«Чёрный квадрат» Казимира Малевича, написанная 21 июня в 1915 году, в дачном посёлке Кунцево (ныне территория Москвы) — самая загадочная картина прошлого столетия — «икона» мирового авангарда. Вокруг неё до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым, картина вызывает у зрителей весь спектр чувств — от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Чёрный квадрат»?
Впервые «Чёрный квадрат» увидели на «Последней кубофутуристической выставке картин «0,10», состоявшейся в конце 1915 — начале 1916 года в Петербурге. Малевич выставил там 39 картин. В их числе — главную свою работу, которая тогда называлась «Четырёхугольник».
Декларированный футуризм как художественное течение просуществовал очень недолго: первая его экспозиция состоялась в марте 1915, а уже в декабре — «Последняя футуристическая выставка». На открытии «0,10» возникли разногласия между участниками: Малевич провозгласил наследником футуризма супрематизм, однако его коллеги не пожелали встать под новое знамя и дать это название всей выставке. Художнику буквально за час до начала пришлось от руки написать плакаты «Супрематизм живописи» и развесить их у своих картин.
На выставке висело также уведомление автора о том, что содержание многих из картин ему не известно. Тем не менее, их названия возбуждают в сознании зрителя вполне конкретные образы, хотя все полотна Малевича на той выставке были лишены какой бы то ни было предметности, всяческого фигуративного знака, образа, хотя бы отдаленно напоминавшего что-либо. В целом эту концепцию принято определять термином «алогизм».
Художник поместил картину в «красном углу», уподобив его иконе. Жест Малевича не остался незамеченным.
Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны,
— возмущался художественный критик Александр Бенуа.
Так «Чёрный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.
Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом долгой внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году. Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат ещё не был чёрным. Его заполняли характерные для кубизма формы.
Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал,
— впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе «прозрением». Написав по наитию «Чёрный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины.
Занят вглядыванием в его («Квадрата». — Прим. автора) загадочное чёрное пространство, — писал Малевич и утверждал, что видит в нём — то, что когда-то видели люди в лице Бога.
Однако Бог не вещь, он не имеет образа или лица, что говорит либо об антропоморфизме восприятия Малевичем Бога, либо о недоразвитости правого процессно-образного полушария, либо о желании навести тень на плетень, ну либо всё это вместе.
Спонтанный акт создания «Чёрного квадрата» и последующее мучительные попытки найти смысл сделанного указывают на то, что Малевич написал картину, ведомый неким образом, находившимся у него в глубинах бессознательного. Откуда он там взялся?
Кто же он, создатель скандально известной на весь мир «голой иконы без рамы», неужели убийца традиционного понятия «картина», стремившийся уничтожить «искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать «Чёрным квадратом»?
Казимир Малевич (1878 — 1935) не получил законченного художественного образование. Он — самоучка. В процессе становления его личности преобладали то одни, то другие приоритеты.
Картина Казимира Малевича «Birkenhain» 34,5 x 49,5 см, Холст, масло. 1905 год
Малевич пережил влияние импрессионистов, фавистов, символистов, кубистов. И, каким бы направлением он ни интересовался, художник внимательно, вдумчиво изучал работы представителей того или иного течения искусства. Теоретические труды Малевича позволяют сделать вывод о том, что он как бы сканировал каждый квадратный сантиметр рассматриваемой картины, а после собирал полученное изображение в целостную работу.
Художник обращал внимание на мельчайшие детали изображения. Тем более странно избранное им направление примитивизации художественных образов.
Самым первым увлечением Малевича стали передвижники. В провинции он не мог видеть достаточного количества их работ. Художник изучал передвижников по репродукциям. А репродукции в то время были чёрно-белыми, часто — плохого качества.
Можно допустить, что на глаза Малевичу попалась картина Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», ведь она воспроизводилась даже на почтовых открытках. Сюжет её прост: поэт читает другу свои стихи.
Николай Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»
В комнате находится няня поэта — Арина Родионовна и… чёрный квадрат. Причём на белом фоне — всё так, как на картине Малевича. Это квадратное пространство камина, в котором ещё тлеют угли. Но на чёрно-белой иллюстрации камин кажется плоским, надо действительно прилагать усилия, чтобы разглядеть в нём пространство. Часть камина закрывает фигура Пущина. От этого картина получает дополнительный смысл. Камин у Ге — напоминание об аде (угли — пламя — ад). Пущин — верный друг поэта, он приехал в гости, чтобы уберечь Пушкина от адовых мук одиночества, от адовых мук невостребованности поэта, пишущего в стол.
