щепетильно и добросовестно относятся к своему делу. Изучение требует терпения, а у некоторых постановщиков не хватает терпения и поэтому они соединяют всё воедино и преподносят фильм: вот вам, «глотайте», — тем более, если на нём марка известного режиссёра. Примеры тому — фильм «1612: Хроники Смутного времени» 2007 года режиссёра Владимира Хотиненко и фильм Павла Лунгина «Царь» 2009 года.
При Департаменте кинематографии и модернизационных программ Министерства культуры РФ должен быть организован Художественный Совет, обеспечивающий беспристрастную и деловую критику подготовляемых к выпуску фильмов. Особое внимание в суждениях о картинах необходимо обращать на их идейное содержание. Члены Художественного Совета должны проявлять принципиальность и стоять на страже интересов Человечности в оценке фильмов. Соответственно такие злонравные фильмы, как «4 дня в мае» 2011 года режиссёра Ахима фон Борриса, фильм «Сволочи» 2006 года режиссёра Александр Атанесяна и сериал «Штрафбат» 2005 года режиссёра Николая Досталя, должны блокироваться ещё на этапе сценария.
Сегодня отсутствие созидательной Идеи в области кинематографии, атмосфера клановости в среде творческих работников кино являются одной из главных причин производства плохих кинофильмов. Несмотря на предоставленную свободу творчества, которую «элита» требовала до развала СССР, она оказалась творчески бесплодна. И даже те, кто снимал шедевры в СССР, сейчас не могут снять даже на том уровне.
Даже при написании сценария для создания не документального, а игрового фильма, всё равно должен быть привлечён серьёзная документальная база; такой фильм впечатляет и обретает черты игровой документальной реконструкции. Серьёзное отношение к исторической литературе и доступным источникам позволит авторам фильмов добиться высокого наполнения историческим содержанием художественных образов. При этом нужен очень взвешенный подход к историческому материалу, необходимо избегать столь популярного политизированного подхода к прошлым эпохам. Пример такой политизации — фильм «Жила-была одна баба» режиссёра Андрея Смирнова 2011 года.
Хорошо, удачно подобранные актёры, причём как для героев первого плана, так и второго и, наконец, для эпизодических ролей придаст успех фильму. Очевидно, помимо прочего, этот успех станет результатом обращения авторов фильма к серьёзным историческим источникам.
На историчность образов будет работать и тщательно подобранный реквизит. Например, сериал «Тайны дворцовых переворотов» 2001 — 2012 годы режиссёра Светланы Дружининой. На сегодняшний день снято 8 фильмов из этого цикла.
Предметный мир носителей русской культуры позволяет создать явственное ощущение эпохи. При этом реквизит надо не только удачно подобрать, но и довести до «жизненного» состояния. «Живые исторические костюмы» ладно сидят на актёрах, придавая правдоподобие их персонажам. Последнее, к сожалению, не так часто встречается в российском историческом кино.
Для укрепления духовно-нравственной основы в обществе нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная многотысячелетняя история, опираясь на которую мы в том числе обретаем внутреннюю силу и смысл общественного развития.
Кадры из фильма «Русь Изначальная»
Мы, русские люди, призваны не только знать историю своего отечества, но и видеть в ней борьбу нашего народа за его самобытный духовный лик.
Русский народ не имеет оснований жаловаться на духовную нищету. Русский народ в своей истории создал истинные сокровища культуры, которыми следует обогащать наше молодое поколение.
Следует различать Учение Христа и вероучения церквей имени Христа, поскольку людям свойственно ошибаться и искажать однажды услышанное, узнанное. Об этом очень хорошо в образной форме рассказал через персонажа Иешуа Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»:
— Эти добрые люди, — заговорил арестант и, торопливо прибавив: — игемон, — продолжал: — Ничему не учились и всё перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И всё из-за того, что он неверно записывает за мной.
Наступило молчание. Теперь уже оба больных глаза тяжело глядели на арестанта
— Повторяю тебе, но в последний раз: перестань притворяться сумасшедшим, разбойник, — произнёс Пилат мягко и монотонно, — за тобою записано немного, но записанного достаточно, чтобы тебя повесить.
— Нет, нет, игемон, — весь напрягаясь в желании убедить, заговорил арестованный, — ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал.
— Кто такой? — брезгливо спросил Пилат и тронул висок рукой.
— Левий Матвей, — охотно объяснил арестант…
Этим самым подсекается основа, база, фундамент всякой социальной несправедливости.
