Поговорим о пылесосах. Нет, не о тех, которыми мы привыкли чистить ковры; речь пойдет о «пылесосе» как о современной схеме извлечения прибыли. Не помню точно, где я впервые увидел этот термин – кажется, на каком-то интернет-форуме. Так или иначе, словечко это – весьма емкое и «чисто конкретное», потому и запомнилось.
Несколько лет назад я случайно встретил на улице своего одноклассника Петю (назовем его так) и он рассказал мне о своем житье-бытье. Надо сказать, в школьные годы Петя был редкостным раздолбаем: хулиганил, курил, выпивал, учился на двойки и т.п. Как Вы уже догадались, родители Пети были весьма обеспеченными людьми, хотя и не шибко образованными.
Со временем Петя остепенился, приобрел профессию шофера, женился, даже закончил заочное отделение какого-то института. И задумался над тем, как жить дальше. Выяснилось, что у петиных родителей есть кое-какие деньги, которые они готовы дать сыну для открытия собственного дела. Остановились на деревообработке: Петя изучил рынок сбыта, арендовал помещение, закупил оборудование, нанял рабочих и дал старт. Как человек осторожный, Петя взялся за дело не в одиночку, а на паях с одним армянским парнишкой, разбиравшемся в деревяшках.
Сначала дело пошло, но вскоре выяснилось, что расходы как-то превышают доходы. То есть все как-то «не окупается» и перспективы весьма туманны. «Представляешь, после уплаты налогов и всяких отстежек всяким пожарникам и т.п. получается минус», - горестно делился со мной новоявленный коммерсант.
В общем, все кончилось просто: Пете пришлось выйти из доли, оставив своему более упорному партнеру налаженное производство.
Банальная история, не так ли? Рынок насыщен, опыта нет, да тут еще пресловутая коррупция, в лице пожарников, конечно. Зачем брался, слушай, да? Но самое интересное в этой истории – то, что предприятие после выхода из него Пети не разорилось – не обанкротилось, а превратилось в подразделение одной известной торговой фирмы и продолжало пилить свои бревна и доски.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Мы имеем Петю, вложившего свои время и деньги и организовавшего производство, но не получившего ничего взамен. И мы имеем крупную коммерческую структуру, получившую очередную работоспособную «точку», причем получившую ее за копейки. У этой коммерческой структуры не будет проблем ни с пожарниками, ни с налоговиками, ни с кем-то еще. Все эти проблемы давно решены.
Как Вы уже догадываетесь, «пылесосом» в данной схеме является крупная структура, а пылью – такие, как Петя, а также плоды их трудов.
Сейчас много и справедливо пишется о том, что в последние годы спекулятивный капитал во много раз превышает капитал производственный, и это правда. Но, тем не менее, производство в России, как и в других странах Запада, все же имеет место быть, и держится оно на плаву либо за счет поддержки государства, либо с помощью разного рода «пылесосных» схем, основанных на святой вере «лохов» в «коммерцию».
Приведу еще несколько примеров, особенно сильно намозоливших глаза лично мне.
1) Газгольдеры. Любителям коммерции объясняют, что устанавливая газгольдеры на дачных участках в Подмосковье, можно заработать много денег. Прибыль олигархов после разорения «коммерсантов» будет образована за счет:
a) Возникновения сети бригад, способных устанавливать газгольдеры, которые вскоре будут вынуждены лечь «под дядю».
b) Стимулирования спроса со стороны «коммерсантов» на газгольдеры, выпускаемые на соответствующем машиностроительном заводе.
c) Стимулирования спроса на пропан-бутан, производимый на соответствующем предприятии; в случае, если «газгольдерное дело» совсем не пойдет, разрекламированный пропан-бутан можно сбывать через газовые автозаправки.
d) «Рекламы делом» - ведь «коммерсанты» уже вложили немалые средства в рекламу, думая, что рекламируют свою фирму, а на самом деле – пропагандируя сжиженное углеводородное топливо.
2) Игровой бизнес. Лохам втирают, что игровой бизнес – очень прибыльный. Потому, что нужны минимальные вложения (покупка игровых автоматов); потому, что это – игра на страстях и пороках; потому, что это – нелегальное («полулегальное») дело. При этом умалчивается, сколько дураков уже занято в этом выгодном-нелегальном деле. Прибыль организаторов «пылесоса»:
a) За счет продажи лохам игровых автоматов.
b) За счет утилизации оборудования, изъятого у лохов в результате милицейских рейдов.
3) Сетевой маркетинг. Тут говорить не о чем, и так все известно. Тем не менее, дураков, видать, хватает, т.к. организаторы сетевых контор, судя по всему, разоряться не собираются. Скажем, фирма Avon имеет офис рядом с офисом Лукойла, в районе Москвы, где цена аренды офисных площадей является одной из самых высоких в мире. Платить такую арендную плату могут позволить себе лишь крупнейшие нефтяные компании, а также всевозможные театры и студии. (Что касается упомянутых богемных учреждений, то здесь нет ничего удивительного, так как «творческая интеллигенция» является классом-гегемоном в современной России, и может позволить себе многое...)
4) Всякий интернет-бизнес. Например, изготовление сайтов для «коммерсантов» с применением php-технологии. Безумно глючная технология, надо сказать. А есть еще такая примочка к php – Joomla, так это вообще «абзац». В общем, многие «позорные», мечтая раскрутить свое «дело», за милую душу отдают бабки за изготовление сайтов для своего предприятия. Это вместо того, чтобы самим изготовить страницы сайта в известной программе Word, пользуясь опцией «сохранить как web-страницу». А потом они еще заказывают рекламу у ведущих поисковиков, после чего «прокликивают» объявления конкурентов, которые, в свою очередь, «прокликивают» их объявления.
В заключение вспомним библейскую притчу о сыновьях, перекопавших сад в поисках клада и тем самым сделавших полезное дело. Только в нашем случае полезное дело люди делают не сами себе, а некоему умному выгодоприобретателю. Утешает, впрочем, что и экономика страны в целом получает от всего этого некоторые бонусы; вопрос лишь в следующем: что будет, когда «закончатся лохи»?