70 лет назад 24 мая 1945 года Иосиф Виссарионович Сталин на приёме в честь командующих войсками Красной Армии выступил с небольшой речью, венцом которой стал тост «За русский народ», содержание которого не только не потеряло своего значения в наши дни, но приобрело ещё большую актуальность. Вот как об этой проблеме говорит В.В. Путин:
Для России — с её многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчёт в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.
Существуют два основных варианта записи сталинского тоста «За русский народ»: один — по стенограмме, другой — по газетному отчёту.
Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.
Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»)
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941—42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.
Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошёл на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся.
Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!
За здоровье русского народа!
(Бурные, долго несмолкаемые аплодисменты)
Сравнение текстов показывает, что текст из официального газетного отчёта в результате правок, сделанных лично И.В. Сталиным, несколько отличается от стенографической записи, однако мы считаем и полагаем, что наши читатели нашу точку зрения разделяют, что какое-то принципиальное отличие в этих текстах отсутствует. К тому же — это обычная практика, когда официальный текст, публикуемый в средствах массовой информации, подвергается определённой правке, а поэтому «крики» либералов, что «от народа скрывали правду (!) и в этом случае», мягко говоря, — несостоятельны.
Кто и как воспринимает слова И.В. Сталина? Отметим, что и эта короткая, но ёмкая речь, впрочем, как и всё, что связано с именем и деятельностью И.В. Сталина, трактуется с диаметрально противоположных позиций:
Антисталинисты: Да, как он смел, человек, который уничтожал русский народ, вообще говорить о русском народе, и тем более славослословить его;
Либералы: здесь спектр весьма и весьма широкий: от «бесправного униженного русского народа, характеристику которому даёт в своём выступлении И.В. Сталин», до противопоставления русских другим народам страны;
«Ультрапатриоты»: за всю нашу историю только один Сталин нашёл в себе мужество откровенно сказать о том, что русские объективно являются становым хребтом нашей государственности. Ни до него, ни после никто из наших правителей так и не решился публично воздать должное именно русскому народу как основе российской государственности.
Поможет нам в этом разобраться статья В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» (http://surkov.info/statya-putina-rossiya-nacionalnyj-vopros/). Процитируем ряд положений из этой публикации и «имеющий глаза да увидит» — о чём пророчески говорил товарищ Сталин:
Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации — русский народ, русская культура. Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России…
Российский опыт государственного развития уникален. Мы многонациональное общество, но мы единый народ.
Можно вспомнить, что многие граждане СССР, оказавшиеся за рубежом, называли себя русскими. Причем сами считали себя таковыми независимо от этнической принадлежности.
Русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Фёдора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой—чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.
Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь.
Можно было бы продолжить цитирование, но мы предлагаем особое внимание обратить на следующие слова нашего президента:
Самоопределение русского народа — это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. И этот выбор русский народ подтверждал раз за разом — и не на плебисцитах и референдумах, а кровью. Всей своей тысячелетней историей… Мы будем укреплять наше «историческое государство», доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий.
Ключевое слово здесь ЦИВИЛИЗАЦИЯ. И вполне обоснованно можно предположить, что именно это понятие имел ввиду И.В. Сталин, когда предлагал свой тост «За русский народ!»
Прежде чем поговорить о цивилизации, надо определиться с термином «нация». Определение «нации», господствующее до настоящего времени в отечественной социологии, дал И.В.Сталин.
Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. (…) Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию.
Однако происшедшие в ХХ веке экономические изменения глобального масштаба показывают, что сталинское определение нации не вполне точно, поскольку под воздействием глобализации экономическая связность большинства наций (и соответственно их экономическое обособление друг от друга) ушли в прошлое. А под воздействием возросшего культурного обмена постепенно уходит в прошлое и их культурное обособление и своеобразие. Поэтому сталинское определение термина «нация» необходимо уточнить.
Для наций во все времена характерна не общность экономической жизни, а общность смысла жизни, выходящего за пределы удовлетворения физиологических и бытовых потребностей людей, составляющих нацию, который выражается в общественном самоуправлении, включая и управление экономикой. Если этот общий для людей смысл жизни есть, то есть и нация; если его нет, то при всех прочих признаках нации, имеется люмпен, который обречён либо обрести такого рода смысл жизни, либо сгинуть в историческое небытиё. В периоды социальных кризисов доля люмпена в составе населения возрастает, и это представляет большую опасность для общества и его перспектив — вплоть до ухода в историческое небытиё под воздействием массовой люмпенизации.
С учётом этого уточнения термин «нация» можно определить так:
Народ это больше, чем нация.
Но история знает общности более широкие, чем национальные.
Она неформально объединяет многие народы, даже если их идеалы не стали пока реальностью в жизни:
Мерило народа не то, каков он есть, а то, что <он> считает прекрасным и истинным, о чём <он> воздыхает» (Ф.М.Достоевский).
При таком взгляде обозримая история человечества — это история региональных цивилизаций, каждая из которых характеризуется определёнными жизненными идеалами, отличающими её от других региональных цивилизаций.
