Вход

Двигатель

"Человек, который сажал деревья": И один может многое

29 января 2015 в 10:36 | Емеля |Евгения Кумрякова | 2394 | 0

Мультфильм «Человек, который сажал деревья», созданный канадским мультипликатором Фредериком Баком в 1987 г. – это короткометражная анимационная экранизация одноименного рассказа французского писателя Жана Жионо 1953 года о пастухе, который в течение 35 лет собственными силами восстанавливал лес в пустынной долине близ Прованса. Поставленной целью при написании рассказа было пробудить в читателях любовь к посадке деревьев – идея, которую Жионо очень поддерживал в своей социальной жизни. «Человек, который сажал деревья» в итоге очень полюбился читающей публике и был переведен на множество языков. Из всех своих произведений писатель гордился этим рассказом больше всего и безвозмездно отказался от авторских прав на любые его копии ради снятия преград для широкого распространения истории и, тем самым, более простого воплощения дорогой ему идеи.

Анимационная экранизация была также высоко признана и завоевала несколько наград, включая премию Американской академии киноискусства в 1987 году в номинации Лучший анимационный короткометражный фильм.

Прекрасный, «цепляющий» сюжет Жана Жионо, получивший благодаря Фредерику Баку замечательное визуальное и звуковое воплощение, преподнесен зрителю на высоком художественном уровне: со скромной красотой и сохраненной, ярко возвышающейся моралью.

Какие мотивы проводит история «Человека, который сажал деревья»?

Тема служения в мультфильме

Автор истории и режиссер мультфильма, передающий ее зрителям, представляют по-настоящему притягательный образ трудящегося человека. Видение того, как один-единственный человек мирно и со спокойствием на сердце преодолевает шаг за шагом, постепенно превращая пустыню в цветущий «рай на земле», трогает и восхищает. И если отношение к работе в современном мире зачастую тиражируется согласно корню «раб», то здесь же мы видим пример не работы-рабства или работы-кабалы, а пример работы как безличностного служения высокому идеалу, высокой цели. Труд предложен не проклятием, а орудием воскрешения/восстановления/регенерации, составной частью счастливой жизни и величайшей ценностью, сближающей человека с Богом-творцом.

При этом интересно, как герой не разграничивает свою ответственность за вклад в мир на «до» и «после» порога личной территории, его усилия не заканчиваются на добросовестном ведении своего хозяйства, он ощущает ответственность в большем масштабе – интуитивно понимает, что мог бы сделать для мира и родных мест, и просто делает это, ответственно возделывает выбранный кусочек мира, что впоследствии приносит счастье многим людям.

Мультфильм тем самым культивирует не просто идею труда, служения, но и, в большем масштабе, идею ответственности человека за свой вклад в мир и ответственности за конструктивное, деятельное реагирование на те ситуации, с которыми он на своем жизненном пути сталкивается.

История убедительно демонстрирует, что и один «в поле воин» – воин в позитивном смысле – и один человек благодаря своим усилиям может очень и очень многое. Установка невероятно полезная и позитивная, одна из первостепенно нуждающихся в активной передаче молодым поколениям.

Выбор ценностей: Война и мир

Мирный и упорный труд героя, постепенно воскрешающий территории в районе Прованса, находится на одном конце основного смыслового противостояния в мультфильме, где на другом оказываются происходящие сначала первая мировая война, потом вторая, а также конфликты в местных поселениях, все размещенные ближе к периферии истории, выведенные за пределы четкого фокуса внимания зрителя, как бы недостойные центрального положения.

Пастух, Эльзеар Буффье, ни разу не оказывается вовлеченным в многочисленные распри, протяженные где-то поодаль его жизни и не затрагивающие ее по-настоящему. То, каким образ героя предстает зрителю, возвышенным и нравственным, делает невозможным представить его на другой стороне – убивающим, ненавидящим, сеющим смерть, а не жизнь – а это именно то, что он по сути делает. Ничто деструктивное не сбивает его. Начав однажды воплощать свой план по посадке деревьев, он продолжает его несмотря ни на что, продолжает созидание и поддерживает выбранный путь веры в жизнь (посадка деревьев как символ зарождающихся жизней + смысловые моменты с символизмом воды как источника жизни: именно у пастуха оказывается вода, когда она так нужна герою-рассказчику в начале истории, и именно благодаря стараниям героя в итоге на месте былой пустыни снова появляются ручьи и следом новая жизнь – молодые семьи, общественные праздники, надежда на лучшее).

История выдвигает перед зрителем знакомых извечных оппонентов: войну и мир, смерть и жизнь, и там, где оказывается место одному – логично не оказывается места другому.

chelovek-kotoryj-sazhal-derevya-i-odin-mozhet-mnogoe-02

Зло и добро не смешиваются, они разделены на концах противостояния, где Эльзеар Буффье предстает символом уверенного выбора пути жизни и добра: он избирает труд вместо горя, созидание вместо разрушения, красоту вместо запустения, гармонию вместо конфликта, здоровье и долголетие вместо болезни и немощности.

Образ жизни и качества характера

Притягателен и в целом изображенный образ жизни и быт героя-пастуха, который неразрывно связан с его непрекращающимся важным трудом.

«Он жил не в хижине, а в настоящем каменном доме, чистом и прибранном, воскрешённом (*и снова тема воскрешения) из руин, в которые он когда-то превратился. Крыша была крепкой и не пропускала дождь. […] Внутри все было чисто и красиво. Тарелки вымыты, пол подметен, ружье смазано, а над мерцающим огнем закипал суп. Также я заметил, что он был чисто выбрит, и все пуговицы на одежде были ровно пришиты, а сама одежда заштопана так аккуратно, что заплат не было видно. […] Когда я предложил кисет с табаком, он ответил мне, что не курит».

