На размышления о смысле и связи понятий «долг и честь» - этих фундаментальных понятиях этики, меня натолкнул стенд, установленный на входе в военно-морское училище. К сожалению, и абитуриенты да и курсанты, проходя мимо, только мельком взглянут на красочное изображение корабля и моря, не стараясь вникнуть в глубокий смыл, начертанных крупными буквами на их фоне слов. А ведь это чрезвычайно важно для каждого гражданина и особенно посвятившего себя служению Отечеству.
Долг, по определению, - внутренняя, не навязанная силой принуждения или выгодой потребность человека поступать в соответствии с моральными ценностями, принятыми в обществе. Понятие долг соответствует понятию обязанность.
С древнейших времён люди ощущали долг перед Богом, долг перед Отечеством, долг перед семьёй, долг перед данным кому-то словом («Рцы слово твёрдо!» - говорили наши предки). Несмотря на то, что моральные нормы со временем претерпевали изменения, понятие долга вплоть до недавнего буржуазного времени сохранялось неизменным. Человек во все времена, вплоть до либерального, ощущал себя частью общества, а потому и обязанным этому обществу. Все мировые религии включают Заповедь, подобную христианской: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на Земли». Иными словами, не забывай, человек, о долге перед старшими тебя людьми, ибо они успели сделать для общества больше полезного, нежели ты и уже потому заслуживают ощущения долга перед ними и уважения! Этот принцип отменяется либерализмом, провозгласившим, что человек живёт для себя, для получения максимального удовольствия от жизни и ничего никому не должен. Очевидно, если этот принцип будет принят всеми членами общества, то оно перестанет существовать, как некое единство индивидов! По сути, либерализм отвергает понятие долга. О б этом уже свидетельствует практика. Сегодня не редко можно услышать заявление молодого человека: «Я никому ничего не должен!» Именно с этим связано желание избежать службы в армии и ответственности за судьбу новорожденных младенцев и престарелых родителей! Примеров тому в последнее перестроечное время мы можем назвать сотни и тысячи. А ведь это - результат торжества либеральной идеи в нашей стране! Может быть, мы приблизились к апокалипсису?
Теперь о чести.
Честь – признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как обладате-лю неких положительных для общества качеств личности или личности, уже осуществившей какие-то деяния во благо общества. Естественно, чем больше человек сделал полезного для общества, тем должна быть выше оказываемая ему честь! Это как бы плата за его заслуги. Плата может быть материальной и не материальной (духовной). Самим человеком эта плата оценивается исходя из его личной системы ценностей. Для человека с приоритетом ценностей материальных, соответственно, и плата выше материальная, скажем в виде денежном. И, наоборот, для человека духовного, выше не материальное, то есть духовное поощрение. Например, уважение, похвала достойных с его точки зрения людей, памятные ордена и медали.
В отличие от чести, являющейся внешней оценкой личности обществом, самооценку человека называют достоинством или чувством собственного достоинства. Самооценка, превышающая оказываемую или ожидаемую честь, называется тщеславием. Очень важным элементом воспитания человека является воспитание у него чувства собственного достоинства. Такой человек не может быть предателем, ибо его нельзя купить! К сожалению, воспитанию этого качества у советских людей уделялось слишком мало внимания. Оттого-то многие даже высокого ранга партийные и советские работники с приходом к власти либералов превратились в их услужливых лакеев! Существенно повлияло на это, конечно, и изменение в нашей стране системы ценностей после контрреволюции 90-х годов, вначале государственной, а затем у многих наших сограждан и личной. В России, как и во всём буржуазном мире, высшей ценностью стали деньги, изменился социальный статус граждан и многие наши сограждане поклонились «золотому тельцу»! В связи с этим изменилось очень многое в нашей жизни, в том числе и отношение к воинской службе и воинским почестям.
Издревле отдание воинской чести было сочетанием воинского приветствия и воинской почести младшим воином старшему (по должности или званию) как более заслуженному перед Отечеством. Это обстоятельство было обусловлено также пятой Заповедью (Чти отца твоего…). Интересно отметить, что отдание чести в армии было сразу отменено Временным правительством в 1917 году. Как и сегодня это было связано с изменением системы ценностей и, соответственно, социального статуса граждан. Если во все времена и у всех народов Земли до прихода к власти буржуазии первым человеком в обществе был его защитник – воин, то теперь таковым стал не лучший человек (аристократ по терминологии Аристотеля), а человек не знатный, не заслуженный перед Отечеством, но зато богатый, то есть буржуа. Потому-то и в сегодняшней российской армии нет понятие «отдание чести». Осталось только воинское приветствие. В современном Уставе внутренней службы Российской армии сказано: «Воинское приветствие ранее называлось отданием чести». Теперь говорят: первым приветствует более воспитанный военнослужащий! Иначе говоря, устав отменяет и пятую Христианскую заповедь и заслуги перед Оте-чеством. Отдание воинской чести теперь считается анахронизмом.
Зададимся вопросом: Укрепляет ли боевую мощь армии отмена понятия воинской чести?. И второе: Способствует ли повышению морального состояния общества фактическое игнорирование Заповеди «Чти отца твоего…» Ответы нам кажутся очевидными.