Ошибки замечать немного стоит:
дать нечто лучшее – вот,
что приличествует достойному человеку.
М.В.Ломоносов.
«Советская система хозяйствования совершила «великий подвиг». За каких-нибудь, 20 последних годов Аральское море, благополучно существовавшее до этого миллионы лет, лишилось 640 куб. км воды.
Повторное использование в мелиорации коллекторно-дренажных вод, которое организации Минводхоза СССР придумали в погоне за валом, привело к тому, что в Сырдарью и Амударью сбрасываются прошедшие через поля воды, вобравшие в себя соли, гербициды и пестициды».
Так в общем истерическом психозе на фоне лозунга «Жить не по лжи», кричала пресса перестроечного периода. Вместе с «раскрытыми» архивами и прочей подготовленной фальсификацией преследовалась одна цель: развалить страну!
Вместо спокойного и взвешенного обсуждения — остекленевший взгляд, поток истеричных речей, густо замешанный на откровенной фальши, наглой подтасовке и махровой некомпетентности.
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя не опишешь, тобою наслаждаешься,
не понимая, что; ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Человечество с древнейших времён селится возле водоёмов. Водные артерии являлись удобными естественными транспортными и торговыми путями, основными источниками продовольствия.
Вода. Источник жизни, источник вражды, предмет торга и средство воздействия.
Обратимся к истории: В 1714 году туркменский старшина Ходжа Непсс был направлен за помощью к Петру Первому. По прибытии в русскую столицу Непсс рассказал о том, что хивинский хан, построив большую плотину, препятствует течению вод Аму-Дарьи на запад, через земли туркмен в Каспийское море. Ходжа Непсс просил предпринять организовать поход на Хиву, помочь туркменам разрушить плотину и «обратить реку в прежнее русло.
И вот по приказу Петра из Астрахани выступает в далекий поход шеститысячный отряд под командой князя Бековича-Черкасского. «Ехать к хану Хивинскому послом,— говорилось в специальном указе, — а путь иметь подле той реки, и осмотреть прилежно течение оной реки, тако же и плотины, ежели возможно оную воду паки обратить в старый сток, к тому же прочие устья запереть, и сколько к той работе потребно людей».
Русские казаки и солдаты преодолевают все трудности пути через раскаленные пески и побеждают в трех — дневном сражении высланное им навстречу войско хивинского хана.
Не сумев одолеть их силой, хан прибегает к хитрости: русских принимают, как гостей, а потом убивают, напав на них врасплох, боясь усиления русских в Закаспии.
В 1718 году по велению Петра в Хорезм отправляется искать прежнее русло реки моряк князь Урусов.
В начале XIX века Узбой пересекает экспедиция Муравьева. В 70-х годах снова оживает интерес к замыслу Петра создать великий водный путь на Восток.
Одна за другой идут в Кара-Кумы экспедиции.
Возникает проект: пропустить воды Аму-Дарьи в Каспий через Узбой, обойдя Саракамышскую котловину, чтобы не тратить времени на ее наполнение.
В начале XX века появляется другой проект: направить воды Аму-Дарьи в Каспий не по Узбою, а гораздо западнее — по сухому руслу Келифского Узбоя, который тоже был когда-то притоком Аму-Дарьи.
Так начался спор между двумя Узбоями и двумя вариантами — верхним и нижним.
Верхний вариант — пропуск воды через Келифский Узбой — требовал громадных затрат, но зато давал возможность оросить большие оазисы по рекам Мургабу и Теджену.
А чтобы осуществить нижний вариант — через Узбой, нужно было потратить десятилетия на наполнение Саракамышской котловины или же предпринять трудоемкие работы по постройке обводного канала.
На старых картах 1683 и 1706 годов отсутствует какое — либо напоминание об озере Арал или водоеме с таким именем.
А на картах 1740 и 1774 годов уже присутствует обозначение водоема.
Указание на работы в Каспийском море позволяет более или менее точно установить дату появления русских картографов на Каспии. Начало гидрографических и океанографических работ на Каспийском море относится к первой четверти XVIII ст. В 1714 г. была сделана опись и составлена карта восточного берега Каспийского моря. Карта эта, вероятно, была только схематическая, так как уже в 1716 г. опись Каспийского моря переделывали Кожин, Урусов и Травнин. Несколько позже — в 1719—1720 гг.— западный берег от Астрахани до Гилянской косы описан Верденом и Соймоновым. Последняя работа основывалась на 12 астрономических пунктах, и но завершении ее была издана морская карта Каспийского моря, в масштабе 1 к 3, в дюймах, под названием «Картина плоская моря Каспийского».
