В истории развития человечества информация являлась одной из основных характеристик цивилизации. Она служила источником принятия решений, ее наличие или отсутствие, решало судьбы как отдельных личностей, так и государств. Всю историю человечества можно представить как историю развития средств накопления и передачи информации. Наряду с историей развития транспорта, история отношения человечества к информации является историей качественных скачков всей цивилизации.
На этом пути наша цивилизация преодолела несколько значительных преобразований, которые принято называть информационными революциями. Они сопровождались глобальными изменениями в обработке, хранении и обращении информации. Каждая из информационных революций кардинально изменила всю цивилизацию и оказала на развитие человечества больше влияния, чем любое государство или правитель.
Первая информационная революция — изобретение письменности. Она привела к огромным изменениям в хранении информации. До изобретения письменности носителем информации являлся человек. После изобретения письменности стало возможно передавать знания последующим поколениям и на длительные расстояния. Значительно повысилась достоверность передаваемой информации, уменьшилось количество ошибок, характерных для устной передачи информации.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) — изобретение книгопечатания (Гутенберг и Иван Фёдоров). Эта революция кардинально изменила возможности распространения и тиражирования информации. До изобретения книгопечатания знание было доступно только узкому кругу лиц. После изобретения книгопечатания информация стала иметь массовый характер. Она перестала являться эксклюзивным товаром. Кроме того, значительно снизилась стоимость книг, что позволило изменить социальную структуру распространения знаний, приобщить к знаниям низшие социальные слои. В результате того, что информация стала доступна не только привилегированным кругам, стали возможны значительные социальные изменения, которые привели к буржуазным революциям.
Третья информационная революция(конец XIX в.) — изобретение электричества. После изобретения электричества появились телеграф, телефон, радио. Эти средства передачи информации позволили в несколько раз увеличить скорость её передачи. Они значительно повысили роль средств массовой информации (СМИ), возросло влияние владельцев СМИ и государства на население. Значительные изменения затронули не только общественную жизнь, но и межличностные отношения. Появилась возможность общения на расстоянии в реальном времени, распространяемая информация стала товаром, который можно продавать в массовом порядке. Появились целые области жизнедеятельности человечества, которых раньше не существовало.
Четвёртая информационная революция (середина XX в.) — изобретение вычислительной техники, появление персонального компьютера, создание сетей связи и телекоммуникаций. Развитие средств связи и электронной техники привело сначала к появлению телевидения, которое позволило передавать изображение на расстояние. Почти одновременно с телевидением человечество осуществило свою давнюю мечту — заставило производить вместо себя расчёты машину. Благодаря этим изобретениям возросла оперативность и скорость создания и обработки информации, а её количество увеличилось в несколько раз. Работа с информацией в электронном виде позволила обеспечить практически неограниченное её распространение.
Пятая информационная революция (конец XX в.) — создание глобальных информационных компьютерных сетей. Эти сети охватывают на настоящий момент практически все страны. Возможность иметь доступ к всемирным компьютерным сетям имеет более половины населения Земли. Основным представителем таких сетей является Интернет, который объединяет большую часть из них в единое целое. Появление всемирных компьютерных сетей позволило снять границы в распространении информации, значительно увеличить ее количество, сделать доступной ее для каждого человека. Эта революция, помимо глобальных изменений в хранении, тиражировании и распространении информации, принесла значительные социальные изменения.
Мы уже описывали произошедшую в середине XX века смену частот биологической (частота обновления поколений — 25 лет) и социальной (скорость обновления культуры увеличивается со временем) составляющей (http://inance.ru/2015/03/smena-logiki/), которая привела к изменениям в логике социального поведения людей.
Мы видим, что частота смены технологий постоянно нарастает, и если в начале развития цивилизации она измерялась тысячелетиями, то на сегодняшний день — измеряется годами. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества. Такому же закону смены поколений информационной среды подвержена вся культура, если под культурой понимать всю внегенитически обусловленную информацию, то есть не передаваемую от поколения к поколению посредством генетического аппарата.
До смены частот выигрышной стратегией жизненного успеха было заучивание знаний, которые обеспечивали высокий уровень достатка. Единожды полученные знания отцы передавали детям, и те на их основе, если не были оболтусами, также гарантированно обеспечивали себе, как минимум, тот же достаток, что был у родителей. Соответственно, какие-то новации в своём деле позволяли обеспечить больший достаток по сравнению с теми, кто секрета новации не знал. Так выгодной стратегией стало скрытие «ноу-хау» — методов улучшения своей продукции. А следствием — появление профессиональных династий: поваров, кузнецов, артистов, царей, вплоть до управленцев глобальными процессами. В существовавшей в то время логике поведения было выгодно скрывать знания и передавать их по наследству. Во многих случаях информация о том «как делать» («ноу-хау») была более важна, чем всё богатство рода, что неоднократно освещалось в сказках и преданиях. Поэтому ещё одним следствием стало развитие системы шифрования знаний и системы посвящений в секреты тех или иных шифров.
Описанные выше информационные революции по сути укладываются в хронологию изменения соотношения частот с течением времени.