Запад (Европа вне границ России, Белоруссии, Украины; Северная Америка, Австралия) — это множество наций-государств, принадлежащих одной из региональных цивилизаций планеты. Россия — это ещё одна региональная цивилизация многих народов, живущих в общем им всем государстве. По данным переписи 2002 года порядка 85% процентов россиян назвали себя русскими, и русский язык в этой цивилизации — один из её системообразующих факторов.
Последнее издревле нашло своё отражение в самом языке. Слово «русский» в древних текстах в большинстве случаев является определением земли (русская земля), а не людей, на этой земле проживающих. В качестве этнонима оно стало употребляться только в последние несколько веков. Причём ещё в начале ХХ века наряду с ним употреблялись этнонимы: великороссы, малороссы, белорусы, по отношению к которым слово «русский» выступало как обобщающее. Но в советские годы, слово «русский» было возведено в ранг национальности великороссов. И хотя этого многие не понимают по сию пору, такая подмена была направлена на уничтожение цивилизационной общности Руси.
И грамматически слово «русский» — прилагательное, что отличает его от прочих этнонимов, которые все без исключения — имена существительные. Т.е. слово «русский» характеризует не национальную общность людей, а цивилизационную общность разных народов. И потому оно органично применимо и к славянам, и к татарам, и к грузинам, и к калмыкам, и к представителям иных народов нашей региональной цивилизации, если им свойственен определённый смысл жизни, приверженность к общим идеалам.
Мы различаем наши национальности, пока остаёмся в пределах России, но как только мы выезжаем за границу, то для иностранцев мы все — русские; даже украинцы и белорусы, живущие после распада СССР в своих государствах, не перестали быть частью русской цивилизационной многонациональной общности. Многие сегодня в связи с этим задаются вопросом: а есть ли такой народ — русские? — Есть! Хотя, если дать ему адекватное название, то это — русичи. И народ русичей является этнической основой Русской цивилизации. Соответственно термин «русский народ» подразумевает множество наций и диаспор, составляющих цивилизацию Руси-России, что отличает этот термин от термина «народ» без каких-либо уточняющих определений.
Сказанное означает, что по показателям развития наднациональных общественных институтов цивилизация-Запад отстаёт от цивилизации-России лет на 500, поскольку создание Евросоюза, положившее начало становлению общей наднациональной государственности с единой кредитно-финансовой системой, с общей системой образовательных стандартов и т.п., это — повторение того, чему в России было положено начало ещё во времена Ивана Грозного после взятия им Казани и вхождения Казанского и Астраханского ханств в состав России. И в силу этого объективно-исторического цивилизационного различия миропонимание, выросшее на идеалах и жизненном опыте западных наций-государств, неизбежно обречено на ошибки, когда порождённые им рецепты пытаются применить к выявлению и разрешению проблем на Руси. Примером тому попытка строительства социализма на идейной основе марксизма. И из различия смысла жизни региональных цивилизаций Запада и России, проистекают широко известные слова Ф.И.Тютчева — поэта-философа, дипломата, — получившего образование общеевропейского характера (т.е. западное), а чувствами и бессознательными уровнями психики выражавшего Русский дух, которому свойственны смыслы (идеи), не всегда выразимые в терминологии западной науки:
По этой же причине подавляющее большинство оценок России и её перспектив Западом (как, впрочем, и Востоком) — вздорно, поскольку они исходят из иных цивилизационных идеалов, возведённых их представителями и доморощенными подражателями в ранг безальтернативного абсолюта.
Что такое цивилизационный код и цивилизационное ядро и о чём говорил Владимир Путин?
Словари таких понятий не содержат. Это означает, что сколь-нибудь единообразного понимания этих терминов к настоящему времени не сложилось, и те, кто их употребляет в дискуссиях, не определив предварительно их значения, скрывают под ними собственное незнание предметной области либо злоумышленно возбуждают эмоции в толпе, не желая давать людям представления о реальных явлениях.
Поэтому обратимся к тем явлениям, которые можно обозначить этими терминами. Начнём с выяснения вопроса о том, что такое «код».
КОД (франц. code) — совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания). Конечная последовательность кодовых знаков называется словом. Наиболее часто для кодирования информации используют буквы, цифры, числа, знаки» (Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/158262).
Код — правило (алгоритм) сопоставления каждому конкретному сообщению строго определённой комбинации символов (знаков) (или сигналов). Кодом также называется отдельная комбинация таких символов (знаков) — слово. Для различия этих терминов, код в последнем значении ещё называется кодовым словом» (Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/КОД).
Т.е. код — это не смысл, а средство упаковки смысла. Соответственно, если понимать термины на основе словарных значений входящих в них компонент, а не на основе некоего контекстуально обусловленного значения термина, который может меняться от контекста к контексту, то «цивилизационный код» — не смысл жизни цивилизации (не её идеалы), а средство упаковки смысла её жизни с целью хранения, обработки, передачи.
