Культовый для британцев научно-фантастический сериал Доктор Кто с некоторыми перерывами идёт уже более 50 лет, за что получил звание самого долгоиграющего фантастического телесериала. Сегодня его транслируют и в России на детских телеканалах «Карусель» и «Дисней». Общий сюжет прост: существуют инопланетные существа, которые именуются Повелителями Времени. Внешне они похожи на людей, физически от нашей расы их отличает только способность к регенерации (с полным изменением внешности и частичным изменением характера), присутствие двух сердец, очень долгий срок жизни и недюжинные умственные способности, которые помогли Хранителям стать одной из самых развитых цивилизации во Вселенной.
Однако Повелители хоть и познали технологию путешествий в пространстве и времени, но к остальному миру они равнодушны, занимаются лишь наблюдением за становлением и гибелью цивилизации. Кроме одного из них, который именует себя Доктором. Немного рассеянный, нервный, но гениальный и добрейший главный герой, также как и его предшественники, путешествует в пространстве и времени, спасая различные планеты от зла, и помогают ему в этом обычные Земляне.
Официально сериал делится на «Олдскулл» (шёл с 1963 по 1989 год) и «Ньюскулл» (выходит с 2005 года), то есть на старую и новую версию. В новых сериях главный герой Доктор всё тот же, просто по сюжету он регенерировал уже по счету 9-ый раз. Поэтому авторам пришлось сохранять стиль кино 60-ых – основные кинозлодеи сериала, которых называют «Далеки», больше похожи на ведро с грозно торчащим вантузом, спецэффекты выполнены в виде мерцающего света и тумана, а вместо современных графически нарисованных монстров использованы аниматоры в страшных костюмах. Если поначалу зрителя, привыкшего к качественному кино, это раздражает, то позже даже добавляет фильму обаяния и служит некой изюминкой, отличающей этот фильм от сотен других.
К сожалению, даже такая милая история, как сказка о гении, филантропе и путешественнике, с выходом каждого нового сезона вызывает всё больше вопросов. Сегодня уже можно констатировать, что несмотря на внешнюю наивность и привлекательность фильма, доброту и целомудренность, его не стоит показывать детям. Да и взрослым желательно более осознанно относиться к приключениям «британского супер-героя».
Сначала поговорим о хорошем. В первую очередь – это доброта фильма, хотя в последнее время она стала угасать: счет смертей эпизодических и второстепенных персонажей идет на десятки, но авторы всё равно стараются сохранять главную идею всего сериала – благих целей можно добиться и без насилия. В любых, даже самых опасных ситуациях, Доктор не берет в руки оружие: все проблемы он пытается решить умом, хитростью и смекалкой.
Противоположной позиции придерживаются злейшие враги Доктора и всей его расы – «Далеки». В лексиконе у Далеков есть всего несколько слов, и самые главные из них – это «Объяснить» и «Уничтожить». Основная разница между Далеками и Доктором не только в привычных им «способах решения проблем», но и в рациональности и иррациональности. Несмотря на свой ум, Доктор часто действует, как велит ему сердце. Далеки же, мыслящие как компьютер и по внешнему виду больше похожие на роботов, боятся непредсказуемости врага, и поэтому часто впадают в состояние истерики, кружась на месте и повторяя слово: «Объяснить!».
В одном из эпизодов Доктору пришлось сделать выбор – он встретил ребенка, будущего создателя Далеков, и имел возможность убить его, однако в финале все-таки не сделал этого, так как милосердие – это его основная черта.
Главный герой постоянно занимается спасением целых планет и различных человеческих и инопланетных рас, угнетенных межгалактических зверей и всех, кто оказался в беде. В некоторых эпизодах поднимаются весьма философские темы: о том, как одно решение может изменить ход истории, о том, что попытка сломать силой одну несправедливую систему произведет на свет ещё более жестокую и т. д.
Казалось бы – чем фильм не идеален? Однако эта притягательная оболочка всё больше наполняется отталкивающим содержанием.
Внешнее целомудрие сериала, которое проявляется в благих намерениях главных героев и в том числе в отсутствии разговоров о сексе или постельных сцен, к сожалению, компенсируется большим количеством персонажей с нетрадиционной ориентацией.
Один из первых спутников главного героя в «Ньюскулле» – Джек Харкнесс – по сюжету открытый педераст, был влюблен в Доктора, появлялся в четырех сезонах. В первом на эмоциях целовал Доктора, во втором «искал свою любовь» среди различных молодых людей, в финале четвертого Доктор во время прощания с ним знакомит его с парнем.
Также это жительницы викторианского Лондона, хорошие подруги Доктора – Вастра и Дженни, две лесбиянки. Они являются условной пародией на персонажей Конан Дойла Холмса и Ватсона, поскольку Вастра – сыщик, а Дженни – ее помощница. Кроме того, Вастра – не совсем человек, а человекоподобная ящерица, что выдает в Дженни любительницу не только своего пола, но и животных в целом. Отношения этих героев подробно раскрываются во всех эпизодах с их участием: они называют друг друга «любимыми» и официально женаты. Внимание зрителя фокусируется на этой сюжетной линии очень явно. В классическом сериале такого не было, а сейчас девушка, взасос целующая ящерицу-гуманоида, выдается за норму.
