Будучи абсолютно трезвым человеком, мне было очень грустно наблюдать в день Пасхи то, как люди массово спиваются. На улице толпы людей упиваются пивом, вином, может и чем покрепче и радуются, мне кажется, даже больше тому что «теперь можно», чем православной традиции отмечать то, что Иисус воскрес на третий день после казни, согласно тому, как на это указывает Библия. Поэтому захотелось поподробнее проанализировать алгоритмику и само явление поста.
Временный отказ от желаемого
Очень хорошо эта алгоритмика прописана в книге Алена Кара «Лёгкий способ бросить курить». Сам, будучи в прошлом курильщиком, объясню на собственном примере. Вот курил я чуть меньше пачки в день, ну и чтобы «бросить» или «поправить здоровье», естественно, помышлял временным ограничением, а именно у меня была норма: 5 сигарет в день. Первую курил после завтрака, остальные старался оттянуть, таким же образом, как если есть 3 куска хлеба и 2 сыра: сначала едят 1-й кусок в прикуску с небольшим количеством 1-го куска сыра, потом 2-й кусок с остальным 1-м куском, и потом полноценно кусок хлеба с куском сыра. Для тёмного времени суток я оставлял 2 штуки: одну вечером и одну на ночь. Так вот та самая сигарета «на ночь» была самой желанной. Я планировал время, когда буду её выкуривать, готовился к этому «событию», и чем ближе оно наступало, тем больше я об этом думал. Если не решал закурить до назначенного мной времени, я иногда доставал сигарету, слегка мял её, нюхал, по сути занимался фетишизмом… Так же ноют и постоянно думают о мясе те кому «пришлось» от него отказаться, и конечно, ни один из этих людей не думает о том, что перед тем как куску мяса появиться в магазине, где он его купит, это мясо было отрезано от трупа погибшего ни за что, и родившегося в неволе живого существа… Но так как по канонам РПЦ есть куски трупов убитых животных разрешается, то и думать на эту тему, естественно никто не будет, что, лично для меня, грустно…
Вообще, алгоритмику временного отказа можно показать ещё и на другом примере: если отнять у ребёнка мороженное, и сказать ему, что мороженное будет можно только после 8-ми часов вечера, то в 8 он набросится на это несчастное мороженное и не успеет заметить, как его съест! (проверено, опять же на себе). Этот способ неэффективен, и даже если его интерпретировать, а-ля «человеку даётся свобода выбора, и он может на практике почувствовать: как это жить по-другому», всё-равно получается, что за человека (пришёл он к этому или нет) сделали выбор, когда и как он должен жить по-другому, и свобода выбора здесь как таковая отсутствует – одна лишь отработка чужой, навязанной извне алгоритмики. И раз Бог дал человеку свободу выбора, то и выбирать когда и каким образом начинать более правильную жизнь, на временной или постоянной основе должен сам человек. Каждый должен придти к этому сам, иначе только повышается ценность старого образа жизни.
Разрешение жрать
Если бы пост действительно брался не за временную «очистку тела и души» перед долгим годом грехов и всяческих нечистот, а за духовный рост и полное оздоровление тела, то разрешения жрать всё подряд, выпивать алкоголь и прочие «радости жизни» просто не последовало бы… Таким же образом можно запрещать убивать почти целый год, и в какой-то один день официально разрешить убийство: давайте представим, насколько будет сокращаться население планеты при той реальной нравственности, которая есть у людей?..
Почему бы не запретить есть то же жареное, жирное, мясное, употреблять алкоголь и прочие нездоровые вещи вообще? Ведь от жареной, жирной пищи, мяса и алкоголя хорошо ещё никому не стало. (В данной работе я не буду рассматривать полезность мяса как пищевого продукта, скажу только, что для той же коровы пользы не будет никакой).
«Плохие» вещи
В церкви обычно говорят, что не обязательно отказываться от того же мяса, или какой-то пищи. Отказаться нужно от чего-то, что приносит удовольствие, некую страсть. Ну, никто не говорит, что во время поста нужно отказаться, например, от чистки зубов, или поедания яблок, гречки и т.п. Ну, предположим, мы пользуемся чужой, навязанной алгоритмикой, чтобы стать лучше, расти духовно и укреплять себя телесно, но если эта алгоритмика через каких-то (примерно) 1,5 месяца говорит: «теперь можно жить по-старому, как нравилось», да ещё и закрепляет это в психике позитивной установкой, а именно праздником, причём очень значимым в православной традиции. Что в итоге мы имеем: правильный, хороший и добрый образ жизни ассоциируется с лишениями и дискомфортом, а вседозволенность и всяческие нечистоты – со светлым праздником. Очистились все дружно…
На мой взгляд, нужно делать не временные отказы, а менять нравственность людей таким образом, чтобы им «плохого» не захотелось. Для этого человеку нужно разъяснить: почему это нехорошо, и к чему приведёт следование по «плохому» пути. Только, зная все причинно-следственные связи, человек может сделать осознанный выбор, и работа по очищению тела и духовному росту – прежде всего информационная работа. И только когда люди поймут головой, что алкоголь превращает их из людей в недолюдков, а мясоедение – то же убийство, только тогда будет наблюдаться духовный рост, сопровождающийся осмысленным, волевым решением каждого.
p.s. "И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти – счастливы.". (Кор., Семейство Имрана, 104)