Фильм «Спокойной ночи, мистер Том» (Великобритания, 1998г., режиссёр Джек Голд) повествует о событиях, развернувшихся в тихой английской деревушке в 1939 году, когда Великобритания вступила во Вторую мировую войну.
Один из главных героев, старый одинокий вдовец Том Оукли, не мог и предугадать, как изменит его жизнь заявление премьер-министра Чемберлена о вступлении Англии в войну, которое он услышал по радио сентябрьским днём на общем собрании в церкви.
Столица Великобритании начинает подвергаться жестоким воздушным атакам фашистов, и поэтому многих лондонских детей начинают эвакуировать в глубинку, спасая от бомбёжек. На местах этих детей распределяют жить в любые дома деревенских жителей, где есть для этого свободный угол. Вот так однажды на пороге дома Тома Оукли появляется десятилетний мальчик Уильям Бич.
Надо сказать, Оукли, слывущий в своей деревне угрюмым, нелюдимым и неуживчивым чуть ли ни мизантропом, совсем не рад свалившейся на него обузе, и поначалу всеми силами старается сбросить с себя эту обязанность. Но непреклонность деревенских властей и давление местного общества не оставляет ему выбора – мальчик поступает на попечение Тома.
Трудно даётся старому вдовцу педагогическая стезя, ведь судьба не дала ему возможности реализовать себя в роли отца – ещё в далёкой молодости Том Оукли лишился семьи, жены и маленького сына. Ещё труднее Тому приходится с маленьким Уиллом и оттого, что этот мальчик своим внезапным появлением тревожит старые душевные раны пожилого мужчины, которые всю свою жизнь он так старательно пытался скрыть от себя самого.
Да и мальчика нельзя назвать простым в обращении: у него сразу же обнаруживается несколько непонятных и тревожных странностей. Маленький Уилл пугается любых громких звуков, пищу поглощает механически, словно по предписанной необходимости, каждое утро просыпается в обмоченной постели, а при виде раскалённой в камине кочерги теряет сознание от ужаса. Отчасти объяснение этим странностям парнишки старый Том находит в пакете с вещами, собранными Уиллу в дорогу его матерью: одежды среди них почти нет, не считая пижамы, зато есть увесистый ремень и письмо матери мальчика с просьбой использовать этот предмет по отношению к её сыну как можно исправнее, ибо, по её словам, он слишком подвержен греховности.
Окончательно всё становится на свои места, когда однажды утром Том, переодевая Уилла, впервые видит спину мальчика, которая красноречиво гласит о старательности матери в наставлении сына на пути истинные.
Постепенно Уилл и старый мистер Том сближаются и очень привязываются друг к другу. Старик не только восполняет пробелы в его воспитании и обучении, но и даёт мальчику то, чего он, похоже, был лишён всю жизнь – настоящие заботу и внимание, тёплое душевное отношение и участие.
У мальчика появляются успехи в школе, а ещё открывается замечательный талант художника, который мистер Том поддерживает и бережно поощряет. Через несколько месяцев пребывания у Тома Уилл изменяется до неузнаваемости: от прежнего забитого мальчонки с затравленным взглядом ничего не осталось, и теперь перед нами весёлый жизнерадостный мальчуган, у которого есть друзья, любимое дело и естественный детский задор, а постель мальчика отныне суха по утрам.
Эту идиллию прерывает внезапное письмо матери Уилла, требующей его возвращения в Лондон. Старик Том отпускает мальчика с тяжёлым сердцем. После его отъезда тревога Тома нарастает с каждым днём, когда он слушает сообщения о постоянных бомбёжках Лондона по радио. Но не только угрозы войны страшат мистера Тома. В один из дней он случайно находит выброшенный им когда-то ремень, прибывший с вещами Уилла. И это подталкивает Тома к решительным действиям – он отправляется на поиски мальчика, от которого уже много недель нет вестей.
Поиски мистера Тома увенчиваются успехом, но обстоятельства, в которых он находит Уильяма, заставят содрогнуться даже самых стойких людей от ужаса и боли. В этот момент кажется, что жизнь мальчика исковеркана навсегда и непоправимо.
Огромные усилия приходится приложить Тому Оукли, чтобы вернуть мальчика себе, вернуть к нормальной жизни. Для этого он вступает и в борьбу с жестокой бюрократической машиной государства, и в противостояние с цепкими пальцами бесчеловечной детской психиатрии того времени.
Фильм призывает нас вспомнить о том, как хрупок мир детства и как важно нам, взрослым, этот хрупкий мир беречь. Во времена войн, социальных неурядиц и бед общества мы, взрослые, настолько сосредотачиваемся на задачах выживания, что порой не замечаем, как весь этот груз вместе с нами невольно начинают нести наши дети. Более того, зачастую дети становятся жертвами наших обид на жизнь и вынуждены расплачиваться за наши неудачи и жизненные крахи.
В такие времена люди становятся разобщёнными, начинают жить по закону джунглей «каждый сам за себя», и порой мы не знаем даже, кто наши соседи, каково им живётся и не требуется ли какая-то помощь и поддержка. Сейчас у нас это «не принято», тогда как в изначальной культурной традиции нашего народа было совсем иначе. И когда-то действительно поговорка «чужих детей нет» отражала реальное умонастроение народа. Дети наиболее беззащитны перед угрозами, исходящими от современного мира, и фильм призывает не забывать это, а также не терять в таких ситуациях стремления к сплоченности, взаимовыручке, неравнодушию друг к другу. Об этом красноречиво свидетельствуют слова мистера Тома Оукли, которые он говорит Уиллу:
- Проблема в том, что идёт война, и люди настолько заняты спасением самих себя, что не замечают, что кому-то тоже нужна помощь.
Именно об этом предлагает поразмышлять картина в трогательной, чисто по-английски вдумчивой манере.