Число людей, которые кормятся из бюджета, растет пугающими темпами. Особенно быстро размножаются в нашей стране чиновники — назовем так всех, кто работает в органах государственной власти и управления(о последнем скачке численности федеральных структур см. статью на этой же странице).
Госаппарат в СССР (в который кроме России входило еще 14 республик) в 1982 г. считался по тем временам огромным — 2,5 млн человек. Сейчас, по данным Росстата, численность госаппарата России — свыше 1,6 млн человек. А по экспертным оценкам, если сложить всех депутатов — федеральных, региональных и местных, — министерства и ведомства и их региональные подразделения, администрации всех регионов и муниципалитетов, сотрудников многочисленных контролирующих ведомств, социальных фондов и все их раздутые аппараты, в общей сложности получится около 6 млн человек.
Всех этих людей надо кормить. Только из федерального бюджета на содержание органов госвласти в 2011 г. было отпущено 844 млрд руб. Это примерно $29,5 млрд. Почти столько же — $31,2 млрд пошло на эти цели в США. Иными словами, наши чиновники проедают почти столько же денег, сколько американские, но при этом население у нас вдвое меньше, чем в Америке, а экономика в 9 раз меньше.
В конце 90-х российские госслужащие шли на работу не ради денег — зарплаты в госсекторе были небольшие. Зато на административном ресурсе можно было зарабатывать суммы, в десятки раз превышающие официальный заработок. Глядя на это, эксперты и твердили: на госслужбе слишком маленькие зарплаты, поэтому не воровать чиновники просто не могут, давайте приближать их заработки к доходам в частном секторе.
Руководствуясь этой мыслью, 10 лет назад правительство затеяло административную реформу, цель которой — повысить эффективность работы госаппарата при снижении расходов на его содержание. Казалось, что если сократить лишних, неэффективных госслужащих и резко повысить доходы оставшимся, то все само собою и сложится. Но, к сожалению, на практике все оказалось не так просто. На протяжении 10 лет события развиваются по закону Паркинсона — все преобразования госаппарата приводят лишь к увеличению числа госслужащих.
А главным результатом реформы стал постоянный рост зарплат чиновников, их количества и длинная очередь желающих работать на госслужбе.
Зарплаты в органах власти все эти годы растут не только гораздо быстрее, чем экономика, но и сильно опережают рост доходов всех остальных граждан. Например, в 2011 г. среднемесячная начисленная зарплата в Министерстве здравоохранения и социального развития была 77 565 руб., в Министерстве экономического развития — 79 743 руб., в Министерстве образования и науки — 62 344 руб., в Министерстве связи — 56 136 руб. (данные, собранные компанией ФБК). В то же время средняя зарплата по экономике в 2011 г. была только 23 693 руб. Зарплаты госслужащих повышаются, несмотря ни на какие обстоятельства, — Минфин сейчас борется за то, чтобы их индексация происходила хотя бы вровень с инфляцией, а не опережая ее.
А что же эффективность? Похоже, деньги для российских госслужащих не имеют никакого значения — во всяком случае, на качестве их работы резкий рост зарплат никак не сказался.
Качество госуправления в 212 странах ежегодно измеряют специалисты Всемирного банка. По итогам они составляют рейтинг: судя по нему, эффективность работы российского правительства с 2002 г. почти не изменилась, а в некоторые годы даже существенно падала. По эффективности госуправления Россия в 2010 г. набрала 41,6 балла (в 2002 г. было 42,9). Для сравнения, у Дании — 100, у Норвегии — 98, у США — 93, у Франции — 89,5.
Очевидно, что многолетний эксперимент по опережающему повышению зарплат чиновников надо признать провалившимся. И, как минимум, приостановить его до тех пор, пока не будет найден четкий ответ на вопрос: почему рост зарплаты не заставляет российских госслужащих лучше работать и как увязать зарплату каждого с результатами его труда.