Сохранился целый ряд письменных исторических свидетельств о том, что и глубокой древности Аму — Дарья вливала свои воды в бывшее Сарыкамышское озеро, и ныне представляющее собой огромную сухую котловину, расположенную на запад от низовьев Аму-Дарьи. Древние историки также утверждали, что из Сарыкамыша вода текла далее на запад по руслу, именуемому Узбоем, вплоть до города Огурчя. Хорезмский историк Абуль-Гази Беадур-Хан, рассказывая о древней истории Хорезма, писал:
«Весь путь от Ургенча (расположенного в то время вблизи дельты Аму Дарьи) до Абдуль-Хана (Палхана) был покрыт аулами, потому что Аму- Дарья, пройдя под стенами Ургенча, текла до восточного склона горы, где река поворачивала на юго-запад, чтобы направиться совсем на запад и слиться у Огурчи (урочище близ Красноводской бухты) в Мезандаранское море. Оба берега реки до Огурчи представляли сплошной ряд возделанной земли, виноградников и садов».
В настоящее время, на основании ряда научных исследований « съемок, совершенно достоверно известно о древнем пути Аму-Дарьи в Каспийское море и имеется ясное представление о его строении. В низовьях Аму-Дарьи сохранились боковые русла и протоки, по которым она изливалась в Сарыкамышскую котловину. На ее южной границе, в районе колодцев Чарышлы, сохранился порог, через который вода выливалась из древнего озера и текла далее по Узбою на запад до самого Каспийского моря. Узбой представляет собою сухое, глубокое и широкое русло, частично покрытое толщей веками скопившейся соли. Оно тянется в таком виде до долины, расположенной между хребтами Большие и Малые Балханы, и далее теряется в обширных солончаках Кель-Кор.
Вернемся в наше время, в 2000 году на высохшем дне Аральского моря были обнаружены остатки древнего культового храма. Выехавшая на место находки археологическая экспедиция установила, что сооружение относится к XI-XIV векам и является копией мавзолея Ясави в Туркестане. Рядом были вскрыты захоронения погибших воинов, найдены мастерские, в которых изготовлялись изразцовые плитки, керамические изделия. По мнению ученых, храм принадлежал огузам и находился на территории древнего города. Как полагает один из участников той (2000 года) экспедиции — профессор Абылай Айдосов, пока обнаружена лишь небольшая часть городища, а основная часть все еще находится под водой, пишет «Казахстанская правда».
Были найдены остатки культового сооружения — точной копии знаменитого мавзолея Кердери (прототипа мавзолея Яссауи в Туркестане) и многое другое. Ученые полагают, что этот город стоял на Великом Шелковом пути, о чем свидетельствуют осколки керамической посуды, монеты и т.п. Там же был обнаружен мыловаренный мини-завод, масса предметов домашнего обихода — около трех десятков кувшинов, посуда, мукомольные приспособления, светильники, медные монеты и другие изделия. По оценкам специалистов, обнаруженные сооружения относятся к XI-XIV векам.
По мнению профессора Абылая Айдосова, причиной тому могла быть вода, которая неожиданно окружила поселение, и люди не сумели спастись. Аральское море начало вновь заполняться в XIV веке, и вполне возможно, этот процесс протекал довольно быстро.
Не секрет, что Аральское море за период своего существования несколько раз наполовину пересыхало и вновь наполнялось водой – этот процесс носил циклический характер и однозначно установить причины этого явления весьма сложно. Во всяком случае, установлено, что в очередной раз это обмелевшее море-озеро начало вновь заполняться как раз в XIV веке, и вполне возможно, этот процесс протекал довольно быстро.
Известный историк З. Н. Буниятов в одном из своих трудов «Государство хорезмшахов Ануштигинидов» описывает поход войск хорезмшаха в огузские города Жент и Жанкент в Приаралье, совершенный в XII веке. Армия шла по дну высохшего Аральского моря, и воины встретили несколько цветущих городов. Один из них — Робат-Тоган. Возможно, найденный ныне и есть тот самый Робат-Тоган, так как, по описанию летописца хорезмшаха, город был опоясан дамбой на случай прихода воды. Следы дамбы как раз и обнаружили кызылординские ученые. Видимо, вода в период паводка подходила к городу, но потом отступала, и жители возвели это сооружение, чтобы избежать наводнения. На случай стихийного бедствия они делали запасы продуктов (найдены большие сосуды, в которых хранилось зерно). Они были закопаны в землю на метровую глубину. Однако, похоже, последний паводок был столь бурным и могучим, что накрыл город.
