Недавно на Первом канале показали сериал «Тест на беременность. Профессия акушер». Фильм сделан на высоком уровне и по многим параметрам качественно отличается от того контента, который сейчас заполонил экран: в нём нет уже так надоевшего всем глупого юмора, нет пошлости и нет наркотиков. Всё, с первого взгляда, выглядит очень положительно. Но, как это часто бывает, первое впечатление оказалось обманчивым…
Главная героиня сериала Наталья Бахметьева, как и большинство остальных героев-врачей – априори положительный персонаж. Она самоотверженно спасает жизни и здоровье людей, рискуя карьерой, репутацией и всем вокруг! Она работает на износ, посвятив жизнь главной цели – спасать людей! И ни у кого не может возникнуть предположения, что такой человек может сделать что-то не так…
Но наряду с профессионализмом и самоотверженностью внимательный зритель увидит следующее:
Главная героиня – трудоголик, которому просто некогда думать о себе и о семье, несмотря на то, что по возрасту ей около тридцати лет. Её семейное положение – любовница. Она просто любовница своего руководителя в прямом смысле этого слова, причём его жена обо всем знает. Удивляет, что это показывается как само собой разумеющееся, как «ничего особенного». Это первый минус фильма, на который можно было бы и не обратить внимания, если бы не дальнейшие события. Уйдя от своего любовника, она даже не собирается строить семью, ей этого в принципе не надо!
И когда успешный, хороший, любящий её человек, готовый поменять свою жизнь и стать главой семьи во всех правильных смыслах этого слова, делает ей предложение выйти за него замуж, главная героиня спокойно говорит, что просто «не любит его».
Бросается в глаза эта романтизация любви – «люблю, не люблю», которая у зрелых состоявшихся людей никак не уместна; доходит до того, что уже 30-ти летняя женщина вместо того, чтобы начать строить настоящую семью, продолжает играть в любовь. Бросается на поиски каких-то чувств неизвестно где, неизвестно с кем, вместо того, чтобы взрастить в себе эти чувства в отношении положительного во всех смыслах человека!
Это чувство «ищу того, не знаю, чего» не оставляет на протяжении всего фильма. Даже когда наша героиня узнаёт о том, что она беременна от своего первого любовника, и тот со всей душой к ней – «брошу жену, купим дом, будем жить семьей…» – она так же спокойно говорит ему, что ей этого не надо, и она его не любит. Много лет встречалась с ним, забеременела, а теперь говорит, что не любит его… И так весь фильм, и практически все герои.
Несмотря на выдающиеся профессиональные навыки и приятную внешность, главная героиня абсолютно лишена того, что называется женственностью. И это опять же показано в сериале как норма.
Наталья всегда ходит в обтягивающих джинсах, а когда она идет покупать платье, то делает это не для того, чтобы понравиться мужчине или потому, что платье раскрывает её женский потенциал, а просто потому, что ей захотелось… На этом сделан сильный акцент – поставить галочку напротив строчки «купить красивое платье».
В одном из эпизодов она спасает бедную изнасилованную девочку, и тут оказывается, что прекрасный врач вообще не умеет готовить, и эта девочка учит её. Потом эта же девочка начинает командовать мальчишками-подростками, оказывается очень рукастой, аккуратной, трудолюбивой и т.п. При всем при этом ее приемные родители считали ее никчёмной и довели до того, что она ушла из дома, можно сказать, выгнали её, не замечая хороших качеств!
То есть неженственные героини в фильме показаны гораздо более успешными, чем те, в которых развито женское начало.
Узнав о своей беременности, Наталья прямо говорит своему ребенку: «Я тебя не люблю, я вообще не знаю, что с тобой делать», и продолжает работать на износ, не думая о здоровье вообще. О том, будет ли отец у её ребёнка, как мы отметили ранее, она также не задумывается. Её образ жизни закономерно приводит к преждевременным тяжёлым родам, в ходе которых врачам с трудом удаётся спасти малыша.
Несмотря на то, что сюжет сериала напрямую связан с детьми, в фильме полностью отсутствует положительный образ матери, которая бы заботилась о детях. Единственную героиню, проявляющую материнскую заботу ко всем окружающим (как она заботится о своих детях, не показано), все почему-то называют мужским именем Миша. Внешне эта женщина показана отнюдь не красавицей, да и не молодой.
Понятно, что все пациентки акушерского отделения – матери (либо будущие, либо состоявшиеся), а так как они пациентки, то показаны они в фильме не просто глупыми, а проявляющими сверхглупость (иногда кажется, что сейчас включится закадровый смех).