Воспроизводя фрагмент картины Ге как самостоятельное произведение, Малевич, возможно, испытывал странные чувства. Художник ощущал, что изображает нечто знакомое, но, возможно, так и не вспомнил, где он это видел. Да и «чёрный квадрат» у Николая Ге — не единственный в своём роде. «Квадрат», или даже во множественном числе — «квадраты», присутствуют в произведениях великих художников эпохи Возрождения.
Считается, что самая загадочная картина Леонардо да Винчи — «Джоконда». Однако не менее загадочна его фреска «Тайная вечеря». На этой фреске Леонардо представил известный евангельский сюжет — последний ужин Иисуса Христа с учениками. Но, помимо трапезы Сына Человеческого и апостолов, на картине изображены чёрные квадраты и прямоугольники. Зачем они здесь?
Малевич понимал свой «Чёрный квадрат» как аллегорию Бога. Совершенно по-другому трактовал суть картины Александр Бенуа, который сказал о «Квадрате»:
Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения.
Бенуа не назвал имени, но и без того понятно, что он имел в виду вовсе не Бога, а того, кто «часть той силы, что вечно желает зла, но совершает благо — по независящим от него обстоятельствам».
Предположим же, что на «Тайной вечере» Леонардо чёрные квадраты — это тёмное воинство. Таким образом художник деперсонифицировал зло. И от подобного акта оно стало ещё ужаснее.
Спокойный вечерний ужин. Люди за столом. Но они уже окружены злом. Злобные сущности — чёрные квадраты — вокруг, за спинами апостолов. Сверху на потолке закрывает небо рать мелких бесов — маленькие чёрные квадратики. И сам князь тьмы, враг рода человеческого, тут, за спиной Христа. Это самый большой на фреске чёрный квадрат. Но он же — и самый ущербный. В нем три бреши — три отверстия, через которые виден залитый солнцем пейзаж.
Леонардо своей картиной объясняет, что это за отверстия и откуда они взялись. Если мысленно поднять руки Иисуса в то положение, в каком они находились на кресте, то ладони попадают как раз на бреши в чёрном квадрате. Третья брешь — на уровне головы Христа.
Ученики Иисуса не чувствуют, что вокруг — зло. Из ловушки им никуда не деться. Только Учитель видит будущее.
Один из вас предаст Меня,
— говорит он. Апостолы в смятении.
Понятно, что такая трактовка неадекватна жизни.
Концепция супрематизма и смысл, который вкладывал Малевич в главные произведения своего стиля — три «Квадрата» — черный, красный и белый, — полно сформулированы и объяснены в теоретических работах художника:
Самое главное в супрематизме — два основания — энергии черного и белого, служащие раскрытию формы действия…
Идея знаменитого «Чёрного квадрата» — образ пластического выражения победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
Явление Малевичу его «Чёрного квадрата» вызвало в нём шок, сравнимый с неким мистическим откровением. Какое-то время он не мог ни есть, ни спать. Все его мысли были поглощены этим образом.
На картине квадрат написан исключительно с помощью глазомера. Отклонение от геометрической точности, безусловно, не было ошибкой автора, а стало следствием понимания огромной выразительной силы, заключенной в «запланированной» погрешности. Черный цвет является результатом соединения и смешения разных красок.
Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм
— говорил художник.
«Чёрный квадрат» был воспринят многими как выражение «более высокого сознания», в котором объекты и концепции приобретают чёткую простоту.
Вместе с тем, энергетика картины несла в себе хаос и разрушение, затягивала зрителя в бездну мирового зла. Психически ослабленный человек мог после длительного созерцания «Чёрного квадрата» совершить суицид. Это было отмечено неоднократно. «Чёрный квадрат» до сих пор вызывает горячие споры. Приведем совершенно противоположные высказывания искусствоведов:
Квадрат концентрирует в себе бесконечное мировое пространство, несёт выражение «всего» в непроницаемой чёрной поверхности (Сарабьянов).
Вообще, все ужимки и прыжки вокруг Чёрного квадрата напоминают массовый психоз, когда люди, чтобы не показаться необразованными, придумывают массу красивых слов, дабы никто не сомневался, что они-то поняли: эта картина истинный шедевр. Вспомните Г.Х. Андерсена и его «Платье короля» (Я. Ушаков).
Теперь приведём мнение рядового гражданина, размещенное на одном из форумов в Интернете:
Чёрный квадрат стал символом конца эпохи реализма, романтизма, чего-то возвышенного и неземного. Он поглотил все краски, поглотил все школы, в которых просиживали годами молодые художники. Проглотил сотни и тысячи натюрмортов, зарисовок и пейзажей. Проглотил даже Мону Лизу. Он символизировал собой конец эпохи воспевания стремления к красоте и идиллии. Он показал нечто иное — то, куда всё пришло. Чем всё закончилось.
