Сегодня 19 мая, день, когда в Советском Союзе официально отмечался ныне забытый (или может быть всё-таки полузабытый?) праздник пионерского движения — День Пионерии (День Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина). Мы хотим напомнить не о самой организации, а о тех, кто её составлял — о простых ребятах и девчатах — отроках своей Родины и об их делах.
После распада СССР День Пионерии перестал быть официальным праздником, да и сама пионерская организация прекратила своё существование. Ах, как бы хотелось написать: а на её месте в новой демократической России возникла новая массовая детская организация. Но, увы… Да, силами инициативных групп и энтузиастов на общественных началах у нас в стране созданы детские организации различной направленности, в деятельности которых участвуют десятки, сотни, иногда даже тысячи детей, но ни о какой действительной массовости (Всесоюзная пионерская организация объединяла 23 миллиона (!) школьников) речь не идёт.
Единственное исключение на постсоветском пространстве — Белоруссия, где президентским указом восстановлена деятельность пионерской организации на государственном уровне. В настоящее время Белорусская республиканская пионерская организация насчитывает более 600 000 членов).
И в работе с детьми мы опять-таки наступили на свои излюбленные грабли: вместе с грязной водой выплеснули и ребёнка. Да, отдельные, причём серьёзные, недочёты в работе пионерских организаций времён Советского Союза были. Это и использование авторитарных методов управления со стороны взрослых и особенно педагогов, и излишнее соблюдение внешних формальностей в ущерб существу дела, и погоня за массовостью. Но всё-таки это были недостатки, без которых, в общем-то, не обходится ни одно дело. А ведь было и главное: пионерская организация не только собирала макулатуру и металлолом (хотя и эти дела сами по себе неплохие), помогала пенсионерам (кто-то ещё помнит кто такие «тимуровцы»?), маршировала на парадах и смотрах, но основой целью которой являлось воспитание членов этой организации в духе преданности своей Родине, сознательного отношения к труду, освоению духовной культуры, выработке высоких моральных качеств. И по большому счёту Всесоюзной пионерской организации это удавалось осуществлять, что подтверждается её славной историей.
Однако с уходом объединяющей идеи, её выхолащивания, что могут взрослые предложить детям? Какое будущее взрослые готовят детям? Потребительский рай — это разве достойная мечта? В Советском Союзе, по крайней мере до государственного переворота 1953 года, строили коммунизм, как общество свободное от эксплуатации одних людей другими. И надо сказать, что многие люди, в эту эпоху официального атеизма были более совестливы и честны перед людьми и Богом, чем многие сегодня. И в пору Великой Отечественной войны внутренняя суть многих людей обнажилась до предела.
В год семидесятилетия Победы советского народа в той войне логично вспомнить и о роли пионеров в борьбе с врагом. Как пронзительно писал в поэме «Реквием» Роберт Рождественский:
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Напомним нашим читателям о пионерах — Героях Советского Союза — это будет не лишним, особенно принимая во внимание, что выросло целое поколение, которому не только не рассказывали об их подвигах, но напротив частенько распространяли сведения, которые как шельмованием, другим словом не назовёшь.
Валя Котик
Валя Котик — самый юный Герой Советского Союза. Он прожил на свете всего 14 лет и 6 дней, но за это время, сражаясь за Родину, он совершил столько славных дел, сколько хватило бы на добрый десяток взрослых. Ему не было 12 лет, когда он гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив нескольких солдат и офицера полевой жандармерии. Ему было только 13 лет, когда он, бросив гранату и убив при этом двух карателей, не дал врагу застать партизанский отряд врасплох. А ещё он принимал участие в десятках других операций, в том числе в подрыве шести вражеских эшелонов, уничтожении кабеля стратегической связи гитлеровцев, был подпольщиком, разведчиком и связным. И ранен он был смертельно во время штурма города Изяслава.
Марат Казей
А Герой Советского Союза, разведчик партизанского отряда Марат Казей, ещё при жизни награждённый орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», принявший неравный бой с фашистами и избравший смерть сдаче в плен. А ведь и ему было всего четырнадцать с половиной лет.
Когда разваливали Советский Союз, занялись и развенчанием советских героев, (помните грязные пасквили о 28 панфиловцах, о Павлике Морозове, да много их было), и на каждого пионера-героя принялись искать компромат.
