Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное…
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем…
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье,-
Ты — лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!
О, в этом испытаньи строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед богом…
24 октября 1854
Федор Иванович Тютчев
6 июня во всём мире празднуется День рождения Александра Сергеевича Пушкина. И если раньше Пушкин был известен во многом только русскоязычному населению планеты, что связано с трудностью перевода его живого русского слова на другие языки, то сейчас наступило время всемирного признания творчества великого русского поэта.
Это связано с набирающей силу тенденцией распространения русского языка — как языка международного общения. И этому есть несколько причин:
Русский язык именно поэтому стал языком региональной многонациональной цивилизации, носящей в данную историческую эпоху название «Россия». Предлагаем посмотреть ролик «Русская цивилизация»:
https://www.youtube.com/watch?v=dJpiJJ9GBwo
Необходимо затронуть ещё одну особенность, в которой язык играет важную роль:
— языковые средства объединяют множество людей в общество так, что они более ли менее друг друга понимают.
— языковые средства управляют судьбой самого человека, как своего рода матрицей-сценарием его жизни.
Если человек правильно проходит через эти этапы, то образуется что-то вроде спирали, по которой человек (и общество в целом) может как подниматься в развитии, так и опускаться в деградации. А судить об этом он может по качеству своей жизни, по возникающим проблемам не только в жизни в целом, но и в работе психики — проблемам нравственности, мировоззрения, миропонимания.
Поэтому всегда есть связь между мировоззрением человека с одной стороны, как отправной точкой, так и языком с другой стороны — как завершающей точкой. Правильному мировоззрению всегда должна соответствовать наилучшая ладность языка. И человеку необходимо выстроить между ними связь. Это одна из задач, которую каждый человек, понимает он это или нет, решает по жизни.
Таким образом, если человек правильно и адекватно воспринимает жизнь, если он адекватно формирует своё миропонимание и несёт в жизнь правду-истину — то он будет развиваться.
Если же индивид — на каком-то из этапов допустит сбой, и результатом его неадекватного восприятия реальности; того, что он будет умышленно или неумышленно нести в жизнь не соответствующую действительности ложь, может стать нарастающий поток проблем вплоть до полной самоликвидации человека под их грузом, с учётом того, что почти все заболевания носят психосоматический характер.
Русский язык является очень хорошим помощником для выявления собственных проблем и проблем общества, нужно быть только внимательным к нему.
Александр Сергеевич Пушкин посредством своего творчества фактически создал современный русский язык таким, какой он есть на сегодняшний момент.
К тому же творчество Пушкина, начиная от сказок и заканчивая трудами по истории государства российского, содержит в себе и глубокую философию, связанную с мировоззрением предков («Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане»), и социологию, затрагивающую множество табуированных по сути тем («Гаврилиада»), и экономику, выходящую за пределы понимания даже сегодняшних либералов (маленькие трагедии «Скупой рыцарь»), и историю, более живую, чем произведения Карамзина («Капитанская дочка»).
Но самое удивительное что содержится в произведениях Александра Сергеевича — это второй смысловой ряд, более глубокий и более целостный, чем во многих произведениях писателей, участников тайных обществ, повёрнутых на тайнописи и двойном смысле. Пушкин не так примитивен. Он сам о себе говорил как о баснописце и действительно был им.
Только если в баснях дедушки Крылова за животными персонажами выступали черты людских характеров, то у Пушкина за персонажами его произведений выступают социальные явления. «Официальные» пушкинисты, всеми силами пытаются скрыть от людей наличие второго смыслового ряда в произведениях Александра Сергеевича, превознося его лишь как Великого Русского Поэта, чьи стихи красивы и мелодичны. Открыто признается наличие второго смыслового ряда только в «Медном всаднике», а ведь такой ряд есть практически во всех произведениях Пушкина.
И изложенное во втором смысловом ряду касается нас непосредственно, так как содержит в себе сценарии социального развития более чем на двести лет вперёд. Так в произведении «Домик в Коломне» почившую кухарку Фёклу сменила новая неумелая кухарка Мавруша, и вся интрига произведения строилась на том, что хозяйка-вдова падает без чувств, когда видит что Мавруша — бреет бороду как её покойный муж, после чего «Мавруша» убегает.
Казалось бы чего тут такого в этой истории? Однако что интересно: ближайшую сподвижницу апостола Павла звали Фёклой, и действительно, много веков идеологию «варила» для народа на Руси христианская церковь, но с революцией 1917 года ей на смену пришла идеология марксизма. И партия КПСС действительно со своей работой справлялась не особо хорошо:
В кухарке толку
Довольно мало: то переварит,
То пережарит, то с посудой полку
Уронит; вечно всё пересолит.
А у Маркса, известного бородача, была партийная кличка — Мавр!
Так что творческое наследие Пушкина ещё ждёт своего часа, чтобы раскрыться во всей полноте и многогранности его внутреннего смысла. И время это уже приходит, потому как верно сказал Гоголь в своих заметках «Несколько слов о Пушкине»:
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.
Может поэтому во всех странах мира решено поставить памятники Александру Сергеевичу Пушкину? Так 6 июня 2014 года откроется памятник русскому поэту-мыслителю на Парнасе, недалеко от Дельф, где располагалась штаб-квартира древнего аналитического и управленческого центра — Дельфийского оракула (о нём можно почитать небольшую книгу «Оракул: социальный институт и политтехнология»). И сам Пушкин не раз обращался к этой территории древнего мира в своих произведениях:
Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Не зря, именно на горах Парнаса появляется Пушкин в этот переломный для всего мира момент, когда Россия берёт на себя глобальную ответственность и начинает активно соучаствовать в судьбе мира. Это особенно символично, ведь уже ясно, что всё происходящее в России будет иметь глобальные последствия:
И такой фрагмент из «Руслана и Людмилы» очень ясно передаёт этот символизм соперничества за сердце народа Земли, образ которого являет Людмила — Люд милый, различных, предлагаемых ему вариантов глобализации:
Пусть мир пред вами цепенеет,
Дивяся грозным торжествам:
Никто о вас не пожалеет,
Никто не помешает вам.
Соперники другого рода,
Вы, рыцари парнасских гор,
Старайтесь не смешить народа
Нескромным шумом ваших ссор;
Бранитесь — только осторожно.
Но вы, соперники в любви,
Живите дружно, если можно!
Поверьте мне, друзья мои:
Кому судьбою непременной
Девичье сердце суждено,
Тот будет мил назло вселенной;
Сердиться глупо и грешно.
Это новое качество глобализации было бы невозможно без объединяющего цивилизационного стремления русских людей к справедливости, без объединяющего множество народов на уровне мировоззрения русского языка и без творчества Александра Сергеевича Пушкина, создавшего основу для нашего сегодняшнего и завтрашнего развития.