Зачастую они принимают нелогичные решения, которые приводят к катастрофическим последствиям, в основном, с летальным исходом, и при этом ни один квалифицированный сотрудник не в силах этого предотвратить. Пациент всегда прав, а переубедить и привести логичные доводы никто не может. В те моменты, когда ситуация выходит из-под контроля, само собой, врачи начинают творить чудеса и в безвыходных ситуациях спасают, когда возможно жизнь, когда невозможно – хотя бы детородную функцию…
Сколько маленьких детей показано в фильме, пересчитать невозможно, в каждой серии по нескольку. Несмотря на это, настоящих семей практически нет, а если попадаются такие (мать и отец любят детей и друг друга), то они поставлены в такие тяжелые условия, что, как говорится, врагу не пожелаешь (представить себя на их месте просто страшно).
Семьи, показанные в сериале, в основном, неполные. Множество сюжетов отказа от новорожденных либо матерью, либо отцом: от ребенка с синдромом Дауна отказывается отец, от чернокожей девочки отказывается мать, от суррогатного ребенка отказывается мать-заказчица. А если родители хотят ребенка, тогда по сюжету они либо не могут этого сделать физиологически, либо необходим аборт по медицинским показаниям.
Насмотревшись такого, ни один нормальный человек не захочет ребенка в принципе. Даже у меня, матери троих детей, после просмотра картины начал появляться страх перед родами.
Крайне досконально показаны все медицинские моменты. Как разрезается живот во время операции, как достают новорожденного и так далее. Эти откровенные кадры постоянно демонстрируют вперемешку с видами Санкт-Петербурга, ресторанами, красивой жизнью.
Процесс родов очень интимный, личный, а в фильме он показан с самой неприглядной стороны. У человека, не знающего, что это на самом деле, вызывает отвращение, впрочем, как и у знающего. А частота, с которой этот процесс показывается, укрепляет такое чувство.
Казалось бы, врачи противопоставлены пациентам и должны собой олицетворять все добродетели. Однако, если все пациенты с проблемами (что можно объяснить спецификой отделения), то у врачей проблем не меньше. Любовные интриги, безбрачные связи, нежелание строить семью.
Все эти моменты наводят на одну мысль – счастливых семей не бывает, семья и материнство – это что-то очень сложное, недостижимое и в этом мире невозможное.
Наряду со всем вышесказанным, есть моменты, когда герои чувствуют себя по-настоящему счастливыми, – в супермаркетах. Причем, самые счастливые моменты, показанные в фильме – это две женщины-подруги в супермаркете, и женщина, изменяющая мужу с другим человеком…
В этом сериале жизнь и смерть зачастую не представляют никакой ценности: хочу – делаю аборт, хочу – нет. Люди умирают и рождаются постоянно. Решения пациентов влияют на исход жизни и смерти, а врачи не вправе ничего сделать (хотя на самом деле, если встает вопрос о жизни и смерти, настоящие врачи делают все, чтобы человек выжил, несмотря на его «хотелки»).
Многие сцены, показанные в фильме, настолько интимные (не в физическом, а в эмоциональном плане), что большинство мужчин, увидев такое, изменят свое отношение к женскому полу в худшую сторону. Если не внешнее, то внутренне отторжение, а возможно, и отвращение, обеспечены.
Фильм о родильном отделении, после которого появляется страх перед родами, даже если его не было раньше. Сложности создания семьи превалируют перед счастьем семейной жизни и заставляют задуматься над тем, а стоит ли «заморачиваться»? Причем страшно становится не только женщинам, но и мужчинам, у которых еще и появляется отвращение к теме родов, и к женщинам вообще.
Секс: откровенных сцен нет, хотя наличие их подразумевается, и все интимные связи происходят с людьми вне брака. Это наводит на мысль: секс возможен только на стороне, он ни к чему никого не обязывает, это ничего не значащая вещь…
Наркотики: сцены употребления алкоголя присутствуют. Причем под алкогольным опьянением секс с кем угодно и абсолютно бездумно возможен. По сценарию фильма, уходить в запой – это вполне обыденное дело. В одной из сцен наркоманка после родов умирает от передозировки.
Насилие: в кадре не показывают, но упоминания о жестоких вещах присутствуют – изнасилование, убийство мужа. Также много слишком откровенных и детализированных кадров процесса родов.
Мораль: фильм нацелен на принижение темы семьи в жизни людей. Успешным людям семья не нужна. Рождение детей связано с неимоверными физиологическими трудностями, поэтому у человека, посмотревшего фильм, закладывается страх перед рождением ребенка, и исчезает желание строить семью и даже иметь серьезные отношения.