Филлер (от англ. filler, заполнитель) в сериалах со сквозным сюжетом — дополнительный материал, не связанный с основным сюжетом, добавляемый для увеличения длительности показа. В большинстве случаев филлеры существенно слабее серий, связанных с развитием сюжета, и не нужны для его понимания.
На церемонии присутствовали сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного и Верховного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации, главы традиционных конфессий, общественные деятели. Но помимо них в зале присутствовали врачи, фельдшеры, медсёстры, сотрудники скорой помощи.
Речь началась с акта сплочения перед общей угрозой — эпидемией. На этом фоне очень хорошо смотрелись слова:
«На протяжении всей истории наш народ побеждал, преодолевал испытания благодаря своему единству. И сейчас для нас на первый план вышли семья, дружба, взаимовыручка, милосердие, сплочённость.
Духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран уже забывают, нас, напротив, сделали сильнее. И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать».
Удобная, конечно, ситуация для всего мира: можно много назревших вопросов решить, но возникает вопрос: «Разве это сможет сплачивать людей и дальше?»
Люди постепенно привыкают к новой напасти, а потому назревшие системные проблемы возникают перед сознанием людей с новой силой. И первая из них — это вопрос справедливости в обществе. Отчасти это объясняет содержание бОльшей части Послания. Но есть ещё кое-что важное, о чём — позже.
Прежде всего радует то, что сегодня уже никто не кривится от такого заявления:
«Сбережение народа России – наш высший национальный приоритет».
А ведь человек как таковой занял центральное место в ежегодных Посланиях сравнительно недавно. Напомним, что впервые это произошло в 2008 году, когда Медведев в своём первом Послании заявил:
«Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек».
И это при наличии 13-й статьи Конституции, запрещавшей государственную идеологию. После этой цели, правда, были добавлены вполне себе либеральные «клише»:
«Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда бы то ни было».
А ведь до этого (в 90-х и 2000-х) главной целью был безудержный рост экономики. Сейчас уже, слава Богу, понимают, что рост экономики нужно на что-то направлять, то есть сама идея «человеко-центричной экономики» теперь — новая норма, то, что теперь понятно всем «по умолчанию».
«Наша стратегия в том, чтобы вновь выйти на устойчивый рост численности населения, добиться, чтобы в 2030 году средняя продолжительность жизни в России составила 78 лет».
Почему речь идёт о 2030, а не о 2024 годе, как во многих других местах Послания? Может быть потому, что осознаётся, что выйти на устойчивый рост численности населения ранее не получается, хотя в Послании Федеральному собранию 2018 года Владимир Путин говорил об этой задаче более расплывчато:
«и в предстоящее десятилетие обеспечить устойчивый естественный рост численности населения России»
Если Послание было в 2018 году, то десятилетие — это 2028 год, а теперь — 2030, но всё ведь познаётся в сравнении. Вот Послание Владимира Путина в 2000 году:
«Нас, граждан России, из года в год становится всё меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И, если верить прогнозам, […] уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных».
В целом, его полезно изучить, сравнив при этом течение российского исторического процесса в разных его точках:
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21480
В 2020 году коронавирус и сопутствующие проблемы ударили по здоровью людей, поэтому неудивительно, что первым тематическим блоком в Послании 2021 года было здравоохранение. Выделим во всём содержании речи следующие моменты:
«…до конца года продлить программу, по которой гражданину возвращается 20 процентов его затрат на туристические поездки по России».
«…в текущем году возвращать половину стоимости путёвки при поездке детей в летний лагерь».
Классно? Ещё бы. А как можно было бы сделать иначе?
В первую очередь, конечно, — сделать такие компенсации постоянными, а не «до конца года».
Во вторую — лучше, конечно, полная компенсация, хотя бы детских поездок.
Отлично? Не то слово. Но это требует совсем других сумм, причём на ежегодной основе, о чём многие критикующие власть и вожделеющие подобного зачастую просто не задумываются. Им подавай всего и побольше. А сами они что делают для этого?
Однако можно обратить внимание на то, что есть и потенциально постоянные программы:
«в этом году запустить здесь пилотные проекты, включая проживание в университетских кампусах и общежитиях других регионов для студентов, которые летом отправятся путешествовать по стране».
А также:
«…поощрить молодёжь, которая проявила себя в олимпиадах, волонтёрских и творческих инициативах, проектах платформы «Россия – страна возможностей». Для таких ребят программа частичного возврата средств за туристическую путёвку будет действовать и в каникулярный период, в каникулы, в так называемый высокий сезон. До этого мы таких решений не принимали».
И тут уже впору задуматься о том, а где же деньги-то на это всё взять, Владимир Владимирович? Впрочем, ответ уже был дан в самом Послании, поскольку сразу за этими предложениями стоит «намекающий абзац» в виде благодарности:
«Благодарю все парламентские фракции, которые поддержали решение о налоге на высокие доходы, точнее сказать, на часть этих высоких доходов. Полученные за счёт этого средства идут в специально созданный фонд «Круг добра» и уже направляются на помощь детям, страдающим редкими и тяжёлыми заболеваниями, на закупку для них дорогих лекарств, медицинского оборудования, на оплату операций».
То есть нас ждёт дальнейшее расширение прогрессивной шкалы налогообложения с направлением вырученных средств на программы поддержки детства. Глядишь, такими темпами и дойдём до полного покрытия затрат на нашу молодёжь (её у нас сейчас как раз меньше из-за демографических ям 40-х и 90-х), а то наши предприниматели нормально воспринимают прогрессивную шкалу налогообложения только тогда, когда им говорят, что эти деньги пойдут на детей.
