Детективный триллер режиссёра Дэвида Финчера «Исчезнувшая» собрал в российском прокате более 11 миллионов долларов, получив высокую оценку мировых и российских критиков. Свои лестные отзывы об этом фильме опубликовали как считающиеся вполне консервативными издания, наподобие «Российской газеты» и «Вести FM», так и откровенно либеральные «Независима газета» и «Эхо Москвы». Что же смогло вызвать любовь к этой картине у таких, на первый взгляд, разных газет и радиостанций?
Судя по содержанию фильма «Исчезнувшая», объединяет все эти издания страсть к садизму и извращениям, ненависть к институту семьи и презрение к такому понятию, как нравственность. Либо второй вариант – это деньги, которые теоретически также могли послужить причиной написания положительных рецензий на работу Дэвида Финчера. Но обо всём по порядку.
Фильм «Исчезнувшая» сам по себе очень нудный и длинный. Начинается всё с того, что бывший журналист, а ныне владелец бара Ник Дан в день пятой годовщины брака обнаруживает исчезновение своей жены Эми и вызывает полицию. Вместе с сыщиками и со своей сестрой Ник начинает поиски пропавшей супруги. История с пропажей Эми быстро выходит на первые полосы газет, так как в детстве она была известной личностью, благодаря её родителям, написавшим об Эми несколько книг. Вскоре Ник понимает, что его жена специально инсценировала своё похищение и убийство, чтобы подставить его и отомстить за то, что Ник завёл себе любовницу.
По мере развития сюжета зрителю рассказывают «историю любви» главных героев, которую правильнее было бы назвать «историей секса», так как по сюжету это, в принципе, единственное, чем они занимались на протяжении 5 лет семейной жизни. Детей у них нет, каких-то целей в жизни, за исключением поесть-поспать и как-то избавиться от скуки, тоже нет. С работы их уволили из-за их лени.
Пока Ник, не выпуская бутылку пива или стакан виски, пытается спасти «свою задницу» от несправедливого правосудия, зрителя поближе знакомят с его супругой. Эми оказывается колоритным персонажем: она не просто преступница, а настоящая психопатка, сознательно ломающая жизни всем своим мужчинам. У неё, как выясняется, уже большой опыт по издевательству над мужчинами, а точнее, над теми похотливыми самцами, которые в фильме играют бывших и нынешних партнёров главной героини.
Ещё есть сцены, в которых она сама себя насилует и избивает подручными средствами, симулирует беременность и изнасилование, разливает по полу лужи своей крови и так далее. Кстати фильм относится к категории 16+, поэтому многие старшеклассники могли спокойно посмотреть его в кинотеатре.
Самое интересное, что все два с половиной часа, которые длится так называемый «триллер», эти антигерои не только демонстрируют свою всестороннюю моральную ущербность, но и ведут философские рассуждения о смысле брака и института семьи. Да и сами антигерои изображены в соблазнительно-притягательной манере с глубоким внутренним миром. При этом идея того, что семья – это постоянные боль, страдания и мучения, проходит красной нитью через весь фильм и подана сценаристами со всем голливудским пафосом. Оцените рассуждения главных героев на эту тему:
1-ая минута:
«Ник: Когда я думаю о своей жене, я всегда думаю о её голове. Я представляю, как вскрываю её очаровательный череп, достаю мозги и пытаюсь найти ответы, ответы на основные вопросы любого брака…»
21-ая минута:
«Эми: Все твердили, и твердили, и твердили нам, что брак – это тяжёлый труд. А ещё это компромисс и снова труд. Оставь надежду всяк сюда входящий…»
32-ая минута:
«Эми: Мы не будем, как они, обещаю
Ник: Кто они?
Эми: Эти жуткие пары, которые мы знаем. Жёны обращаются с мужьями, как с цирковыми мартышками, постоянно дрессируя их.
Ник: А мужья обращаются с жёнами, как с автоинспекторами, пытаясь их надуть и слинять».