Больше всего шума наделала на выставке его картина «Чёрный квадрат». По словам одного из критиков (а вслед за ним и художника), «Чёрный квадрат» является «иконой, которую футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер». На выставке это полотно висело в особом месте, в углу, — действительно, как икона. Представленная картина оказалась как бы на пограничной полосе — между искусством и не-искусством, между логикой и алогизмом, бытием и небытием, между крайней простотой и беспредельной сложностью». Ионина Н. А., Сто великих картин, М., «Вече», 2000 г., с. 442.
Своё суперматическое творчество К.С. Малевич многократно обосновывал, например, в 1915 году так:
Отсюда вывод такой: Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче её сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства». Казимир Малевич, От кубизма и футуризма к суперматизму / Чёрный квадрат, СПб, «Азбука-классика», 2008 г., с. 29.
В «Кицур Шулхан Арух» сказано:
По установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат, размером локоть на локоть (48х48), чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном храме.
Малевич выполнил свой квадрат в соответствии с указанными размерами. Сходство картины с иудейским символом во многом может объяснить её невероятную популярность. Но не все смогли проследить следующую аналогию. Акт разрушения храма превратился в синоним Тьмы. Тьма разрушает и ввергает в хаос храмы и души людей. «Вечная Тьма» назвал свой «Чёрный Квадрат» ещё в 1617 году Роберт Флуд.
Малевич — сектант, одержимый созданием собственной веры. Его доклады об искусстве имеют религиозные названия: «Бог не скинут». Он отрицает Бога Ветхого и Нового Заветов. Имя тебе Казимир. Для Малевича не существует деления на добро и зло, Бога и Дьявола. Его вселенная — поток безликих, безоценочных форм.
Искушение создать свой мир, не имеющий основания в Воле Божьей, стало торжеством Дьявола Русского Модернизма, маскирующегося под абстрактные суждения, стремление к оригинальности. Последствия такого выбора до сих пор приносят страшные плоды.
Художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в чёрную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, чёрные ангелы, прагматичные и довольные, знающие почём земная слава и как захватить её.
Сделка с Дьяволом принесла Малевичу мировую известность. Чёрный квадрат признан лучшей его картиной, чтобы отрицающим любовь оком сжигать людские души, пронзая их из лучших каталогов, захватывая в музеях, на выставках. Чёрный квадрат обольщает, заманивает, ослепляет, понуждая славить его. Постепенно он проникает в суть смотрящего, заставляя отречься от всего, что дорого, от близких людей, основ мировоззрения, веры, чтобы увести в пустоту, в разрушение, в ноль.
Несложным движением кисти Малевич раз и навсегда провёл непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования…
Гениальной интуицией художника, пророческой прозорливостью Создателя он нащупал запрещённую фигуру запрещённого цвета — столь простую, что тысячи проходили мимо, переступая, пренебрегая, не замечая…
Немногие до него замышляли «победу над Солнцем», немногие осмеливались бросить вызов Князю Тьмы. Малевич посмел — и, как и полагается в правдивых повестях о торговле с Дьяволом, о возжаждавших Фаустах, Хозяин охотно и без промедления явился и подсказал художнику простую формулу небытия.
В конце того же 1915 года — уже вовсю шла Первая мировая война — зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он предназначил особое место. На сохранившейся фотографии видно, что «Чёрный квадрат» расположен в углу, под потолком — там и так, как принято вешать икону…
Малевич сознательно вывесил чёрную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — чёрное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.
А. Бенуа, современник Малевича, сам великолепный художник и критик искусства, писал о картине:
Чёрный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели…
В период до изобретения «супрематизма» (термин Малевича) он исповедовал «алогизм», попытку выйти за границы здравого смысла, исповедовал «борьбу с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком». Его зов был услышан, и квадрат предстал перед ним и вобрал его в себя. Художник мог бы гордиться той славой, что принесла ему сделка с Дьяволом; он и гордился…
Искусствоведы любовно пишут о Малевиче:
«Черный квадрат» вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он закрывает путь натуралистической имитации, он присутствует как абсолютная форма и возвещает искусство, в котором свободные формы — не связанные между собой или взаимосвязанные — составляют смысл картины.