Далее можно заметить, как под наиболее «хайповую» (находящуюся «на слуху») сегодня тему здравоохранения в алгоритмику принятия общегосударственных решений вводится новоявленный Госсовет:
«предлагаю рассмотреть проблемы здравоохранения на одном из расширенных заседаний Госсовета».
Можно предположить, что на этом Госсовете будут представлены решения, которые не получалось протащить через Госдуму. Например, как раз расширение прогрессивной шкалы налогообложения.
Сервис будущего, доступный уже сегодня:
«Уже в следующем, 2022 году мы должны внедрить принципы «социального казначейства». Это значит, что все федеральные пособия, пенсии, другие социальные надбавки, услуги будут оформляться и выплачиваться в режиме «одного окна», без беготни по инстанциям, а просто по факту создания семьи, рождения ребёнка, выхода на пенсию или другой жизненной ситуации. Уже через три года абсолютное большинство государственных и муниципальных услуг должно предоставляться гражданам России дистанционно в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю, то есть на постоянной основе».
Надо сказать, что сегодняшняя российская система МФЦ весьма высоко оценена в мире: по данным ООН, мы занимаем 25-е место среди всех стран мира.. МФЦ — это действительно очень удобно и правильно, хотя и немного дистанцирует простых людей от «людей государства».
Что это за люди такие? Дело в том, что современная западная политология делит общество на гражданское общество и государство, которые делят между собой экономику общества. И можно было бы сказать, что «люди государства» — составляют государственно-административную сферу, а простые люди — то самое гражданское общество.
«Гражда́нское о́бщество — совокупность граждан, не приближенных к рычагам государственной власти; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерческих направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних отличий».
Понятие гражданского общества (англ. civil society) появилось в широком употреблении в XVII веке в Англии, хотя термин возводят к Аристотелю (предполагаем, что внешне схожие, но другие по существу явления из античной эпохи склонны упоминать намеренно, чтобы придать больший вес продвигаемому идеологически окрашенному понятию). Но даже в сравнении с XVII веком нынче это понятие имеет несколько иной смысл. А какое содержание в него вкладывали до Новейшего времени?
Согласно воззрениям философов XVII — XVIII веков, в числе которых, помимо Томаса Гоббса, следует выделить Джона Локка и Иммануила Канта:
«Гражданское общество — союз индивидуальностей, социум, где любой из его членов обретает наивысшие человеческие качества. Но при этом государство превалирует над гражданским обществом».
Иной концепции придерживаются немецкие социологи и экономисты — Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждают:
«Гражданское общество — это объект овеществленной и экономической жизнедеятельности человечества. Это оно ставится первоочередным в отношениях с государством, гражданская жизнь как совокупность разнообразных интересов укрепляет государство».
Известному американскому просветителю Томасу Пейну, прозванному «крёстным отцом США», представляется следующая модель:
«Гражданское общество есть благо, а государство есть зло».
Чем более развито гражданское общество, полагает Томас Пейн, тем менее данный социум нуждается во вмешательстве со стороны государства. И именно эти воззрения сегодня лежат в основе «мейнстрим» определений гражданского общества:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданское_общество
Томасу представляется, что Гражданское общество является социально-организованной структурой, которая в своей основе рождается за границами структур государства, но после зарождения распространяется и на государственные структуры, поскольку они тоже создаются гражданами-индивидами, то есть частицами гражданского общества.
Очень советуем ознакомиться с биографией этого «мозгового треста», труд которого подтолкнул Америку к независимости от Англии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пейн,_Томас
Пейн считал масонство продолжением друидских ритуалов древних кельтов. Был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу. К известному выражению Франклина: «Моё отечество там, где свобода», Пейн сделал такую поправку:
«Моё отечество там, где нет свободы, но, где люди бьются, чтоб добыть её».
Весьма примечательный лозунг для профессиональных оранжевых революционеров.
Таким образом, можно сказать, что сегодня «гражданское общество» — это «глокая куздра», используемая мозговыми трестами «Запада» (хотя и он тоже подчинён этой идее) для подавления суверенного управления делами общественной в целом значимости в подчиняемых государствах. Но, как говорится, сказал «А», говори «Б». Каков тогда будет иной (подчеркнём «иной», а не альтернативный) взгляд?
Государственность — это система профессионального управления делами общественной в целом значимости как на местах, так и в масштабах общества в целом.
Под делами общественной в целом значимости в данном случае понимаются дела, которые:
1. прямо или опосредованно затрагивают если не всё общество, то достаточно многочисленные группы людей,
2. однако люди не в состоянии управиться с этими делами либо вообще, либо с желательным уровнем качества управления ни поодиночке, ни на основе эпизодической самоорганизации по причинам нехватки необходимых ресурсов, отсутствия навыков, времени и т.п. Функция подавления государством тех или иных социальных групп или кого-либо персонально обусловлена концепцией политики государства и качеством государственного управления в русле избранной определённой концепции жизни общества в конкретно складывающихся исторических обстоятельствах, вследствие чего она не является неотъемлемым свойством государства, под воздействием которого вне зависимости от обстоятельств находятся все без исключения его жители.
По отношению к обществу концепция управления — это:
1. определённые идеалы организации жизни общества и взаимоотношений людей друг с другом;
2. пути и средства воплощения этих идеалов в жизнь;
3. пути и средства защиты этих идеалов и достижений по воплощению их в жизнь от всего того, что с ними несовместимо в жизни этого общества, включая и другие концепции управления этим же обществом, несовместимые с избранной.