Также один из представителей расы Повелителей Времени по имени Мастер в первых сезонах «Ньюскулла» стал более манерным и во время общения с Доктором начал бросать двусмысленные шутки в стиле: «Ты зовешь меня на свидание?»
Догадки о его ориентации и симпатиях к Доктору получили своё подтверждение в восьмом сезоне. После своей очередной гибели Мастер регенерировал … в женщину. Теперь «его-ее» зовут Мисси, и свои уже естественные для новоприобретенного пола чувства к Доктору оно показывает очень рьяно. В фильме все это выглядит столь понятно и естественно, что очень сложно не поверить авторам – ну действительно, ну регенерируешь в другой возраст, другую национальность, почему не изменить заодно и пол и теперь уже без стеснения лезть целоваться к тому, кто уже около тысячи лет знал тебя как мужчину!? Тем более что одна из постоянных традиций Доктора – это дружеский поцелуй со своим спутником.
Таким образом, через многих второстепенных героев зрителю навязывается толерантное отношение к педерастии и к смене пола. Эти деструктивные программы вносятся аккуратно, мягко и без открытой пошлости, что внешне делает сериал невинным, поэтому при поверхностном знакомстве некоторые родители позволяют его смотреть своим детям.
Другим моментом, который выводит сериал из списка детских, выступают семейные ценности, а точнее их отсутствие. Если мужской образ отца еще более-менее присутствует в положительном ключе у таких героев, как Роза Тайлер, Марта Джонс и Донна Ноубл, то с матерями – всё гораздо хуже. Матери в этом сериале – это истеричные, капризные и иногда даже неадекватные женщины, которые или несут нейтрально-комическую роль или же откровенно вредящую своим детям. К примеру, в эпизоде «Поверни налево» спутница Доктора, Донна Ноубл, в параллельной реальности послушала мать, и в дороге повернув налево, решила устроиться на работу, которую ей предложила мать, а не на ту, на которой она в будущем должна была встретиться с Доктором.
Это привело к концу света, гибели Доктора и практически всех знакомых нам на то время персонажей. Роза Тайлер, предыдущая спутница Доктора, нашла Донну и заставила ее изменить прошлое: по внешним обстоятельствам Донна понимает, что не может повернуть налево, кричит на мать и сворачивает направо – тем самым конец света предотвращен… То есть кульминацией данной серии служит необходимость поступить вопреки воле своей матери. К сожалению, речь идёт не о единичном эпизоде. С матерью повезло только Кларе Освальд. Правда, она мертва, но у дочери остались важные реликвии, наполненные материнской любовью.
У самого Доктора по сюжету есть дети, и даже внуки, что показано в первых сезонах «Олдскула», но при этом в сериале они никак не фигурируют, и главный герой живет в состоянии извечного холостяка, меняющего истории любви от Розы Тайлер к Ривер Сонг, а позже – к Кларе Освальд. Все это подается так же естественно, как и тема смены пола.
Доктору все-таки тысяча лет – разве он может любить одну женщину, или должен хоть немного интересоваться своими потомками!?
Ну и напоследок, так как мы оцениваем влияние этого сериала именно на российского зрителя, следует упомянуть его ещё одну знаковую черту – это навязчивая идеологическая составляющая. Сериал идеализирует образ США и Великобритании.
Вот что говорит Роза запуганной жительнице Лондона во время Второй Мировой войны.
- Немцы не вошли в Англию. Знаешь что было, Ненси? Вы победили!
Или вот цитата самого Доктора:
- Мы посреди самого могущественного города, самой могущественной страны на земле!
А были они в центре Вашингтона, серия же была посвящена полету на Луну, который сегодня уже имеет больше опровержений, чем доказательств. Но сериал упрямо вписывает этот момент в историю наравне с другими событиями, демонстрирующими превосходство англосаксонского мира над остальными народами. Естественно, полет в космос первого мужчины – Гагарина, или первой Женщины – Терешковой, Доктор так и не почтил своим вниманием. Да и в России или в СССР Доктор за множество серий так ни разу и не побывал, а единственное упоминание в новых сезонах о нашей стране происходит только тогда, когда главный герой видит город под диктатом неизвестных агентов. Отчего он удивляется и спрашивает:
- Это что – Сталинская Россия?
В результате мы получаем стандартную картину в современном кинематографе – даже хорошая идея снабжена большим количеством деструктивных программ, что делает её неприемлемой для показа детям.
Насилие: Порицается, но все же присутствует. Гибнет множество персонажей.
Секс: Хоть и нет откровенных сцен (только отдельные поцелуи), но фильм аккуратно проводит различные извращения как норму: распущенность, педерастия, смена пола.
Алкоголь: Отсутствует.
Мораль: Фильм несёт то, что сейчас принято называть общечеловеческими ценностями – идеи добра, гуманизма, равенства и ответственности. При этом картина мягко прививает своим зрителям распущенность и извращения, говорит о том, что нормы в отношениях нет. Семья изображена в большей степени в негативном свете. Также присутствует навязчивая идеализация западного образа жизни.