Казахстанским ученым теперь представилась уникальная возможность изучить жизнь и быт наших предков. Ведь это не брошенный людьми и не разрушенный дотла завоевателями город, какими дошли до нас все другие древние городища. Здесь воды Арала сохранили, в том числе и от разграблений, все, чем пользовались древние люди. Но сейчас он открыт и никем не охраняется. И, на наш взгляд, следует опасаться, что любители наживы успеют покопаться в песке в поисках богатых захоронений и золота. Аральская Атлантида — это редчайший дар для нашей истории, и стоило бы организовать охрану городища на время, пока будет организована экспедиция.
http://kungrad.com/aral/book/atlant/
http://kp.kazpravda.kz/print/1096383363
http://kazpravda.softdeco.net/print/1117835492
Здесь я позволю себе, не согласится с автором последней заметки по поводу циклических наполнения и обмелений Арала. Вряд ли люди могли поселиться на дне бывшего озера, так как частые ветра, характерны для этого региона, поднимали бы пыль высохших илистых отложений. Дно Арала в тот период времени представлял собой широкую пойму с небольшими озерами, типа знаменитой Чуйской долины.
Произведенные изыскания в 50 годах показали, что Аму-Дарья является самой многоводной рекой Средней Азии. Ее истоки лежат на высоте почти 5000 м над уровнем океана. Реки Вахан-Дарья и Памир образуют реку Пяндж. В свою очередь, Пяндж сливается с рекой Вахш, образуя Аму- Дарью. Длина Аму-Дарьи — 2394 км, а площадь ее бассейна — 45 600 км.
Как показали исследования советских ученых истоки всех рек — это таяние ледников, образованные в четвертичный период, когда хребты Средней Азии были охвачены мощным оледенением. Потепление климата нарастало постепенно и возможно у Аму – Дарьи были еще источники, которые иссякли. И на рубеже 17 веков объем воды уменьшился и этого объема уже не хватило для преодоления естественных преград в русле и она нашла более пологий путь на север, в долину, где и образовалось Аральское море.
Еще одна особенность региона: начиная с 1932 года вода в Каспийском море резко пошла на убыль, и в течение 9 лет уровень моря упал на целых 180 сантиметров.
180 сантиметров — величина заметная. Выросли новые мели, а старые превратились в острова. Остров Челекен соединился с берегом и сделался полуостровом. На мелком северном побережье море отступило от прежних берегов на целые километры.
Первым забил тревогу Каспийский флот. Порты Каспия стали быстро мелеть. Сухие доки оказались на суше. Двенадцатифутовый рейд возле устья Волги превратился в шестифутовый. Потребовалась огромная работа по углублению дна и перестройке портовых сооружений.
Встревожились также и рыбники. Почти вся рыбная промышленность . Каспия связана с его северной третью. Здесь на мелководье, опресненном волжской водой, жиреет знаменитая астраханская сельдь, в изобилии ловятся лещ, сазан. Сюда на ледяные поля приходит зимовать каспийский тюлень — загадка для зоологов всего мира, которые не могут понять, как попал сюда этот житель полярных стран. В рукавах Волги выводят мальков и зимуют восьмипудовая белорыбица, дающая янтарный балык, белуга с лучшей в мире икрой, осетр и севрюга. И если уровень Каспия упадет еще на 4 метра, все эти рыбьи угодья сойдут на-нет, тюлени и рыба погибнут.
Вблизи Атырау (Гурьев), в 50 км от города обнаружены развалины городища Сарайшык, городище XIV-XVII веков, можно смело предположить, что ранее он находился на берегу моря. Также как и Астрахань в настоящее время.
Если все впадающие в Каспий реки дают в среднем 324 кубических километра в год. Из них 252 кубических километра дает одна Волга, то Аму – Дарья была приблизительно такого же объема. Поэтому изменение русла Аму –Дарьи коснулось и уровня Каспийского моря.
Так вопрос колебаний уровня Каспия стал насущной проблемой текущего дня. Перед советской наукой встала серьезнейшая задача: вылечить Каспийское море, помочь Аралу и превратить пустыни и степи Средней Азии и Казахстана в житницу хлопка и субтропических фруктов для страны.
Одним из инициаторов нового витка дискуссии стал известный советский исследователь, географ и писатель, автор «Земли Санникова» и «Плутонии» — Владимир Афанасьевич Обручев. В 1948 году он предложил Сталину ряд идей. Уже спустя год был одобрен один из вариантов переброски рек в направлении Арало-Каспийской низменности. Правда, в 1951 году он был отменён из-за сомнений в экологической безопасности проекта, но работы в этом направлении продолжились в рамках ещё более грандиозного плана преобразования природы.
Академия Наук СССР снарядила комплексную экспедицию, в которую вошли наши крупнейшие ученые и научные сотрудники институтов. В деятельности комплексной экспедиции Академии Наук СССР активное участие приняли ее институты: Леса, Почвенный, Географии, Ботанический и другие, Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина, Всесоюзный научно-исследовательский институт лесного хозяйства, Всесоюзный научно- исследовательский институт агролесомелиорации, украинские научно-исследователь¬ские институты лесного хозяйства и агролесомелиорации, Воронежский лесохозяйственный институт, Московский, Саратовский и Воронежский государственные университеты, Сельскохозяйственная Академия имени Тимирязева и другие научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и опытные станции.