«Признаками государства являются:
1) наличие системы особых органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих функции государственной власти;
2) право, закрепляющее определённую систему норм, санкционированных государством;
3) определённая территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства» («Советский энциклопедический словарь», Москва, «Советская энциклопедия», 1987 г., с. 330).
Первое и второе из этого списка представляет собой формализованные компоненты государственности. Ещё одна компонента государственности — законы неписаные, т.е. некодифицированные этика и практика выработки, принятия и осуществления управленческих решений госчиновниками. Всё это вместе — государственность как субкультура управления на профессиональной основе делами общественной в целом значимости.
Основную суть государственности составляет управление на профессиональной основе делами общественной в целом значимости; а классовое угнетение — это специфика соответствующей общественно-экономической формации. Если к государственности добавить территорию, на которой проживает население, несущее государственность как субкультуру управления на профессиональной основе делами общественной в целом значимости, то это и будет государство. Т.е. государство это — население + государственность + территория.
Чем этот взгляд отличается от воззрений на гражданское общество? А тем, что в нём части общества не противопоставляются друг другу, что открывает возможности к эволюционному преображению общественно-экономической формации через увеличения числа управленчески грамотных людей и, таким образом, — увеличение числа людей, вовлечённых в государственность, как субкультуру управления делами общественной в целом значимости. Государственность не противопоставляется населению!
А если смотреть через призму определений гражданского общества, то оно почти всегда — враг государства. Поэтому распространение именно таких воззрений выгодно тем, кто собирается подчинить себе общество посредством оранжевой революции. Тех, кто сам на себя взял роль врага государства, легче вывести на убой.
Поэтому когда мы говорим о «людях государства», то имеем в виду субкультуру государственности, которая включает в себя не только нерадивых чиновников, управляющих делами общественной в целом значимости постольку, поскольку они присели на «тёплое место», но и тех, кто действительно радеет за развитие общества и занимается этими делами по зову сердца. А простые люди — это население, не вовлечённое в решение дел общественной в целом значимости.
Лично нам ближе такой взгляд на государство и гражданское общество:
«Государство — это система самоуправления общества, обеспечивающая развитие или хотя бы выживание народа без потери его культурной идентичности под воздействием внешних факторов».
Но, поскольку с 90-х годов прошлого века страна и народ втянуты в чуждую капиталистическую культуру (или субкультуру), то вместе с тем в публичном поле постоянно пытаются пристегнуть нам понятия, чуждые внутренней преобразующей силе, которой является сам народ.
В этом отношении государственность как субкультура управления может быть народной, то есть работать на решение цивилизационных задач, а может быть и антинародной. Реально мы имеем в нынешней государственности и ту, и другую составляющие, при этом целесообразно способствовать тому, чтобы у нас преобладала народная государственность.
Далее речь пошла о поддержке населения в пору снижения доходов. Причиной экономических проблем, как и по всему миру в речах политиков, назначен коронавирус. Здесь мы в общем потоке.
Даже пришлось успокаивать «нервных», переживающих, как и многие «либерально одарённые» по всему миру, что страна начнёт перенимать опыт «плановой» (берём в кавычки, поскольку чисто плановой или чисто рыночной — нет нигде) экономики Китая:
«Задача Правительства – сформировать именно долговременные условия, которые, хочу это подчеркнуть, уважаемые коллеги, именно с помощью рыночных механизмов, а они есть, гарантируют предсказуемость цен и качественное насыщение внутреннего рынка. Никто не говорит, что мы директивно цены будем устанавливать, не надо здесь тень на плетень наводить и всех пугать. Есть рыночные механизмы регулирования, и нужно их использовать только вовремя и в том объёме, которые необходим и соответствует определённой ситуации в экономике и социальной сфере. Через снижение рисков ведения бизнеса стимулировать инвестиционную активность».
Интересно посмотреть на «чисто рыночные средства», которые способны «гарантировать предсказуемость цен и качественное насыщение внутреннего рынка». Рынок к предсказуемой саморегуляции сам по себе неспособен, поскольку всегда будут механизмы его регуляции и настройки, выходящие за рамки «рынка» в плановые системы самоуправления обществом. Они и используются:
«Прежде всего государство должно предоставить прямую поддержку семьям с детьми, которые находятся в сложной ситуации».
Гарантировать «предсказуемость цен и качественное насыщение внутреннего рынка» — это обобщённая стратегическая задача, поставленная перед людьми государства Владимиром Путиным, которую многие проглядели, увлёкшись той конкретикой о распределении помощи семьям с детьми, что последовала дальше. Там было много конкретных цифр, которые обязывают чиновников, в том числе и нерадивых, обеспечить выполнение. Конечно, надо понимать, что перед оглашением этих цифр всё было просчитано заранее.
Если оценить все инициативы в отношении семей, то можно увидеть, что они направлены по большей части на то, чтобы попытаться немного компенсировать инфляцию ростом доходов.
По данным Росстата, годовая инфляция в январе 2021 года достигла 5,19%.
Реальная годовая инфляция за 2020 год оценивается рядом экспертов по некоторым группам товаров в 14% (при официальной в 4,9%).
Но есть и то, что является уже частью демографической политики государства, а не точечными решениями, как единовременные выплаты:
«Мы, обращаю ваше внимание, последовательно идём в этой сфере, шаг за шагом. В прошлом году мы ввели выплаты на детей от трёх до семи лет включительно. Их размер дифференцирован и в среднем по стране составляет от 5650 рублей до 11 300 рублей в месяц.
