Члены Европейской комиссии решили воздержаться от празднования 100-летней годовщины с начала Первой мировой войны. Но день памяти начала кровавой бойни все-таки освещался в прессе. И некоторые эпизоды остались в памяти народа и кровавые итоги тех лет до сих пор не могут признать и осудить правительства участников тех событий.
Может быть, моральная эволюция народов, поможет в будущем избегать подобное, что было в Турции 100 лет назад и поможет осудить и сегодняшний приток неонацизма в Европе и события на Украине.
Так пока вернемся к хронике 100 давности:
На заседании Государственной Думы 13 декабря 1912 г. Милюков поднял армянский вопрос: — «Положение армян в Ванском санджаке и в соседних местностях, сплошь или в большинстве заселенных армянами, нам безразлично быть не может»…
Эту тему продолжил ранее управляющий Кавказом, генерал-адъютант граф Воронцов Дашков: — «Никакого сепаратизма среди кавказских армян не существует, это позволял я себе свидетельствовать в 1907 году, когда не утихла еще смута.. и снова я подтверждаю это в настоящее время. Уже 6 лет тому назад, я, доказывал…, что армянский вопрос в империи, мы сами создали неосторожным обращением с религиозными и национальными возрениями армян»…
- «Положение армян остро ухудшилось как раз после освобождения славян в Европе от турецкого владычества. Это обострило ненависть к ним и до некоторой степени было причиной ужасных погромов в вилайетах Эрзерума, Вана и др. С 1894 по 1896 г. среди мира, которым пользовалась Турецкая империя, армян начали систематически вырезывать … Целые кварталы в Константинополе были залиты армянской кровью. Жертвы насчитывались десятками тысяч. Армяне взывали к Европе о помощи».
Но Европа не пошла дальше платонического сочуствия.
Правительство Турции в тот период возглавляли выпускники прусской школы, некоторые были даже подданными государства Вильгельма II.
В апреле 1911г. военный министр Франции Жокнар, добыл, официальный секретный рапорт, штаба германских войск, от 19 марта об усилении германской армии. Этот документ чрезвычайно поучителен:«Надо приучить народ думать, что наступательнаявойна с нашей стороны есть необходимость, чтобы сразу положить конец провокациям противника… Нужно вести дело так, чтобы, под гнетущим впечатлением огромных вооружений, значительных жертви напряженного политического положения, взрыв рассматривался, как избавление, потому что после него наступят десятилетия мира и процветания, как после 1870 г.»
Не эта ли идеология стала определяющей политику Турции и ее генералитета. И вступление ее в войну можно полагать была идея взять реванш за потери славянских земель в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.
За поставленную военную технику и вооружения, как отмечали публицисты того времени, Турция заплатила самую, дорогую цену – поставками зерна. Полуголодные солдаты турецкой армии не гнушались грабить и своих единоверцев, но особенно доставалось христианам – грекам, армянам и др.
Обывательская аксиома: «Если дома нет воды…» стала определяющей силой для народа Турции, тогда же газета «Тасфири-Эфкиар» публикует текст фетвы (призыв к газавату), в которой призывают все народы Османской империи сплотится для общей борьбы против неверных, кроме немцев и их союзников.
Кади Медины и стража гроба Магомета в Мекке согласны поддержать Газават против всех христиан, но недоумевают почему в фетве избирательное отношение к народам. И отказываются выступать, как и многие племена арабов.
1915 год стал пиком жестокости и угнетения армянской нации, пресса всех стран запестрела сообщениями с Турции.
Германским и австрийским военным разрешено вступать в турецкую армию. Немецкий и турецкий консул в Персии Пужен снабжает оружием и оплачивает курдским племенам набеги на христиан. Фетва среди малограмотных курдов служит «членским билетом» для заработка по всей территории Османской империи. Фанатиками разносится молва: «хаджи-Вильгельм» прямой потомок сестры Магомета.
Зверства в Турции не проходят мимо внимания английской палаты лордов. 23 сентября,Кромер обратился к правительству с вопросом, получено ли им подтверждение газетных сведений о возобновившихся в широких масштабах избиениях армян и имеются ли доказательства причастности к избиениям чинов германской консульской службы.