Зина Портнова
Найти что-либо, компрометирующее Героя Советского Союза подпольщицу Зину Портнову, оказалось трудно. И потому главной к ней претензией стало то, что она, прославленная в числе «пионеров-героев», пионеркой не являлась. На самом деле это так. Погибла Зина, будучи комсомолкой. Но начала она свою борьбу с захватчиками пионеркой. Да, действительно, она погибла за Родину, уже почти взрослой по сегодняшним меркам, девушкой, в 18 лет, но ещё, будучи шестнадцатилетней, уничтожила в ходе диверсии почти сто немецких офицеров. И в комсомол пионерка Портнова вступила в подполье, в то время, когда только сама принадлежность к такой организации как Всесоюзный Ленинский союз молодёжи означала, как минимум карательные санкции.
Надежда Богданова
Помните один из «Законов пионеров»: Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем.
Мы напомнили Вам только о тёх героях-подростках, имена которых более или менее, но всё-таки на слуху. А кому известно, например, имя Надежды Богдановой, которой не было ещё и десяти (!) лет, когда она стала разведчицей 2-ой Белорусской партизанской бригады или Аркадия Каманина в 15 лет ставшего лётчиком связного самолёта У-2, а к 16 годам награждённого за успешное выполнение специальных заданий командования орденом Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды?
А вместе с тем без всякого преувеличения маленьких героев большой войны были тысячи и тысячи. Одни сражались с врагом с оружием в руках, другие заменили своих отцов, ушедших на фронт, на заводах, фабриках, в поле. Сотни детей и подростков были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 (!) — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 (!) медалью «За оборону Москвы».
И надо понимать, что сама массовость героического поведения возникла не сама по себе. Не вызывает сомнений, что в формировании мировоззренческих устоев, таких как патриотизм, Родина, честь, принимала активное участие и массовая детская общественная организация — Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина. История Великой Отечественной войны есть наглядное подтверждение эффективности её воспитательной деятельности.
Будем объективны, идеология пионерского движения неоднократно подвергались жёсткой и во многом справедливой критике, прежде всего за излишнюю идеологизацию самого нравственного воспитания в соответствии с коммунистическими канонами. Не просто патриотизм, а «советский патриотизм», не просто понятие Родина, а «Советская Родина», не говоря уже о готовности к борьбе «за дело Коммунистической партии Советского Союза». Хотя известна поговорка «не все члены партии были коммунистами и не все коммунисты — членами партии». Но при этом «суровые критики» почему-то забывают, что идеологические клише являлись даже в официальной риторике того времени лишь «второстепенными членами предложений», а главными понятиями всё-таки оставались именно базовые нравственные устои — совестливость, честность, отвага, трудолюбие, дружба, взаимовыручка и другие.
Проблемы приобщения подрастающего поколения к нравственным ценностям, создания чёткой концепции нравственного воспитания, которую можно было бы взять на вооружение в общероссийском масштабе, остаются на сегодняшний момент чрезвычайно актуальными. И разрешить сложившуюся ситуацию могло бы помочь, в том числе изучение опыта воспитательской деятельности пионерской организации. Практика нравственного воспитания сегодня осложняется тем, что при отсутствии массовой детской общественной организации, современным воспитательным структурам весьма трудно конкурировать по своему воздействию на умы подрастающего поколения со средствами массовой информации, Интернетом, телевидением, которые очень часто являются источником не нравственного, а злонравного воспитания. Следует учитывать и тот факт, что современное молодое поколение уже сориентировано на индивидуализм, на личные потребности и сильно подвержено влиянию массовой культуры.
Но решать задачи нравственного воспитания, если мы хотим обеспечить процветание, да и само существование нашей Родины, жизненно необходимо.
Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и о национальном суверенитете. (В.В. Путин)
Сегодня много общественных организаций, работающих с детьми, но в условиях отсутствия общей Идеи этим организациям нечего предложить детям. Опыт Советского Союза показал бесперспективность насаждения идеологии «сверху», поэтому Большую Идею нужно искать в обществе самостоятельно, чтобы она стала основой жизнеустройства сама, без навязывания «сверху», чтобы она поднялась как вода в почве — «снизу» вверх. Роль общественных организаций в этом деле — огромна, государство, если оно хочет действительно играть роль в делах общественной в целом значимости, может в современных условиях не заниматься насаждением той или иной идеологии «сверху», будь то марксизм, либерализм, православие или ещё что-либо, а осуществлять разнообразную поддержку тем общественным организациям, которые оздоравливают общество, трудясь на воплощение справедливого будущего. А общественным организациям полагаем было бы совсем не лишним в современных условиях помнить о практике работы Всесоюзной пионерской организации, которая заслуживает того, чтобы о ней помнили не только в день её рождения — 19 мая.