Поручаю Правительству к 1 июля подготовить целостную систему мер поддержки семей с детьми. Задача – свести к минимуму угрозу бедности для таких семей».
Звучит хорошо, но реально это значит, что готовых решений, которые всех устраивают нет. Назначение срока 1 июля (всего пара месяцев, учитывая праздники на пол мая) может говорить о том, что Администрация Президента, а точнее — группы близкие Владимиру Путину уже такой проект предложила, но его «зарубили» другие группы, вероятно, кучкующиеся вокруг Правительства. И в Послании, видимо, был поставлен ультиматум — подумать и: либо согласится, либо выдать что-то альтернативное (а скорее согласовать небольшие правки цифр того «минимума угрозы бедности»). Ведь за такой срок можно ТОЛЬКО согласовать какие-то косметические изменения в уже существующий проект, а не «подготовить целостную систему мер поддержки семей с детьми». Если же за этот срок будет готовиться система мер «с нуля», то можно заранее сказать, что она будет паршивой и «дырявой».
Из намёков на будущие стратегические решения в связи с поправками в Конституцию, чтобы те, кто отвечает за написание национальных проектов, уже начали думать и работать над предложениями (ну, кто разглядел этот небольшой фрагмент в Послании):
«Положения о демографическом развитии, защите семьи и детства обозначены в обновлённой Конституции России, и они должны получить своё практическое воплощение в работе всех уровней власти. Предлагаю в каждом национальном проекте предусмотреть специальный раздел, направленный на поддержку молодых людей, молодёжи».
Можно много фантазировать о том, во что это может вылиться в практическом плане, но мы пока не будем.
Стоит сказать несколько слов о тех наблюдателях за политикой, что реагировали на это Послание в информационном поле. Условно, мы хотим поговорить о тех, кому Послание не понравилось своей «серостью» (таких на наш взгляд большинство) и кому оно понравилось (таких по-нашему — меньшинство), хотя, естественно, спектр оценок намного больше этих двух. Первая категория на наш взгляд так оценила это Послание потому, что они не понимают каким образом можно «приткнуть» к нему свои идеи. Они не видят своей идеологии, а главное — самих себя в построениях Путина. Потому что, когда Послание яркое, мощное, как, например, в 2018 году, когда нам показывали ролики о новейших системах вооружения России, то намного легче себя представить в нём: вот этот идеолог жмёт кнопки и посылает сверхзвуковые ракеты назначенным себе идейным врагам; вот он распределяет новые кубометры жилья и финансовые потоки (не забывая, конечно, «своих», кто его идеи не предавал и всегда был с ним в его «идейной лодке»). Надеемся, вы поняли возможные (по нашему мнению) картины их внутреннего мира.
А тут — что посылать, что распределять? Шесть тысяч, что направляются теперь каждый месяц женщинам в сложной жизненной ситуации? Нет размаха для полёта фантазии, всё очень буднично и серо.
Что можно сказать о тех, кому Послание понравилось? Тут можно выделить фанатиков Путина, которым всё хорошо, главное, чтобы исходило от «ВладимВладимыча», как ему же в глаза подобострастно блеют некоторые его приближённые. Приходилось наблюдать подобное обращение к Путину. Обратите внимание, что при таком произношении съедаются буквы «р» и звучание, действительно, подобно блеянию послушной овцы. Такие сами себе обоснуют и докажут правильность любого решения, даже если «ВладимВладимыча» вынудили такое решение провести «коварные враги».
А есть и те, кто видит себя вообще везде. Такие всегда всё хвалят, а если завтра устроят революцию, скажут: «Поделом. Простите, мы ошибались» — и переобуются на лету. Таким при любой власти хорошо.
Мы склонны (и призываем к этому также наших читателей) рассматривать это Послание (а равно любое политическое событие и действо) в определённом контексте, но не в контексте событий, прямо и непосредственно его окружающих, а в масштабах «бесконечной пьесы», которую можно назвать глобальным историческим процессом.
При этом нужно учитывать не только то, что происходило давным-давно, год, месяц или две недели назад, а более — то, что будет завтра, послезавтра, через год и в светлом будущем. Тогда картина может стать полнее.
На наш взгляд, Послание такое потому, что в этом году ожидаются более существенные события, на которые нужно будет реагировать — выдавать новые информационные пакеты, поэтому стоит приберечь кое-какие инициативы «на после».
Например, в августе 2021 года на мировых рынках (в биржевой грыже) ожидается мега-коррекция, которая может повлечь за собой переток денежной массы в реальные сектора, что вызовет двух- или, не дай Бог, трёхзначную инфляцию в некоторых странах. Особенно это может быть фатально для долларовой массы, которая только за 2020 год увеличилась на 20%. Эти объёмы номиналов как раз и распихали в грыжи разного рода: ценные бумаги, криптовалюты и тому подобные виртуальные накопители номиналов, с целью сохранить платёжеспособность уже тех номиналов, которые участвуют в реальном товарообмене.
При таком взгляде на мировую картину с видом «из будущего» нет необходимости касаться в Послании глобальных вопросов: их время ещё придёт. Лучше сосредоточиться на насущных вопросах простых людей. Но и для «людей государства» была «своя» информация.
«Сделаем всё, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни»
— с этих слов начался раздел Послания, посвящённый образованию и культуре. Далее пошли сухие цифры, но обратите внимание, что они относятся к разным временным периодам:
«до конца 2024 года построим ещё не менее 1300 новых школ, в которых смогут учиться больше миллиона ребят».
«в ближайшие два года дополнительно направить 10 миллиардов рублей на капитальный ремонт и техническое оснащение наших педагогических вузов».