Итогом всех пяти информационных революций, а в особенности последних двух из них, связанных с моментом смены логики социального поведения, стали глобальные социальные и экономические изменения, причём во всех отраслях человеческой деятельности. Промышленность более не сосредоточена в отдельной отрасли, а пронизывает всё хозяйство. Люди имеют возможность ежедневно потреблять огромное количество информации, что ещё сто лет назад казалось абсолютно невозможным. Потребляя или познавая ежегодно новую информацию, человек стремится не только услышать, но и увидеть. Это привело к массовому развитию туризма, который в свою очередь не был бы возможен без развития авиации, тесно связанной с вычислительной техникой и современными средствами связи. И главное — самообразование сегодня позволяет получить зачастую большую квалификацию в том или ином деле, чем через систему образования. Конечным итогом подобных преобразований должна стать прозрачность государственных границ не только в информационном, но и в физическом смысле.
Кроме того, необходимо обратить внимание на такой факт: до появления Интернета информация была ценностью и дорого стоила, теперь же она превратилась в массовый дешевый продукт.
Однако наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции:
В этих условиях не заниматься информационной политикой — недальновидно, как минимум.
Важную роль в современном информационном обществе играет информационная политика.
Информационной политике принадлежит ведущая роль в формировании социально-политических отношений в обществе. Проведение эффективной региональной информационной политики должно содействовать формированию и поддержанию роли региона как полноценного участника российского и мирового информационных сообществ.
Проблемы формирования и управления информационной политикой в последние годы не только не утратили своей актуальности, а скорее наоборот, приобрели ещё большую значимость.
Сегодня реализация стратегических планов развития территорий во многом зависит от того, насколько системно и комплексно будет выстроена публичная политика органа власти. Без выстраивания системы поиска в регионе кадров и учёта общественного мнения населения, без выстраивания системы информационного взаимодействия с конкретными целевыми группами, без работы по формированию патриотизма, лояльности к территории проживания, реализация задач, связанных с повышением качества жизни, развития экономической и социальной инфраструктуры весьма затруднена.
Фактически можно отметить,что как сам субъект, так и многие муниципалитеты сталкиваются с проблемой нехватки трудовых ресурсов, профессиональных знаний, определённых системных действий для реализации этих проектов. И данная проблема только усиливается. Одним из путей, направленных на её решение, как раз и является разработка комплексной информационной политики органа власти.
В последние годы проблемы основ информационной политики поднимались рядом отечественных учёных.
Роль же государства в формировании информационной политики всё-таки ведущая, хотя нарастает всё более активное вмешательство людей.
У государства в основном — роль арбитра социально-политических отношений в обществе: государство устанавливает баланс между конкуренцией и регулированием, свободой информации и ответственностью за её достоверность, защиту нравственности, духовного здоровья общества. Важно при этом чётко разграничить интересы государства и интересы представителей государственного аппарата: контроль за информационной открытостью последних со стороны общества — непременное условие развития демократии.
Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев в статье для газеты «Ведомости» отметил, что в настоящее время очень важно найти перспективные точки роста регионов для поддержки, он отметил:
У нас низкая безработица, при этом в ближайшие годы нашей экономике предстоит жить в условиях уменьшающейся численности трудоспособного населения, а значит, с ростом налоговой нагрузки, связанным с социальными и медицинскими расходами на неработающее население и несбалансированностью солидарной пенсионной системы; со сложностями для предпринимателей в поиске персонала, с перекосами на региональных рынках труда.
Именно поэтому в настоящее время так необходим новый подход к экономическому развитию регионов и главную роль в его разработке должна сыграть грамотная региональная информационная политика.
Он также обратил внимание на то, что в последние годы темпы развития регионов практически не зависят от запасов природных ресурсов. Главным фактором, по мнению Медведева, является способность региональных руководителей и местных «элит» продвигать свои территории, причем не ожидая помощи, а добиваясь поддержки своих инициатив и в обществе, и в рамках стимулирующих федеральных программ.
В современных условиях перспективы развития любого общества связаны с глобальным использованием информации. По существу смена логики социального поведения и связанная с ней информационная революция позволяет создать и включить в систему социального обращения такие потоки информации, которых будет достаточно для разрешения большинства стратегических задач общества.
Сегодня оценка уровня развития той или иной страны смещается с освоения сырья и энергоресурсов на освоение информационных потоков. Информационная индустрия является одним из главных источников развития общества. Анализ информации, владение навыками её эффективного использования становится приоритетным во всех сферах функционирования государства и общества. Это касается не только естественных и технических, но и социально-гуманитарных наук, вырабатывающих когнитивную основу для принятия государственных решений и выработки политической стратегии.
Переход к новым стратегиям по использованию публичной информации в осуществлении власти и управлении обществом показал, что в настоящее время ни одно государство не может претендовать на лидерство и конкурентоспособность без эффективной информационной политики, освоения новых методов поддержания контактов властных структур с институтами гражданского общества, без понимания задач в информационной сфере, адекватных современным реалиям.
Можно с полным основанием говорить, что разработка информационных технологий определяет успешное функционирование политической системы, поскольку позволяет осуществлять контроль за политическими процессами, предотвращать социальные и политические конфликты.