Институт экономики Академии наук СССР на основании результатов экспедиции, а также по результатам многочисленных исследованиях и трудах русских ученых, как П.П. Семенов – Тянь-Шанский, Н.А.Северцев, А.П.Федченко, И.В.Мушкетов и В.А.Обручев составили предварительный план спасения Арала и экономического развития Средней Азии и Казахстана. В результате исследований было выявлено:
В Аральское море стекает свободной воды из его мощных притоков—рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи — всего лишь 54 кубокилометра воды и 17 кубокилометра соответственно.
В редкие годы уровень их достигает 91 кубокилометра.
Потребность же в воде, для нормального морепользования Аралом, — - свыше 400 кубокилометра в год.,
Запомните эти цифры!!! Так что экологическая проблема Арала – не результат плановой экономики, а фактор глобального земного катаклизма.
Первым шагом претворения этого грандиозного плана спасения Арала было строительство Главного Туркменского канала, протяженностью в 1100 км. Он будет забирать из Аму-Дарьи 350— 400 куб. м воды в секунду, с возможностью дальнейшего увеличения забора воды до 600 куб. м в секунду. Часть воды, текущей по этому каналу, будет просачиваться в грунт, поднимая уровень фунтовых вод пустыни и опресняя их. Это будет способствовать более обильному произрастанию растительности в песках, ранее возделываемых в древности.
Но главное назначение воды — искусственное орошение плодородных лессовых равнин юго-запада Туркмении и левой части древней дельты Аму- Дарьи, за современным Хивинским оазисом. Новый обширный район плодородных полей и садов будет создан в Юго-западной Туркмении. Площадь орошения составит здесь 500 тысяч гектаров. Исключительно благоприятные климатические условия этого района, отличающегося мягкими зимами и самым длительным на территории Советского Союза вегетационным периодом, позволят наряду с длинноволокнистым хлопчатником выращивать ценные суб-тропические культуры: цитрусовые, фанат, инжир и даже финиковую пальму.
Восемьсот тысяч гектаров новых земель будет орошено в районах, примыкающих к северной окраине каната — в низовьях Аму-Дарьи.
Общая площадь орошения—1300 тысяч гектаров.
В 1953 году, после смерти Сталина, строительство канала 25 марта 1953 было приостановлено, также как и План строительства лесозащитных полос.
C 1954 года началось строительство Каракумского канала, который достиг длины 1300 км и оросил значительную часть Туркмении.
Строительство канала повлияло на все компоненты географической среды: растительность, животный мир, микроклимат, почвы, рельеф. Канал отбирает около 45% вод Амударьи, что является немаловажным фактором в проблеме Аральского моря. Около четверти поступающей в канал воды теряется в самом русле, в результате фильтрации через земляное дно, так как он проложен по обезвоженной части восточных Каракумов.
Правительство и ЦК КПСС решили, что дальнейшее строительство канала нецелесообразно, а консервация уже вложенных громадных средств выгоднее продолжения стройки. На очереди была целина…
В ходе ликвидации строительства в 1953 году было отгружено 1369 вагонов по 60 тонн и более 10 барж по 500 тонн. В 1954 году было отправлено 1120 вагонов. Всего с 1953 по 1955 годы было отгружено со стройки 2524 вагона.
Всего на 1 мая 1953 года на балансе строительства незаконченных капитальных вложений, основных средств, оборудования, материалов, товаров, временных сооружений было более, чем на 500 миллионов рублей.
Иногда в кругу историков можно услышать, что если бы ГТК был построен как планировался, а не как построен сейчас, то перед народами Приаралья не стояли бы сейчас проблемы экологии и социально-экономические головоломки. Это утверждение не совсем корректно. Во-первых, история — это наука, в которой сослагательное наклонение в рассмотрении научных проблем некорректно. Во-вторых, судьба Аральского моря была решена гораздо ранее, когда не было еще и речи ни о ГТК, ни о Каракумском канале. Именно тогда, при проработке плана переброске северных рек, академик (действительный член АН Узб ССР) ирригатор А. Н. Аскоченский в собрании трудов Академии наук Узбекской ССР объявил о программе перераспределения стока вод Амударьи. «В результате такого перераспределения воды по Аральской низменности со временем Аральское море исчезнет. Морское зеркало, испарявшее воду в западной части низменности, переместится на восток, ближе к горам, что должно безусловно увлажнить климат предгорной зоны. Режим водных источников будет изменен с помощью водохранилищ, которые, располагаясь в верхних и средних течениях рек, будут положительно влиять на климат». Это было в 1949 году.
Если при Сталине наука всегда занималась проблемой спасения Аральского моря, а также помогала развитию народно — хозяйственных планов правительства, то в последующие годы только констатировала факты и всегда шла на поводу сторонников развала страны.