«в ближайшие три года дополнительно направить 24 миллиарда рублей на обновление в том числе и домов культуры, и библиотек, музеев в сельской местности, в малых исторических городах России».
«в предстоящие два года дополнительно откроем в вузах ещё 45 тысяч бюджетных мест».
«с текущего года не менее 100 вузов в субъектах Федерации будут получать гранты от 100 миллионов рублей и выше на открытие студенческих технопарков, бизнес-инкубаторов, обновление учебно-лабораторной базы и программ обучения».
«До 2024 года на гражданские, в том числе фундаментальные, исследования Россия только из федерального бюджета направит 1 триллион 630 миллиардов рублей».
А это, напомним, при том, что мы вступили в демографическую яму. Отметим, что для недовольных Посланием всё это — сухие цифры, которые им мало чего говорят, а потому и неинтересны. Им легче выть о количестве закрытых школ за время Путина-Медведева.
Для воющих о том, что количество школ упало с 63 тысяч до 41 тысячи, просто приведём статистику обучающихся:
Источник: Статистический сборник Росстата «Россия в цифрах 2019».
А число учащихся во вторую смену упало с 15 до 13%. Ну, это так, к слову.
Продолжим о будущем:
«Мы запускаем инновационные программы по направлениям, критически важным для развития страны. Они получат статус проектов государственного значения. О некоторых из них просто в качестве иллюстрации хочу сказать отдельно».
Интересно, а какие проекты не освещены Посланием?
Первое — это биологическая защита к 2030 году:
«В случае появления инфекции, такой же опасной, как коронавирус, или, может быть, больше, не дай бог, Россия должна быть готова в течение четырёх дней, именно в течение четырёх дней, разработать собственные тест-системы и в самое короткое время создать эффективную отечественную вакцину, приступить к её массовому производству».
Второе — энергетика:
«нам нужны новые комплексные подходы к развитию энергетики, включая новые решения в сфере атомной генерации в таких перспективных направлениях, как водородная энергетика и накопители энергии».
Энергетика сегодня лежит в основе развития экономики, поскольку большинство видов продукции производится с использованием электрической энергии. Электроэнергетика является базовой отраслью для большинства производственных цепочек, а её продукт, электроэнергия, представляет собой базу прейскуранта. Исходя из этого, в качестве инварианта (товара, посредством которого можно оценивать стоимость всех прочих товаров в экономике) представляется перспективным избрать именно электроэнергию как продукт, составляющий базу прейскуранта. В будущем энергетический инвариант станет основой финансовых взаиморасчётов, поскольку энергия везде измеряется одинаково в системе измерений СИ. Советуем почитать Концепцию формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза, вступившую в силу 1 октября 2019 года:
https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01423308/err_02102019_20
Несмотря на обилие общих фраз, там есть чёткое разделение на период «гармонизации законодательства стран ЕАЭС» до 2025 года и период после. Отметим, что Концепция фиксирует уже сейчас:
«В перспективе по мере углубления финансовой интеграции и перехода к более продвинутым стадиям формирования общего финансового рынка государствами-членами будет рассмотрен вопрос о расширении полномочий наднационального органа».
В «более продвинутые стадии» входит, например, создание общей валюты или общий Финансовый регулятор ЕАЭС, который планируется учредить в Казахстане в 2025 году. Надо сказать, что дорожная карта по формированию общего биржевого пространства Евразийского экономического союза уже утверждена.
Но что это мы пишем о будущих актах бесконечной пьесы? Довольно непривычный сюжет для политической аналитики, не правда ли? Поэтому временно оставим его «в уме» и вернёмся к Посланию.
Третье — это эко-технологическое развитие.
«мы должны ответить на вызовы изменений климата, адаптировать к ним сельское хозяйство, промышленность, ЖКХ, всю инфраструктуру, создать отрасль по утилизации углеродных выбросов, добиться снижения их объёмов и ввести здесь жёсткий контроль и мониторинг».
«За предстоящие 30 лет накопленный объём чистой эмиссии парниковых газов в России должен быть меньше, чем в Евросоюзе».
Если рассматривать развитие науки и общества фундаментально, то мы прошли через следующие этапы:
Люди прошли через разные подэтапы доиндустриального периода. Мотивацией для кочевников был поиск пищи, в том числе пастбищ, пригодных для выпаса многочисленного поголовья скота. Когда начали вести оседлый образ жизни — содержание пастбищ и угодий.
Наряду с земледелием и скотоводством как тип хозяйства идёт ремесленное производство, а далее после него — этап мануфактурного производства и полных севооборотов в с/х. Затем — фабричное производство на индустриальном этапе (с начала XVIII века).
Рабовладение сложилось уже в эпоху раннего земледелия (см. государства Бронзового века, первые империи древнего Востока), феодализм начал зарождаться в поздней Римской империи и затем развился в Раннем (V — VIII вв. н.э.) и Высоком Средневековье (IX — XIII вв.). Дальше капитализм, с Позднего Средневековья и эпохи Великих географических открытий.
Осёдлый образ жизни, непосредственно увязанный с земледелием, позволил развивать поселения, планировать с/х производство, заготавливать запасы. Появилось больше свободных ресурсов, времени — возникли предпосылки для специализации труда, выделилось ремесленное производство, что способствовало развитию торговли, следовательно, росту городов. Здесь также немаловажно упомянуть появление институтов государства и права в связи с необходимостью организовывать строительство и работу масштабных ирригационных систем, а также регулировать всё усложняющиеся имущественные отношения между людьми и вопросы организации обороны.