Соответственно: те кто употребляет термин «цивилизационный код» в значении «смысл жизни цивилизации, характеризующий её своеобразие, её суть», — разрушают Русский язык как компоненту цивилизационного кода и тем самым препятствуют постижению людьми смысла жизни как Русской, так и иных региональных цивилизаций, и смысла жизни каждого индивида; цивилизационный код — именно как код — жизненно значимое явление, но трёп на тему о «цивилизационном коде», которым грешат отечественные церковные и светские «интеллектуалы», — всегда выражает уход от выявления и обсуждения смыслов жизни разных региональных цивилизаций и смысла жизни человечества по их существу, причиной чего является злой умысел или безотчётный страх предстать пред ликом Правды (т.е. им предпочтительнее вести нескончаемые разговоры об упаковке, чтобы подменить ими заведомо поддающийся завершению разговор о содержимом и его качестве, после чего неизбежно наступает этап самооценки и принятия на себя обязательств перед Богом и людьми).
Конечно, у Русской региональной цивилизации, как и прочих региональных цивилизаций планеты, есть ядро, но это не «ЕдРо». Есть ядро и у всякой нации, и у всякого народа. Если задаться вопросом о функции этого ядра, то она состоит в воспроизводстве смысла жизни в его развитии в преемственности поколений. Текст «смысл жизни в его развитии» выделен в предыдущей фразе потому, что содержит умолчание: ядро — в соответствии со свойственной ему функцией — не может быть генератором деградационных процессов. Оно может в них втянуться, но, вкусив деградации, отвергнет её. Оно может погибнуть, если не успевает эффективно отвечать на вызовы времени, — и в этом внутренняя причина гибели цивилизаций в истории; но оно как множество не может, пленившись процессами деградации, наращивать их мощь, — в противном случае оно перестало бы быть ядром, выполняющим свою характеристическую функцию в жизни народа или цивилизации. Хотя кто-то из представителей ядра, не выдержав давления обстоятельств, может от него отпасть, но точно так же кто-то другой (или в прошлом отпавший индивид), преодолев обстоятельства и решив ряд задач личностного развития, может к нему приобщиться. Поэтому ядро это не некая биологическая высшая «раса» в составе народа или населения цивилизации. Т.е. по сути своей ядро — генетическое в аспекте воспроизводства смысла жизни в его развитии. Оно есть у каждого народа. Оно есть у каждой региональной цивилизации. И пока оно есть — жив народ, жива цивилизация. Сказанное означает, что есть определённое различие между основной массой представителей народа (цивилизации) и представителями ядра, выражающееся в особенностях личностной алгоритмики психики и характере взаимосвязей личностной и эгрегоров (разного рода коллективных психик).
Главное отличие состоит в том, что те, кто не принадлежат к ядру, пребывая в обществе своего народа (своей цивилизации) замыкаются на соответствующие эгрегоры и ведут себя в соответствии с их алгоритмикой и своим эгрегоральным статусом в этих эгрегорах. Если они оказываются в иных обществах, то они утрачивают смысл жизни своего народа (цивилизации), включаются в эгрегоры принявших их обществ и с течением времени адаптируются к их алгоритмике, обретая в них тот или иной эгрегориальный статус, работая на их смысл жизни.
Представители ядра, оказавшись в иных обществах, сохраняют связи со своими этническими (цивилизационными — соответственно типу ядра) эгрегорами и адаптируются к местному обществу только в тех аспектах, адаптация к которым не противоречит смыслу жизни, хранимому ядром; а наряду с этим они вносят в жизнь иных обществ, в их эгрегоры смысл жизни, хранимый ядром своего народа (своей цивилизации).
Идея, составляющая смысл жизни Русской цивилизации, это — идея справедливости в жизни общества, когда все живут по совести, т.е. все свободны, и никто не может стать поработителем и угнетателем других, какие бы должности он ни занимал и каким бы делом ни занимался. Может быть выдвинуто возражение, что эта идея свойственна всем народам. Да, это действительно отчасти так. И потому П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, Ф.М.Достоевский (в частности, его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве в 1880 г.) имели полное право писать о всечеловечности русских и всечеловечности нашей культуры. Но это же и совсем не так, поскольку в русском понимании:
Реальная же жизнь может быть сколь угодно далека от этого идеала, что, однако, не делает этот идеал неправомочным, несбыточным, а только обличает греховность людей, не сумевших его осуществить.
И, кроме того: Только в русском языке слово «свобода» может быть интерпретировано как аббревиатура: С-овестью ВО-дительство БО-гом ДА-нное.
Устремлённость к этому идеалу нашла своё наиболее яркое выражение в одном из стихотворений М.Ю.Лермонтова:
Когда б в покорности незнанья
Нас жить создатель осудил,
Неисполнимые желанья
Он в нашу душу б не вложил,
Он не позволил бы стремиться
К тому, что не должно свершиться,
Он не позволил бы искать
В себе и в мире совершенства,
Когда б нам полного блаженства
Не должно вечно было знать.
Но чувство есть у нас святое,
Надежда, бог грядущих дней, —
Она в душе, где всё земное,
Живёт наперекор страстей;
Она залог, что есть поныне
На небе иль в другой пустыне
Такое место, где любовь
Предстанет нам, как ангел нежный,
И где тоски её мятежной
Душа узнать не может вновь.