800,000 жертв, — цифра, о которой говорят газетные сообщения, — по мнению Кромера, совершено невероятна…
Отвечавший от имени правительства лорд Крю подтвердил палате, что от британского консула в Батуме получено сообщение, где консул прежде всего описывает потрясающие жестокости, имевшие место в Сасунском округе, где население совершено истреблено, исключая немногих, успевших бежать. Что касается участия в избиениях германских агентов, то официальных подтверждений этого факта нет. Нельзя доказать, что немцы поощряли так или иначе избиения. Однако судя по рассказам живших в Турции американцев, немцы вообще ведут себя так, что считать эти известия неправдоподобными не приходится…
Большое впечатление произвела речь Брайса, где он на основании собранных данных из разных источников должен с печалью, признать, что цифра 800.000 погибших с мая текущего года, к несчастью, является вполне правдоподобной. Это – обдуманная и систематическая политика убийств. Эта политика проводится уже в течении значительного времени той шайкой, в руках которой находится турецкое правительство.
Во время трапезундских избиений все армянское население, которое насчитывала от 8.000 до 10.000 было истреблено в один день по приказу из Константинополя.
В русской прессе было опубликовано «Письмо из – за границы».
Неслыханно жестокая и жуткая трагедия, совершающаяся в Армении, приковала к себе внимание всего человечества.
Лишь в Германии очень долгое время не хотели верить в правдивость рассказов о турецких жестокостях. В настоящий момент, однако, и в германской печати есть достаточно много фактов, которые подтверждают наличность этих жестокостей и изображают их в голом, не прикрашенном виде. Должен, впрочем, оговориться, что факты эти сообщаются не общей печатью. Здесь все еще царит довольно оптимистическое настроение. Сведения об армянской трагедии мы находим, главным образом, в специальных миссионерских изданиях, откуда они в урезанном и подчищенном виде просачиваются и в другие издания.
Позвольте мне привести вам без всяких почти комментариев один документ, заимствованный из журнала германских протестантских миссий «AllgemeineMissionsZeitschrift». Дело идет о рассказах очевидцев германских миссионеров. Поэтому ценность сообщаемых ими фактов особенно велика. Вот отрывки их рассказов.
«Турецкие солдаты, свидетели совершавшегося, рассказывали нам, что женщины на коленях умоляли о пощаде и что многие из них сами бросали в реку своих детей. И когда мы спрашивали их с ужасом: — «Значит, вы стреляете в женщин и детей?» они отвечали: — «Но что же делать? Нам приказывают».
Вечером мы прогуливались с одним из наших друзей, М. Г…, перед домом. Мы встретили жандарма, который рассказал нам, что толпа женщин и детей из Байбурта должна пройти ночью в местности, отстоящей всего в десяти минутах от госпиталя. Он сам помогал, гнать их, как скот. И он рассказал нам с деталями, вызывающими дрожь до жути, как с ними обходились во время пути. Их без перерыва вырезали. Каждый день убивали и сбрасывали в пропасть от десяти до двенадцати женщин. И раздробляли черепа детям, которые не могли идти. Грабили. Насиловали. «Я сам лично, — добавил жандарм, — похоронил голые трупы пяти женщин. Пусть Бог зачтет мне это».
На следующий день, рано утром, мы услышали, что проходят жертвы, обреченные на смерть. Мы присоединились к ним и проводили их до города. Их несчастие неописуемо. В абсолютном молчании дефилировали они, большие, маленькие и старцы, обремененные годами, которые только с большим трудом держались на своих ногах. Все они шли, чтобы быть связанными вместе и сброшенными с обрывистой скалы в волны Евфрата. «Теперь так действуют, — рассказывал нам грек-извозчик: — видать, как плывут трупы по течению реки»…
Это холодило кров в жилах.
Наш жандарм рассказал нам, что он только что сопровождал из Мама-Шатум, местности, расположенной в двух днях езды от Эрзерума, до Комаха подобную же толпу из трех тысяч женщин и детей. «Все истреблены!» — добавил он.
Мы: — «Если вы хотите убить их, то почему не делаете вы этого в их деревнях? Для чего причиняете вы им, предварительно, эти неслыханные страдания»?
Он: — «Так — очень хорошо. Нужно, чтобы они мучились. И затем – что делали бы мы с трупами? Они стали бы гнить»…
Между 10 и 30 мая арестовали еще 1200 почетных армян и др. христиан без различия вероисповеданий, в вилайетах Диарбекира и Мамурет-уль-Азиса. 30 мая 634 из них были посажены на лодки на Тигре под предлогом, что их отправляют в Моссул. Адъютант местного вали и пятьдесят жандармов сопровождали отряд. Некоторое время спустя после отъезда у пленников отобрали деньги (6000 ливров), затем их одежду и, наконец, сбросили их самих в реку. Жандармы, находящиеся на берегу, отталкивали их от берега. Одежда этих несчастных была продана на базаре в Б…
В течении месяца почти каждый день, видели трупы, плывущие по течению Евфрата, часто связанные по два и по три вместе.
