От просмотра большинства современных картин может сложиться впечатление, что кинематограф сам по себе ничего хорошего не несёт: сплошные убийства, катастрофы, вызывающие и откровенные сцены. В таких случаях бывает очень полезно посмотреть какой-нибудь добрый советский фильм, чтобы вспомнить о том, какое оно, настоящее киноискусство. Один из таких фильмов, который был выпущен в 1962 году, мне и хотелось бы вам порекомендовать.
Картина называется «Увольнение на берег». В главных ролях сыграли будущая звезда советского кинематографа Лев Прыгунов и актриса Ариадна Шенгелая. Малоприметная роль второго плана досталась Владимиру Высоцкому.
Сюжет фильма строится вокруг простой истории о том, как молодой моряк, взяв увольнительный на день, сходит в порту Севастополя. Герой отправляется в город, выполняя просьбу друга. Ему необходимо найти его любимую девушку и передать, что из-за несения вахты друг не может сойти на берег. На условленном месте главный герой находит девушку, и узнаёт, что она попала в беду – разнося почту, потеряла крупную сумму денег. Не растерявшись, главный герой окружает девушку поддержкой и заботой, и вместе они торопятся каким-то образом собрать сумму к концу дня.
Образы, наполняющие фильм, располагают с самого начала – это и красивый, залитый солнцем портовый город, обаятельные главные герои, приветливые прохожие, забавные ситуации. Очень быстро происходящее на экране захватывает внимание, несмотря на отсутствие стрельбы или смертельных рисков для главных героев. В короткой истории раскрыто сразу множество небольших конфликтов: здесь и поиск компромисса в семье, взаимовыручка, высокомерие живущих ради наживы людей, благородство, дружеское самопожертвование и много другого. При этом все эпизоды вплетены в ткань повествования органично, нет навязчивой комсомольской удали, пропагандистских лозунгов или чего-то ещё, что может разрушить волшебство творящегося на экране. Наоборот, глядя на происходящее, искренне веришь, что всё это может свершаться и наяву. Сценарий фильма лёгок и прост, но всё же оставляет неожиданный поворот в конце истории.
По сюжету фильма зрителя ведут харизматичные герои, яркие и красивые, на них хочется смотреть, любоваться их мимикой, движениями, взглядами. Даже искушённый зритель увидит высокий класс актёрской игры главных героев, и от просмотра не будет отвлекать внутренний Станиславский с криками «не верю». Самое интересное, что в фильме практически не встречаются несимпатичные персонажи, все женщины по-своему обаятельны, а мужчины полны внутреннего содержания.
Визуальная составляющая фильма довершается отличной постановкой. Динамичный кадр, в котором постоянно что-то происходит: либо ветром крутятся ленточки матросской бескозырки, либо прохожие разыгрывают маленькую сценку. Взгляды и реакции подчёркнуты, и зритель не пропустит важного изменения в настроении героев. Даже второстепенным персонажам есть место, они отыгрывают свой сюжет, сохраняя целостность главной сюжетной линии. При этом вся лента сияет от бликов южного солнца, и потому кажется такой же чистой, как помыслы главных героев.
Насилие: Отсутствует. Даже попытка небольшой потасовки быстро пресекается, так как в этом фильме черноморские моряки – это цвет общества.
Секс: Как и в подавляющем большинстве советских фильмов, отношения героев возвышенны и чисты.
Наркотики: Алкоголь представлен в виде пива, которое выпивает отчим главной героини и сразу престаёт вести себя корректно. Жена благоразумно убирает бутылку со стола. А без этого момента не было бы ясно, что в семье есть некая напряжённость, которая ещё раскроется далее в сюжете.
Мораль: Если говорить про прямую мораль или очевидный посыл, то можно сказать, что фильм о благородстве и заботе, о неловких проблесках любви, даже когда она невозможна в силу нравственных причин.
Косвенная мораль, та, которая запоминается надолго, о том, что общество может быть настолько честным и высоконравственным, что любая частная беда будет решена общими силами. Да, среди людей есть откровенные паразиты и подлецы, но социум может сглаживать недостатки этих индивидов. И забавно то, что фильм как раз об индивидуальностях. Из них плетётся сообщество людей, разных, обладающих общим понимание хорошего и плохого, общими ценностями и стремлениями.
Этот фильм действительно учит хорошему. Учит доброму отношению к людям и ожиданию того, что они вместо подлости неожиданно и приятно тебя удивят.