Все больше европейских политиков видят негативные результаты санкций в отношении России. Об этом заявил президент Республики Кипр Никос Анастасиадис на встрече с Владимиром Путиным, подтвердив готовность страны развивать сотрудничество не только в экономической, но и военной сфере. Путин заверил, что Россия не забудет роли Кипра в ее отношениях с Евросоюзом
По итогам переговоров главы двух государств подписали Совместную программу действий между Российской Федерацией и Республикой Кипр на 2015–2017 годы, а также ряд двусторонних документов, в том числе о военном и военно-морском сотрудничестве. В частности, договорились, что Кипр разрешит заходить в ее порты российским судам, участвующим в борьбе с терроризмом и пиратством.
Владимир Путин заверил, что Россия будет помогать Кипру в ликвидации последствий долгового кризиса. «Мы выделили, как известно, крупный стабилизационный кредит в размере 2,5 млрд евро, пошли навстречу и реструктурировали заем на более выгодных условиях», - уточнил он по итогам переговоров.
Никос Анастасиадис заявил, что сотрудничество России и Кипра не направлено против каких-либо третьих стран, однако не преминул отметить: «Я полагаю, что меры против такой великой страны, как Россия, ведут к контрмерам и со стороны России, и они имеют негативные результаты не только для Кипра, но и для ряда стран Европейского союза, и это ощущается нашими европейскими коллегами все больше».
Несмотря на громкие заявления, достигнуто в ходе визита президента Республики Кипр не так много и подписаны не самые важные документы, считает заместитель заведующего Факультетом управления проектами и программами по международным вопросам МИГСУ РАНХиГС Роман Андреещев. «Впрочем, Кипр не та страна, на которую стоит возлагать надежды в процессе возобновления сближения с Евросоюзом. Это далеко не самый значимый политический и экономический игрок в составе ЕС. Это заметно и по товарообороту между нашими странами: еще до трехкратного падения в прошлом году в 2013-м он достигал 2 млрд евро, тогда как товарооборот РФ и ЕС равнялся 400 млрд евро. Опять же в структуре прошлогодних 650 млн евро только 50 млн приходится на экспорт товаров с Кипра – главным образом это цитрусовые и лекарства. Остальные 600 млн – импорт из России, 60% которого составляют нефть и газ», - пояснил он «Эксперт Online».
Кипр – важное направление российской внешней политики, не согласен ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. «Несмотря на свои небольшие размеры, Кипр надежно вписан в финансовую систему ЕС: много держателей облигаций кипрских и греческих банков, например, в Германии. И поддержав Кипр крупным стабилизационным кредитом, Россия усиливает свое влияние, по крайней мере, в Южной Европе, - уверен он. – Важен и экономический аспект сотрудничества: далеко не все российские компании успели выйти из кипрских офшоров. А за то, что в момент кризиса им разрешили вывести свои средства, Россия должна быть благодарна Кипру».
Военное сотрудничество между странами, по словам аналитика, также немаловажно. «На Кипр давили европейские лидеры с требованием отказаться от подписания этого соглашения, поскольку оно в перспективе позволит России развернуть на острове свою базу и получить доступ к Средиземному морю и проливам и прорвать блокаду, которую строит сегодня ЕС. Что важно для обеспечения энергобезопасности страны, в частности проекта «Турецкий поток», - полагает он. - Ну и, наконец, политический аспект. Кипр голосовал против лишения нашей страны права голоса в ОБСЕ1, активно выступает против расширения санкций. Таким образом, это государство участвует в создании определенной фронды курсу европейской политики, направленному на ущемление интересов России».