Трупы, выбрасываемые на берег, пожирались собаками и ястребами. Для подтверждения всего этого есть многочисленные германские свидетели-очевидцы. Один чиновник с Багдадской железной дороги рассказывал, что «в Биреджике тюрьмы наполняются днем и освобождаются (в Евфрат) ночью. Германский капитан кавалерии видел между Диарбекиром и Урфой бесчисленное количество трупов, которые лежали непогребенными по сторонам дороги»… •*
И так дальше — все жуткие, холодящие кровь в жилах картины… Я просил у читателя позволения привести этот документ без комментариев. Да и что можно сказать еще? Что можно добавить? Чем, какими словами и красками, можно дополнить то, что рассказал совершенно беспристрастный и незаинтересованный в сгущении красок очевидец? Его сжатый, скупой на слова рассказ туманит мозг больше и действует на нервы сильнее, чем самые красноречивые комментарии. Силу влияния этих рассказов, этих впечатлений очевидцев чрезвычайно верно оценило германское правительство, когда оно 10 ноября 1915 г. Запретило воспроизведение в прессе фактов, сообщаемых в миссионерских отчетах…
Что касается турецкого правительства, тооноуженевсилах более отрицатьсвоежестокоепреступление. Косвенноонопризнает его, стараясь смягчитьи«объяснить». Нью-Йоркская арабская газета «Hoda» пишет поэтому поводу: «Турция публикует в первый раз официальное сообщение относительно резни в Армении, в ответ на настойчивое давление Америки. Это сообщение, как и следовало ожидать, переносит ответственность за истребление на самих армян, которые для того, чтобы добиться независимости, выработали будто бы и проект сбросит Турцию, оказавши помощь русским. В виду такого положения, признает турецкое правительство, оно не в состоянии было подавить взрыв фанатизма, вспыхнувшего в населении, которое и учинило печальные события. Как могло турецкое правительство, вынужденное бороться против четырех великих держав на трех театрах войны, вмешаться всюду и остановить население, восставшее против армян? Однако, оно сделало все возможное, чтобы защититьжизнь и имущество последних. Отряд предназначенный для этой цели, потерял половину своих людей убитыми восставшим населением. Были установлены также гражданские комиссии для исчисления убытков и установления ответственности. Что же касаетсявопроса о выселении, — добавляет сообщение, — это мера чисто военная, продиктованная потребностями национальной обороны».
Я счел нужным привести это сообщение, чтобы дать читателю возможность сопоставить официальное объяснение событий с тем, что видели и слышали германцы-миссионеры. Сопоставление это вдребезги разбивает официальное объяснение. Тусклые затасканные доводы турецкого правительства совершенно блекнут перед яркостью красок той картины, которую рисуют очевидны. И совершенно ясным становится, что если и делало что-нибудь турецкое правительство, то уж отнюдь не «для охраны жизни и собственности» армян.
Интересно отметить, что германское правительство «объясняло» своим народным представителям армянскую резню так же, как и само турецкое правительство. Рука руку моет. Однако, не подлежит никакому сомнению, что факты, сообщенные миссионерами, породили в лучших умах Германии тревогу и недоверие. К сожалению, благодаря запрету воспроизводить в пpeссe «факты, сообщаемые в миссионерских отчетах», эта тревога и опасение не передаются в массы, и широкие народные круги Германии армянскую трагедию продолжают считать выдумкой врагов, в лучшем случае преувеличением.
Швейцария. Д. Страхов.
Турецкий министр внутренних дел, Талаат-бей, на вопрос о резне армян в Трапезунде корреспондента «Berliner Tageblatt» заявил:
«Мы—не дикари. Когда я узнал о печальных событиях, имевших место в Армении, я не мог спать в течении многих ночей (?!). Лица, виновные в непринятии надлежащим мер к предотвращению этих ужасных событий, уже понесли наказание.
«Однако, — оговаривается дальше «чувствительный» турецкий министр, — нас совершенно напрасно упрекают, будто там, где дело идет об армянах, мы не разбираем ни правых, ни виноватых. Это, может быть, и так, но разбираться абсолютно невозможно, ибо армяне, сегодня невиновные, завтра могут оказаться виновными.
Сохранение турецкой империи должно все оправдать, и наши действия диктуются исторической необходимостью и национальными интересами».