На этом этапе в основном использовалась мускульная сила людей и животных.
Важнейшим на этом этапе было изобретение новых технологий и скорейшее их внедрение без оглядки на последствия для биосферы и прочих сфер планеты. Это было следствием того, что в рассматриваемую эпоху человечество решало две важнейшие задачи: замены тяжёлого физического труда механизированным и увеличения объёмов производства товаров повседневного спроса, ориентированного на улучшение качества жизни людей. В индустриальном этапе можно выделить 1-ю промышленную революцию в Англии в XVIII веке с внедрением первых паровых машин, а также 1-ю научно-техническую революцию в Европе конца XIX — начала XX века с промышленным внедрением электричества (освещение, электродвигатели, транспорт, первые бытовые электроприборы).
По прогнозам ООН, к 2050 году общая численность населения на планете достигнет почти 10 миллиардов человек. Каково распределение бедности и богатства? По идее, должно совпадать: в жёлтой области — концентрация богатства в индустриально развитых странах (тот самый «золотой миллиард»), а голубая — область нарастающей бедности, верно? Посмотрим, так ли это.
На этом графике отображается доля населения, живущего за чертой крайней бедности, то есть менее чем на 2 доллара в день. Условно говоря, на плошку риса в день. Посмотрите, изменилось ли что-либо по отношению к 1960-м годам: если ранее большинство жило в крайней бедности, то теперь наоборот.
Характеризуется снижением ресурсоёмкости экономики, уже полностью сложившимся индустриальным образом жизни (большинство населения живёт в городах, близко к индустриям) и постоянным ростом экономики. Но самое главное: на этом этапе обостряется обратная связь от биосферы нам. В чём она заключается?
Мы, прежде всего, представляем собой биологический вид — часть биосферы. Мы удовлетворяем наши различные потребности, исходя из своих нравов. Наши нравы определяют, какие потребности мы считаем наиболее важными: естественные (связанные с биологией организма) или деградационные (удовлетворение которых угнетает биологию наших организмов, наносит ущерб другим людям, обществу или подавляет биосферу). Мы заинтересованы в удовлетворении своих потребностей, вследствие чего мы, размышляя и генерируя идеи, изобретения, выстраиваем Науку, которая создаёт продукты, средства их производства, отраслевые цепочки и целые отрасли. Всё это вместе формирует Техносферу, которая воздействует на природную среду, а также на самого человека. Следствием этого воздействия является постоянно возрастающее количество физических и психических заболеваний, например из-за:
→ воздействия на людей и других представителей биосферы техногенных физических полей промышленной и бытовой техники;
→ попадания в организмы биосферы из воды, воздуха, пищи, одежды и т.п. химических соединений, порождённых технократической цивилизацией и не свойственных их физиологии;
→ неактивного и нездорового образа жизни многих представителей биосферы (в первую очередь, конечно, человека), которым свойственно отравлять себя генетическими ядами, коими являются: алкоголь, табак и другие наркотики, компоненты навязываемой модой косметики и многих «медикаментов».
Всё это замыкает обратную связь на нас, что влечёт за собой неизбежные попытки ослабить эту обратную связь, оптимизировав технологии так, чтобы техносфера не давила на биосферу и на нас как вложенный в неё вид. Оптимизация характеризуется и тем, что благосостояние людей на всей планете изменилось к лучшему.
А теперь сопоставим с разделом Послания, посвящённом экологии:
«Усилия каждого уровня власти, бизнеса, институтов развития, Российской академии наук должны быть подчинены главной, центральной задаче — повышению качества жизни наших людей».
«ускорить принятие закона, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда, за рекультивацию промплощадок. Такой подход очень простой. Как он звучит: получил прибыль за счёт природы — убери за собой».
«в текущем году запустить механизм расширенной ответственности производителей и импортёров за утилизацию товаров и упаковки».
«окрасить» экологические платежи, поступающие в федеральный бюджет»
«в 12 крупнейших индустриальных центрах страны объём вредных выбросов в атмосферу должен снизиться на 20 процентов к 2024 году».
«распространить систему квотирования вредных выбросов на все города России, где остро стоит проблема качества воздуха, и предусмотреть строгую ответственность за соблюдение таких экологических норм»
«с этого года с помощью механизма госгарантий начнём обновление алюминиевых заводов в Братске, Иркутске, Красноярске, Новокузнецке».
Как видно, многое в Послании лежит в русле оптимизационной политики. А что логично будет происходить дальше?
Информационное общество — выживание и устойчивое экономическое развитие. Трансформация техносферы так, что она перестанет давить на биосферу, а даже начнёт её восстанавливать и развивать. Мы уже вступили в этот этап, в каких-то отраслях больше, в каких-то — меньше, но это то ближайшее будущее, исходя из которого нужно смотреть в сегодняшний день.
А далее эко-технологического этапа нас ждёт достижение психологической независимости от техносферы (именно этот спектр привязанностей будет головной болью психотерапевтов эко-технологического этапа), умелое обращение с ней при физической и психологической крепости людей. Мы будем и далее следовать по пути полного раскрытия познавательно-творческого потенциала, который сегодня уже обозначен в концепциях и стратегиях многих стран. Вспомним «общие слова» Владимира Путина (наверняка вы их промотали как слова «за всё хорошее»):
«Сделаем всё, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни».
Напомним и о человеко-центричности нынешних документов, которая теперь вшита в них «по умолчанию».
Далее Путин напрямую перешёл к экономическим вопросам. Но прежде чем говорить о них, посмотрим на структуру Послания. Что было на первом месте? Тематически первые разделы посвящены:
→ Здравоохранению,
→ Образованию,
→ Экологии.