Священное Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны (Святитель Игнатий Брянчанинов «Слово о человеке»).
Поэтому, одна из главных задач русской культуры — показать молодёжи всё внутреннее богатство Человека и научить молодое поколение жизни по евангельским заповедям. Здесь в помощь Святоотеческая литература, предназначенная для «христиан, живущих посреди мiра» (Святитель Игнатий Брянчанинов «Письма к мирянам» — http://otechnik.narod.ru/pisma_k_miryanam.html). Почему так важна аскетическая литература?
В современном бушующем мире очень много людей страдают от всевозможных духовных, психических и душевных недугов. Такие явления как депрессия, тревога, психологическое одиночество стали повальными болезнями. Психологи даже называют эту всеобщую депрессию чумой XXI века. А она происходит из-за того, что люди живут, как все. Как все живут гражданским браком (сожительством без регистрации), как все друг друга обманывают, как все не думают о том, что такое ответственность, долг, совесть и честь человеческая, и это приводит к таким печальным последствиям. Люди пытаются подлечить свои раны у психологов, у психотерапевтов, но корень проблемы остаётся.
Качественное историческое кино — это отличный инструмент «мягкого» воздействия на сознание и подсознание молодого человека с целью формирования у него духовно-нравственных ценностей. Что объединяет сознание и бессознательные уровни психики в единую информационно-алгоритмическую систему — психику индивида? Ответ на этот вопрос прост: нравственность и нравственно обусловленная взаимосвязь эмоций и осознаваемого смысла.
Объективно свойственная индивиду нравственность — это та, которая выражается в его реальных действиях, а не та, которая им заявляется в самооценках и декларациях на публику.
На экраны должны выйти исторические картины, показывающие внутренний мир нашего человека, демонстрирующие борьбу характеров, путь к самосовершенствованию, тонкие движения человеческой души; в картинах должен царить культ хорошего русского языка, из уст актёров должны звучать стихотворения великих русских поэтов, ведь русский народ имеет единственную в своём роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой; очень важна музыкальная составляющая фильма: русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение. Постановщики, режиссёры, сценаристы, научные консультанты должны в своих картинах представить все виды национального искусства — от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски до театра, от музыки до скульптуры. Тогда душа молодого человека всесторонне раскроется для восприятия того, что впервые дали ей песня, сказка и поэзия (если он воспитывался в российском культурном пространстве).
Статья «Кто гарантирует защиту прав Человека от паразитов?» http://inance.ru/2014/12/prava/
Отечественный зритель, включая молодёжь, ожидает от наших постановщиков, режиссёров, сценаристов картин о человеке и для человека, созданных в нашей ментальности с использованием современных технологий.
Нам представляется, что колоссальный воспитательный потенциал, заложенный в русской культуре можно реализовать, экранизировав выдающихся личностей, таких как: Сергий Радонежский; Иван III Васильевич; Иван Грозный; Игнатий (Брянчанинов); Алексей Степанович Хомяков; генерал Михаил Дмитриевич Скобелев; генерал Александр Дмитриевич Нечволодов; Константин Константинович Рокоссовский и многие других…
Воображение молодого человека будет сопереживать живым образам служения Жизни и Родине.
Статья «Зачем нужно знать историю?» http://inance.ru/2015/01/kluchevsky/
От государства требуется финансирование возрождения широкой системы кинопроката, особенно в средних и малых городах России, а также предоставление телевизионной площадки для показа в удобное для зрителя время качественного исторического кино.
И создание однозначно понимаемых правил государственно-частного партнёрства в фильмопроизводстве.
Меценаты могли бы содействовать появлению в образцовых школах и в высших учебных заведениях мини-киностудий с современным оборудованием для производства концептуально значимых исторических фильмов и роликов (документальных и анимационных). В качестве режиссёров, сценаристов могла бы действовать сама молодёжь: старшеклассники и студенты, стремящиеся жить на основе диктатуры совести.
Производство исторических фильмов должно быть ориентировано на воспитание духовно-нравственного иммунитета молодого поколения к пошлости, цинизму, попранию достоинства исторического прошлого нашего народа и страны, к разнузданной пропаганде наживы любой ценой, ко всему тому, что несет в жизнь западная концепция глобализации. Иммунитетом этим станет глубокое понимание последствий своих действие и труд по формированию новой Культуры — Культуры Человечности, притягательной и справедливой для всех народов планеты Земля.