142-ая минута:
«Эми: Я тварь и твоя жена. Ты нравился себе лишь, когда пытался быть таким, какой нравится этой твари. Я не сдаюсь, я ведь тварь. Я убила ради тебя. Кто ещё может так? Думаешь, ты был бы счастлив с какой-то простушкой? Никогда милый, лишь я.
Ник: Чёрт! Это иллюзии. Ты же чокнутая, зачем тебе всё это? Да, я любил, но потом мы только обижали и подавляли друг друга, и причиняли боль.
Эми: Это и есть брак.»
Чтобы дополнить образ семьи, показанный в фильме, отметим, что единственная героиня второго плана, у которой по сюжету есть дети, показана полусумасшедшей глупой мамашей, которую Эми корыстно использует в своих интересах. Пожилые родители Эми изображены эгоистичными и расчётливыми людьми, не испытывающими никакой любви к своей дочери. Отец Ника, презираемый своими детьми за то, что в своё время ушёл из семьи, ругается матом и доживает свой век в доме престарелых. Других семейных отношений в фильме не показано.
Заканчивается вся эта аморальная история тем, что «семья» Эми и Ника после измен, извращений, садистских убийств и всего прочего снова воссоединяется, а Эми к тому же оказывается ещё и беременной. Эта нестандартная концовка с явным торжеством зла вызвала особое тёплое чувство у «Эха Москвы», написавшего по этому поводу следующее: «И что мне понравилось, Финчер финал не слил – финал просто отличный. Вот именно то, что нужно, потому что очередной сопливый порхающий камин я бы не пережил».
Единственное, что порадовало в этом фильме – так это профессии главных героев: они оба по сюжету журналисты. Почитав восторженные рецензии российских и зарубежных изданий на этот фильм, приходит понимание, что здесь сценаристы попали в точку, наделив душевнобольных аморальных главных героев именно той профессией, в которой подобные люди сегодня встречаются очень часто.
Насилие: Крайняя степень жестокости и извращённости действий главных героев, маниакальная тяга главной героини к убийству по сюжету остаётся безнаказанной.
Секс: Многочисленные сцены эротического характера, извращения, постоянные разговоры о сексе и обо всём, что с этим связано.
Наркотики: Более 25 сцен с употреблением алкоголя и табака, в том числе женскими персонажами.
Мораль:
Фильм нацелен на дискредитацию образа семейной жизни; разрушение института семьи; пропаганду алкоголя; пропаганду секса и извращений.
– В фильме высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу и/или своим детям равнодушно, подло, неуважительно, беспринципно. Герои-дети конфликтуют и соперничают друг с другом внутри семьи, конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.
– В фильме присутствуют сюжетные линии, порочащие и презрительно, брезгливо описывающие всё, что связано с материнством и рождением, воспитанием детей. Материнские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный.
– В сюжете фильма пропагандируются ценности «ни к чему не обязывающих», так называемых «свободных» отношений, случайных связей, обязательности или просто одобряемости сексуальных отношений до брака, зрителю навязывается чрезмерная ценность половой жизни. Тем самым дискредитируется ценность самого института брака и семьи, целомудрия.
– В сюжете фильма присутствует явная пропаганда/реклама употребления одурманивающих веществ (спиртного, наркотиков, сигарет), пропаганда нездорового образа жизни.
– В фильме используется подмена понятий и попытки убедить зрителя, что «чёрное – это белое», когда для обозначения порочных или социально-опасных явлений используются смягченные, нейтральные, «безоценочные» или даже оправдательные способы объяснения этих явлений.
– В фильме фактически отсутствуют положительные герои, чьи нравственные качества и нормы поведения могли бы служить примером для сопереживания и подражания.
– В поведении героев фильма отчётливо прослеживается смещение социальных ролей по признаку пола: герои мужского пола женоподобны внешне и/или ведут себя как женщины, а герои женского пола мужеподобны внешне и/или ведут себя по-мужски.
– В фильме присутствуют сцены, содержащие кадры псевдо-эротического характера, когда подробности интимной близости демонстрируются в избыточной мере с подчёркнуто неприкрытой детализацией.
– Производителем нарушаются требования к маркировке возрастного ценза фильма в сторону занижения допустимого возраста.