Вместе с размеренным, здоровым укладом своей повседневной жизни герой производит впечатление некой внушительной и уравновешенной силы, на которую можно и хочется опереться: «В обществе этого человека становилось спокойно на душе», – говорит молодой рассказчик.

Также отрадно слышать ближе к концу истории, как оценивается состояние пастуха в пожилом возрасте: «…он был бодр и свеж»; «Мирный регулярный труд, животворящий воздух гор, умеренность пищи и безмятежность души наделили этого старика недюжинным здоровьем. Это был атлет от Бога».

И хотя Эльзеар Буффье пережил огромное горе в молодости, потерю своей семьи, он не дал тяжелому положению опустошить себя, лишь отстранился от людей, при этом не закрывшись от них (мы видим, как удивительно он гостеприимен по отношению к молодому герою и позже к леснику). Он не стал озлобившимся, возненавидевшим человеческую жизнь отшельником, а продолжил жить, наполняя свои дни высоким смыслом – в этом отношении история не несет какого-либо мизантропического подсмысла.

И как деятельность пастуха противопоставляется происходящим войнам и склокам, так и его смиренный, размеренный образ жизни и спокойный нрав подаются на контрасте с образом жизни людей из соседних поселений, привыкших враждовать друг с другом, ломающихся под напором тяжелой работы и разворачивающих эпидемию суицидов в родных местах.

Что касается характера Буффье, кроме уже упомянутых ответственности и гостеприимности он также наделен такими положительными качествами как:

скромность (помимо скромного образа жизни делается акцент на молчаливости героя, что в одном моменте в духе «молчание – золото» составляет смысловой противовес образу огромной шумной делегации, приехавшей в прекрасные леса, помпезно сказавшей возле них много пустого и бессмысленного и не вложившей ни грамма существенных усилий в обнаруженный и восхитивший их чудесный край),

готовность к развитию, новаторству, корректировкам своей деятельности (Эльзеар со временем развивает направленность затеянной работы, переходя от посадки одной породы деревьев к новым;  меняет овец на пчел в своем хозяйстве, поскольку овцы портили саженцы; строит дополнительное жилище, чтобы легче продолжать расширение леса, зашедшее дальше первого дома уже на тяжело преодолимое расстояние).

Преемственность

Тема преемственности обнаруживает себя в том, что в итоге в места, облагороженные Буффье, съезжаются жить поколения новых людей, формируются молодые семьи, а прежние жители воспаряют духом, видя качественное преображение среды. Былое запустение и безумие благодаря труду и нравственности преобразуются в праздник жизни.

chelovek-kotoryj-sazhal-derevya-i-odin-mozhet-mnogoe-03

В этом отношении – «подобное к подобному», и жизнь (= труды пастуха), конечно, приносит жизнь.

Та же тема поддерживается структурой, в которую как в кольцо заключено повествование. Молодой мужчина, отправляющийся в пешее путешествие (как символизм пути жизни), сталкивается с масштабным разрушением и засухой, с нехваткой воды – тем самым символически формирует определенный личный запрос и выходит на необходимый ответ – находит Эльзеара Буффье как идеал человека и пример мужественности, надежности, зрелости и мудрости, который как раз «работает» с запросно увиденными главным героем-рассказчиком проблемами. Рассказчик время от времени возвращается проведать пастуха и его деревья, в итоге окончательно замыкая кольцо истории – в один день он пребывает в полностью неузнаваемые, расцветшие места, где некогда была абсолютная пустыня, и осознает, насколько велик мирный подвиг Буффье и как много людей, приехавших жить сюда, обязаны своим счастьем неизвестному им трудолюбивому пастуху.

Тем самым само общее строение истории задает тему преемственности: молодой и только вступающий в осознанную жизнь человек, видящий ряд проблем во внешнем окружении, находит опыт истинной мужественности и силы, какую тоже может и должен обрести для лучшей жизни: и своей, и других людей.

Экологическая тема

И, конечно, стоит еще раз упомянуть, что автор истории, Жан Жионо, осознанно писал этот рассказ под заранее сформулированную тему – культивирование у читателя идеи персонального экологического вклада, а именно посадки деревьев, что, как говорил о себе писатель, «всегда было одной из самых дорогих моих идей».

И само по себе эко-направление прекрасно и нравственно, но то, как гармонично на выбранной экологической теме сформировалась история о большем: войне и мире, поколениях, благочестивом служении и почти идеальном человеке, посвятившем себя особенному, но при этом доступному для понимания воскрешению жизни (не мистическому, а вполне земному воскрешению), оставляет сильное впечатление, ощущение катарсиса (духовного очищения) и, несомненно, обладает огромным потенциалом позитивного влияния на ценностную систему своего зрителя, особенно юного, т.е. только еще её формирующего.

 Насилие: Гнетущие образы агрессивно настроенных друг на друга людей . 

Секс: Не содержит идей и сцен развращенности.  

Наркотики: Молодой герой-рассказчик курит; мужчина из неблагополучного поселения, пьющий алкоголь; сцена с употреблением вина. 

Мораль:

  • и один человек может многое
  • труд – средство, сближающее человека с Богом-создателем
  • там где есть место войне, нет места миру и гармонии
  • нужно делать посильный вклад в улучшение окружающей человека среды, поскольку от этого зависит благополучие следующих поколений
  • секрет счастья человека в скромном образе жизни и нравственных, созидательных делах

Источник

12345  4.8 / 20 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Лента

Слава и религия бесчестья
Статья| вчера в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| позавчера в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине, если его изберут президентом США?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.