Повышение уровня достоверности, надёжности информации, наиболее эффективное использовании информационных ресурсов, внешних и внутренних информационных каналов повышают качество управленческих решений власти, устойчивость политической системы, стабильность социально-политического развития страны.
Трудно не согласиться с такой мыслью:
В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе. Считаю, что обоснованные требования к рекламе, к работе СМИ, к интернет-контенту, к сетям распространения печатной и видеопродукции должны стать объектом серьезного, повышенного внимания общественности и законодателей
— заявил Путин, добавив:
государству необходимо определиться с тем, какие творческие и культурные проекты будут поддержаны властями.
Политическая практика красноречиво свидетельствует: чем активнее развивается информационная сфера, тем больше политическая, экономическая, оборонная и другие составляющие национальной безопасности государства зависят от безопасности информационной.
Региональная информационная политика, на наш взгляд, должна быть направлена на решение таких крупных задач, как:
Через средства массовой информации и Интернет-ресурсы, как каналы информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения политических, экономических и культурных идей, происходит формирование общественного мнения, а так же достижение всего комплекса задач и главных стратегических целей региональной информационной политики.
По мнению учёных и практиков, проведение эффективной региональной информационной политики должно содействовать формированию и поддержанию роли региона как полноценного участника российского и мирового информационных сообществ, обладающего развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, богатейшими информационными ресурсами и использующего новейшие информационно-телекоммуникационные технологии.
Такая роль позволит региону на деле защитить свои интересы и обеспечить безопасность, политическое, экономическое и культурное влияние в складывающемся многополярном мире.
Информационная открытость и доступность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами власти.
Также следует обратить внимание на то, что воплощение принципов информационной открытости и доступности органов исполнительной власти субъекта РФ непосредственно связано с антикоррупционным направлением административной реформы. Введение механизмов информационной открытости и доступности в систему вышеуказанных органов и реальное их обеспечение можно рассматривать в качестве одной из форм противодействия коррупции.
Среди проблем, требующих решения в рамках реализации государственной программы, можно отметить следующие направления:
Указанное позиционирование позволяет региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития и становится необходимым условием его конкурентоспособности. Оно отражает информационно-коммуникативную деятельность, направленную на усиление сильных сторон региона посредством управления объемом, скоростью и масштабами информационных потоков. Тем самым, позиционирование региона способствует привлечению к нему внимания организаций и людей, то есть ресурсов, которые востребованы регионом, нужны ему и полезны для его развития.
Не менее важным является внутреннее влияние позиционирования, направленное на формирование у жителей региона чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении «малой родины».
Проведение комплекса мероприятий, рассчитанного на освещение деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия, социально значимых тем различными видами средств массовой информации в целях наибольшего охвата предполагаемой аудитории и вариативности представления информации (подготовка и размещение материалов о деятельности органов исполнительной власти республики в печатных СМИ (региональные и муниципальные), на телевидении, радио, размещение социальной рекламы, организация и проведение пресс-конференций, брифингов, пресс-туров с участием руководителей органов исполнительной власти региона). Значительное внимание необходимо уделить размещению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Республики Карелия, приоритетных направлениях её социально-экономического развития в печатных и электронных средствах массовой информации, выходящих именно на территории муниципальных образований региона, чтобы указанная информация была направлена и доступна каждому жителю республики.
Немаловажную роль в рамках данной работы следует отвести функционированию неофициальных сайтов главы республики, министров, глав муниципальных образований.
Таким образом, в целях дальнейшего продвижения регионального «бренда», конкурентных преимуществ Республики Карелия и открытия информации о деятельности органов исполнительной власти республики необходимо разработать Концепцию информационной политики республики, создать Совет при Главе республики по информационной политике, при этом особое внимание уделить более системному и эффективному использованию различных каналов коммуникаций, распространению объективных сообщений и сведений о регионе через федеральные и региональные СМИ, информационные агентства, интернет; проведению специальных информационных и коммуникативных акций.
Формирование региональной информационной политики Республики Карелия предлагается на основе анализа информационного пространства региона по следующим основным критериям:
Концепция региональной информационной политики предполагает, что субъекты законодательной инициативы должны создавать такое правовое пространство, которое способствовало бы выполнению средствами массовой информации своих основных социальных задач, без решения которых пресса не может играть системообразующую роль в гражданском обществе.
При разработке нормативных актов необходимо учитывать и перенимать опыт других субъектов РФ по решению намеченных проблем. В частности, опыт г. Москвы в разработке и реализации Концепции движения Москвы к информационному обществу.
Реализация государственной информационной политики в регионе позволит:
Анализ информационного поля региона также предполагает определение основных «информационных потребностей» и «информационных ценностей» населения республики, обозначение информационных ресурсов, которые существуют на сегодняшний момент в регионе, и описание базы для дальнейшего развития информационного пространства Республики Карелия.
Разработка и осуществление демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации, составляющие одну из главных задач региональной информационной политики, облегчат формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих интересам и культурно-историческим традициям России.