9 марта 2013 года исполнилась 199-ая годовщина Т.Г. Шевченко. Историю и творчество Тараса Григорьевича Шевченко знают все, по крайней мере, люди старшего и среднего поколения. Молодёжи, скорее всего личность Шевченко мало о чём говорит.
О нём стоит напомнить, хотя бы кратко. Будучи крепостным, молодой Тарас попал в Петербург со своим паном Энгельгардтом, а затем волею обстоятельств был выкуплен из крепостничества и отдан на обучение в Императорскую Академию художеств в мастерскую к Карлу Брюллову. С инициативой о выкупе хлопотал поэт Василий Жуковский. Картину Жуковского нарисовал Брюллов, её выставили на аукцион и, таким образом, собрали нужную сумму для выкупа. Часть средств внесла и царская семья. Жаль, что Шевченко не смог оценить эту доброту вовремя, иначе не был бы отправлен в ссылку в Сибирь и казахстанские степи, отнюдь не за революционную деятельность, а за поэму «Сон», в которой он в ёрническом свете изобразил царицу. Это исторический факт.
Книгу «Кобзарь» со стихами Тараса Шевченко помогли издать друзья в Петербурге. Благодаря ей он стал известен всему миру.
Т.Г. Шевченко несомненно обладал от природы многими талантами – поэт, прозаик, художник. Памятники Шевченко стоят по всему миру.
При Советской власти Шевченко уделяли огромное внимание: печатались его стихи, поэмы, проводились вечера памяти, снимались фильмы. В СССР творчество Шевченко трактовалось как революционное, антибуржуазное. В нём действительно отражалась борьба простых людей за свои права против панов любых национальностей, выражался идеал народной освободительной борьбы против олигархов того времени.
К сожалению, у Шевченко есть и русофобские произведения, которые стали подпитывать корни сепаратистов, ставших впоследствии так называемыми украинскими националистами, всяческими способами и при подстрекательстве западных держав желавшими отделения Малороссии (Украины) от большой России. Но в творчестве Шевченко нигде не говорится о том, что он хотел отделения Украины от России. А Кирилло-Мефодиевское братство, в котором принимал участие некоторое время молодой Тарас, не ставило таких политических целей. Максимум, чего они хотели – чуть большей автономии для Малороссии, но в составе Российской Империи. По информации Википедии о Кирилло-Мефодиевском братстве сказано следующее: «Братство основывалось на христианских и славянофильских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни на Украине в рамках панславянского союза народов. Общество ставило задачу национального и социального (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав намечавшейся славянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем, сообразно с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения».
Украинские националисты пытались ранее и пытаются и сейчас сделать из Шевченко икону «независимости Украины от России», тем самым извращая суть о реальной политической позиции Шевченко.
9 марта 2013 года в Санкт-Петербургской Академии художеств ряд украинских организаций и землячеств, а также русских организаций отметили 199-ю годовщину Тараса Григорьевича Шевченко. Организатором мероприятия выступила петербургская общественная организация Украинская община «Славутич». В мероприятии приняли участие представители Союза донбассовцев Санкт-Петербурга, Международного союза общественных объединений «Киевская Русь», Винницкого землячества, Товарищества имени Т.Г. Шевченко, а также Дома национальностей Санкт-Петербурга. Открыла мероприятие — Генеральный консул Украины в Санкт-Петербурге Наталья Прокопович.
С хорошей речью выступил представитель Администрации Санкт-Петербурга Виктор Михайленко. Среди приглашённых артистов был Народный артист России Николай Мартон, великолепно прочитавший стихи Кобзаря. Ученики петербургской школы и киевские артисты спели украинские и русские песни, а также исполнили танцы. В завершение концертной программы, все участники совместно с хором «Кобзарь» исполнили песню на стихи Шевченко «Реве, та стогне Днипр широкий».
Мероприятие, на мой взгляд, прошло на хорошем уровне. Очень жаль, что вторая часть «украинской диаспоры» Санкт-Петербурга решила провести альтернативное мероприятие в Администрации Петроградского района и не побывала на концерте именно в стенах Академии художеств, где витает дух Шевченко и Брюллова. Давние разногласия между председателем Украинской национально-культурной автономией Санкт-Петербурга В.Ю.Тегзой и председателем Региональной общественной организации «Украинская община Санкт-Петербурга «Славутич» И.В. Петренко, их борьба за лидерство не позволяют совместить два мероприятия – в одно. Очень жаль. Международный союз «Киевская Русь» и Союз донбассовцев Санкт-Петербурга всегда призывали объединяться в добре на основе общих культурных традиций и не замечать недостатки, имеющиеся у каждого человека.
Тарас Григорьевич Шевченко — личность противоречивая, но в его творчестве есть энергия борьбы против несправедливости. И неважно, судя по творчеству Шевченко, от кого эта несправедливость исходила в то время — от «своих украинских панов, ляхов, турок, жидов-шинкарей или москалей». В большей даже степени Т.Г. Шевченко критиковал своих же украинцев, вот эти его поэтические строки направлены именно к ним:
«Доборолась Україна
до самого краю.
Гірше ляха свої діти
Її розпинають».
Всем украинским националистам можно сказать — Т.Г. Шевченко без России и Петербурга никак бы не состоялся. Русский язык и русская культура были для Шевченко родными. Проза Шевченко написана на русском языке, есть и стихи на русском языке, в частности, поэма «Тризна», где есть и такие строки:
Между друзьями молодыми
Порой задумчивый… порой,
Как волхв, вещатель молодой
Речами звучными, живыми
Друзей внезапно изумлял;
И силу дружбы между ними,
Благословляя, укреплял.
Он говорил, что обще благо
Должно любовию купить
И с благородною отвагой
Стать за народ и зло казнить.
Шевченко был человеком Российской Империи, он по своей сути был евразийцем, как сказали бы сейчас – он был антиглобалистом. Шевченко никогда не был за отделение Малороссии (Украины) от России. А сегодня бы Шевченко однозначно выступал бы за вхождение Украины в Таможенный союз. Сегодня бы Шевченко боролся бы против глобализации по-американски и однозначно выступал за Славянский союз и шире – за Евразийский союз.