Верно, Квадрат «закрывает путь» — в том числе и самому художнику. Он присутствует «как абсолютная форма», — верно и это, но это значит, что по сравнению с ним все остальные формы не нужны, ибо они по определению не абсолютны. Он «возвещает искусство…» — а вот это оказалось неправдой. Он возвещает конец искусства, невозможность его, ненужность его, он есть та печь, в которой искусство сгорает, то жерло, в которое оно проваливается…
Казимир Малевич. Автопортрет
Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Чёрный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента её написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.
Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? Попытаемся разобраться.
Начнём с того, что «Черный квадрат» вовсе не чёрный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А тёмный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915.
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Чёрный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Чёрный круг» и «Чёрный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича.
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать.
Художники экспериментировали с чёрным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века.
Роберт Фладд «Великая тьма»
Берталь «Вид на La Hougue (под покровом ночи)»
Первым наглухо чёрное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат — «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле.
И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Чёрный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «чёрные квадраты», нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Марксист от культуры, Малевич пошёл навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода большевика Сталина Малевич занимал почётные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.
Малевич у своих работ в Музее художественной культуры 1924
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Чёрный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».
Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года.
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это ерунда, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Чёрного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал её, нарисовав чёрный квадрат. В этот момент в мастерскую зашёл один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Чёрному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась. Это подтверждается и исследованиями. На самом деле, под Черным квадратом Малевича, долгие годы скрывалось другое творение раннего периода творчества. Под несколькими слоями чёрной краски, обнаружен другой квадрат, абрис которого, повторился во всемирно известном полотне. Учёным реставраторам, стоило огромных усилий разделить эти два квадрата сросшихся, как сиамские близнецы. Несколько недель они микрон за микроном удаляли верхний чёрный квадрат Малевича, и…
Огромное удивление вызвала ещё одна случайная находка на этом полотне. Ученик реставратора по неопытности задел своим тупым скальпелем тонкий слой открывшегося первого Черного квадрата Малевича, и, о чудо, все находящиеся сотрудники от удивления раскрыли рты. Сделанный спектральный анализ показал, что под вторым квадратом Малевича, проявился едва заметный, румянец киновари. А когда реставраторы удалили и второй квадрат Малевича, их взору открылся. Внимание! Открылся Красный треугольник Малевича, вписанный всё в тот же, Чёрный квадрат Малевича.
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение».
«Чёрный квадрат» — это тотальная пустота, чёрная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Чёрного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. И этот окончательный отказ от содержания — венец развития мысли художников конца XIX начала XX веков. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, но почему? Что такого необычного произошло в жизни общества, что их произведения вдруг стали никому не нужны?
Откуда повылезали все эти абстракционисты, импрессионисты, кубисты, авангардисты, суперматисты и прочие уродующие изображение жизни новые направления «искусства»?
А всё очень просто. Всего один факт ставит всё на свои места. Кем был до конца XIX художник и чем он кормился? Тут варианта два:
Поэтому все музеи мира забиты либо библейщиной, либо «элитой», с редкими вкраплениями изображения быта простых людей, их нравов или сюжетов народных преданий. В России всё же следует признать, что художники чаще обращались к идеям, живущим в народе, к преданиям старины — достаточно сравнить весь прозападный Эрмитаж и Русский музей.
А всё достаточно просто. Как когда-то расцвету сверхреалистичной живописи эпохи Возрождения послужила камера-обскура, с помощью которой «великие живописцы» очень точно копировали изображение на холст (http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/sekretnoe-znanie-543505/), так и расцвету разнообразных «-истов» послужило техническое изобретение.
Камера обскура
Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.
Ларчик просто открывался. После изобретения фотографии и её распространения функция придворных запечетлевателей жизни «элиты» перешла от художников к фотографам, благо их труд стоил меньше и не надо было подолгу позировать перед живописцем. Церковные художники отчасти сохранились, но интерес к Библии напрямую поутих, да церковь уже не играла такой ощутимой роли в обществе. Вот и пришлось всей этой ораве художников искать новые пути заработка. Одни стали «работать с цветом и формой», остальные — пиарить их «творчество». А «Чёрный квадрат» Малевича (очень надо сказать говорящая фамилия) стал венцом процесса ухода всей этой братии от жизни и содержания.
Пётр Красильникян.
Смотрю я в чёрный мрак квадрата,
В нём свет расщеплен до нуля,
Понятье времени распято
И вечность бьётся о края.
Квадрат живой; он словно дышит,
Прельщает в бездну за собой.
На чёрном фоне — чёрных вспышек…
Салют — глумится над душой.
Душой: не знавшей в жизни страха,
Перепахавшей рай и ад.
Но вводит в ступор, словно плаха —
Супрематический квадрат.