То есть человек, что ещё раз подтверждает наш тезис о нынешней человеко-центричности, тогда как в прошлом главной темой был экономический рост. Например, вот Оглавление брошюры Ельцина Б.Н. «Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране» (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» от 6 марта 1997 года.
Вот мы и добрались до половины Послания. Понимаем, что много, но какой документ мы рассматриваем? Здесь есть очень много интересного для «людей государства»:
«Первое — мы уже списали в утиль многие архаичные нормы и требования в строительстве и в других областях, отказались от массы ненужных контрольных проверок, но нужно наращивать набранный темп…»
«упростить условия для работы несырьевых экспортёров».
Второе — это предприниматели.
«будем настраивать всю систему поддержки частных инвестиций. Их эффективность будем оценивать по тому, какие новые продукты, услуги, (зелёные облигации) технологии созданы для граждан, как вырос потенциал страны и каждого отдельного региона».
«Уже усовершенствован механизм специальных инвестиционных контрактов, появился новый инструмент – соглашение о защите и поощрении капиталовложений».
Третье — это диалог с деловым сообществом. В этом разделе весьма прозрачные угрозы, несмотря на сладкоречивое начало:
«все ключевые решения в сфере экономики мы принимаем в диалоге с деловым сообществом».
Особенно многое зависеть от стратегических (директоров) менеджеров фирм и предприятий. Какие алгоритмы управления они изберут. И, чтобы они выбрали правильные алгоритмы сразу после предложения о диалоге следует наезд на корпорации:
«Прибыль корпоративного сектора в этом году обещает быть рекордной, несмотря на все проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Тем не менее это смотрится именно так. Посмотрим, как она будет использована, эта прибыль, и с учётом этого по итогам года будем принимать решение о возможной донастройке налогового законодательства»….
Скажу, что называется, без протокола: дивиденды — кто-то выводит дивиденды, а кто-то вкладывает в развитие своих предприятий и целых отраслей».
Не будете вкладываться в реальный сектор, будем драть вас налогами (что, кстати, можно сделать в любом случае, сказав «недостаточно вкладывались»). При этом надо заметить, что «вкладываться» — это, в первую очередь, напрямую инвестировать в отрасль, а не просто покупать акции на рынке, поскольку деньги, крутящиеся на бирже, находятся в некой «грыже» экономики, а не участвуют в реальном товарообороте. Во вторую очередь — это инвестирование в национальные проекты, запускаемые государством. В третью — это вообще вкладываться в общую всем инфраструктуру экономики.
Далее было интересное место:
«Правительство совместно с Центральным банком должны и дальше проводить ответственную финансовую политику. Обеспечение макроэкономической стабильности, сдерживание инфляции в установленных параметрах — чрезвычайно важная задача».
Интересно оно своими последствиями. 23 апреля 2021 года Центральный банк повысил ключевую ставку до 5%. Как говорится, вот так и сдерживают.
Для тех, кто «не в теме»:
«Если кредитование идёт под %, то при его погашении изымать из экономики придётся больше денег, чем было в неё влито при его выдаче, что ведёт к сокращению денег в экономике по отношению к их количеству до выдачи кредита. Но те деньги обслуживают экономику и изымать их нельзя, поэтому при очередной выдаче кредита выдать придётся больше, чем при предыдущей выдаче, на сумму уплаченных % по предыдущему кредиту. В результате имеем экспоненциальный рост объёма выдаваемых кредитов даже при отсутствии всякого роста в экономике. Это ведёт к необходимости для получателей кредита через одинаковые промежутки времени аккумулировать всё возрастающий объём денег для расплаты с текущим кредитом и получения нового, что приведёт к регулярному росту цен (если кредит брало предприятие) и зарплат (если кредит берут сами граждане) с немедленным после этого ростом цен. Таким образом, ростовщический % и генерирует инфляцию».
Из заявления Евгения Савченко, губернатора Белгородской области на Госсовете 2014 года:
«Мы должны отказаться от явно непропорциональных, если не сказать дискриминационных отношений между кредитными финансовыми организациями и реальным сектором нашей экономики, сделать кредитные ресурсы доступными для бизнеса. О каком экономическом развитии может идти речь в обрабатывающих отраслях, в сельском хозяйстве – главных локомотивах будущего экономического роста, если половина полученной ими прибыли уходит на оплату процентных платежей, а вторая половина – на возврат кредитов. То есть весь инвестиционный ресурс, прибыль этих отраслей уходит кредитным организациям. Утверждение о том, что у нас дорогие деньги, потому что высокая инфляция, не соответствует элементарной экономической логике, всё с точностью наоборот. Рост инфляции генерируют кредитные учреждения высокой процентной ставкой. Если в ближайшее время учётная ставка Центрального банка станет примерно такой же, как у западных финансовых регуляторов, то инфляция снизится до 2 — 3 процентов в год, а экономика начнёт набирать обороты – при условии, конечно, заслона перетоку денег в спекулятивный оборот».
Выделим ещё раз, а то вдруг просмотрели:
«Утверждение о том, что у нас дорогие деньги, потому что высокая инфляция, не соответствует элементарной экономической логике, всё с точностью наоборот. Рост инфляции генерируют кредитные учреждения высокой процентной ставкой».
Кому чьи-то слова «не указ», приведём следующие простейшие графики помесячной инфляции. Если оценить совмещённый график хода ставки по кредитам и инфляции 1998 — 99 годов, то можно увидеть, что задержка всплеска инфляции относительно всплеска ставки процентов по кредиту составляет около 4 месяцев.
