«Обложка журнала Шпигель: Опасный сосед. Владимир Путин и бессильный Запад»
То, что происходит в германских СМИ, по мнению кёльнского эксперта Даниэля Позатти, просто ужасно. Американская и британская пресса крайне предвзято и односторонне освещают события в России, однако немецкие издания зашли гораздо дальше. Похоже, они достигли такой степени пристрастности, после которой лишились остатков доверия читателей. Оказывается, что в некоторой степени это объясняется слишком тесными связями некоторых немецких изданий с ЦРУ. Это известие, последовавшее сразу за разоблачениями Сноудена, сильно насторожило немецкую читающую публику.
Ранее этот феномен получил название «эффекта Ульфкотте». А сейчас явление приобрело лавинообразный характер. После выхода в свет книги немецкого журналиста Удо Ульфкотте «Купленные журналисты» в сентябре этого года (сегодня книга – бестселлер № 1 в «Амазоне»), в которой автор утверждает, что ЦРУ регулярно подкупает ведущих немецких журналистов, включая его самого, возмущение немецких читателей против официальных СМИ, похоже, прошло критическую точку невозврата.
Разумеется, тиражи газет и журналов падают повсеместно и не только в Германии. Однако здесь имеет место нечто совсем другое. Это скорее напоминает бойкот, обрушивший в последнее время интернет-трафик. Немцы попросту избегают посещать официальные новостные вебсайты. При этом, многие из них не постеснялись объявить об этом своём намерении всем друзьям в социальных сетях. Некоторые выложили свои видеоролики, призывающие к бойкоту, в интернет-сервисе YouTube. Другие создали с той же целью группы в социальной сети Facebook.
Другой видимый эффект недовольства немецких читателей проявился в том, что число посетителей интернет-сайтов шести крупнейших немецких газет и журналов в течение сентября стало устойчиво падать. В октябре же показатели посещаемости попросту обрушились.
В то же время, до начала лета эти же вебсайты генерировали стабильные и высокие показатели интенсивности трафика. Это беспрецедентное явление, а главное – цифры коренным образом отличаются от общих данных о падении продаж газет и журналов в Германии. Ниже на рисунке результаты анализа Google, предоставленные компанией Alexa, специализирующейся на интернет-аналитике.
Шесть разных новостных сайтов – и у всех до единого трафик стремительно падает
Показатели трафика по alexa (Rank in Germany — показатель популярности, где 1 — самый популярный в Германии):
spiegel.de
zeit.de
stern.de
welt.de
faz.net
focus.de
Ключевую роль в этом взрыве общественного негодования сыграла печально знаменитая статья в «Шпигеле» под названием «Остановите Путина сейчас». В августе в Германском Совете по вопросам прессы рассматривалась официальная жалоба читателей против журнала «Шпигель». Издание обвинялось в том, что изображения жертв крушения малайзийского рейса МН17 неэтично были использованы как дополнительный инструмент в контексте политического заявления.
Печатные немецкие издания были предупреждены гораздо раньше, еще 28 апреля, когда ведущий политический ежемесячник Германии «Cicero» опубликовал колонку под названием «“Pride after the Fall”», которое можно перевести как «Гордость после грехопадения». Подзаголовки гласили: «Газеты умирают. Причина в том, что они идут против собственных читателей. Освещение событий в России является тому примером. Так нельзя обращаться со своими читателями».
Автор статьи Александер Кисслер пишет: «С каждым кварталом сектор печатных СМИ огорчает все больше. Показатели тиражей стремительно падают. Кривая спускается из левого верхнего угла в правый нижний. Собственно, это уже и не кривая, а прямая, неостановимо стремящаяся к нулю».
Германская пресса дружно бросилась с нападками на Россию в связи с украинским кризисом, однако в то же время ей пришлось защищаться против собственных читателей. Теперь же, после дальнейшего снижения тиражей в течение весенних месяцев, веб-трафик тоже резко упал.
Тем не менее, ситуация выглядит так, будто все только начинается. Немецкий журналист мрачно шутит напоследок: «Не пришла ли пора выпустить книгу «2019: последняя копия Шпигеля»? – если немецкие печатные СМИ вообще доживут до этой даты».