График построен на основе таблицы месячной и годовой инфляции России с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. По горизонтали — месяцы, по вертикали — для ставки — значение, для инфляции — проценты. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
На графике 2014 — 2015 годов, представленном ниже, такой прямой корреляции нет, и возможно уже нет такого расхождения по времени «прыжков» ставки и инфляции, как это было в начале 90-ых, когда сохранялась определённая инертность советской экономики и её реакция на изменение финансового климата запаздывала. Сегодня мы можем уже посмотреть совмещённый график прохождения пиков ключевой ставки и инфляции, на котором видно, что реакция экономики на поднятие ставки по процентам действительно ускорилась до 1 — 2 месяцев.
График построен на основе данных об инфляции Росстата и о ключевой ставке Центробанка.
Под действием ссудного процента по кредитам себестоимость осуществления долгосрочных проектов имеет экспоненциальный рост. А такими являются большинство инновационных и инфраструктурных проектов. Об этом подробнее будет ниже, когда речь пойдёт о таких проектах.
И судя по действиям Центробанка надеется не на кого, поэтому далее «заклинания» Правительства и ЦБ проводить «ответственную финансовую политику» Путин говорит о других источниках:
«Вместе с тем сейчас за счёт возможностей бюджета и наших резервов мы можем нарастить вложение в поддержку инвестиций в инфраструктуру, а также предоставить регионам новые инструменты развития. Для их запуска потребуются и поправки в законе».
Причём просит все политические силы в Госдуме помочь с принятием этих поправок:
«Рассчитываю, что все парламентские фракции: «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Единая Россия» — их поддержат».
Далее речь пошла о поддержке регионов России, которые в 2020-ом году столкнулись с весьма существенными трудностями:
«Прошу Правительство до 1 июня представить предложения по обеспечению долгосрочной устойчивости региональных и муниципальных финансов, повышению самостоятельности регионов. Летом детально обсудим их на заседании Государственного Совета и обязательно с учётом тех первоочередных решений, о которых сейчас тоже скажу».
Первоочередная проблема регионов — это долги:
«весь объём коммерческого долга субъекта Федерации, превышающий 25 процентов его собственных доходов, будет замещён бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года».
Владимир Путин предложил пролонгировать до 2029 года и прошлогодние кредиты, что давались регионам в связи «для реализации мер, связанных с противодействием эпидемии». Таким образом закрывают бреши в бюджетах регионов. В то же время был анонсирован инструментарий для развития регионов:
«Мы предоставим субъектам Федерации принципиально новый инструмент развития. Что имею в виду? Так называемые инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более трёх процентов годовых и сроком погашения 15 лет. До конца 2023 года планируем выделить такие инфраструктурные кредиты на общую сумму не менее 0,5 триллиона рублей, 500 миллиардов».
«Принцип распределения инфраструктурных кредитов будет следующим: чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов».
Интересно, что в такой ситуации делать дотационным регионам, которые не могут проводить «взвешенную финансовую политику», поскольку не располагают серьёзным уровнем доходов?
Но тут следует подумать о том, а на что дают инфраструктурные кредиты?
«Приоритетами станут автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.
Обращаю внимание: инфраструктурные и бюджетные кредиты будут предоставляться под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне».
Весьма интересной деталью раздачи кредитов под проекты регионов стало два «пинка». Один — регионов:
«Не хочу здесь, с этой трибуны, произносить жёстких или грубых слов, но своевременно надо всё делать, готовить надо эти проекты, не прибегать просто с картинками в Правительство».
Второй — Правительства:
«А Правительство должно их быстро перерабатывать, помочь регионам там, где они с этим не справляются. Помочь надо коллегам, понимаете? А не отбрасывать в корзину и говорить: они плохо сделали. Некоторые не могут сделать так, как вы требуете, — помогите им, и тогда работа пойдёт».
Были перечислены разнообразные инфраструктурные проекты, перечислять которые не будем, а только заострим, что это именно инфраструктурные проекты. А значит они будут тянуть за собой экономическое развитие регионов. Обратим при этом внимание на то, что и тут Владимир Путин напомнил о человеке и биосфере, как приоритетах:
«Масштаб проектов может быть разным, главное — чтобы они, как я уже сказал, служили людям и открывали новые возможности».
«Прошу Правительство подготовить чёткий пошаговый план сквозного повсеместного использования цифрового проектирования, производства и внедрения самых передовых энергоэффективных материалов. Это важно и для ответа на климатические, экологические вызовы».
Строительство ожидается масштабное, а строительная отрасль не обеспечивает нужных темпов. В 2020 году в жилом секторе смогли обеспечить только 80 миллионов квадратных метров, тогда как цель была поставлена:
«ежегодно вводить порядка 120 миллионов квадратных метров.
Для ускорения процессов строительства даже решили:
«привлекать ресурсы с финансового рынка через размещение облигаций».
Много где в Послании шла речь о кредитовании регионов, различных проектов и так далее. Например, шла о программе льготных кредитов на строительство на 15 лет:
«Уже в ближайшее время будет запущена программа льготных кредитов на строительство и реконструкцию гостиниц, другой туристической инфраструктуры. Ставка по таким кредитам рассчитана на 15 лет и будет составлять также три-пять процентов».
Чтобы было ясное понимание ситуации рассмотрим удорожание инфраструктурного проекта при современных условиях. Ожидаемые сроки его окупаемости можно оценить, исходя из уравнения:
«Себестоимость проекта к моменту начала его эксплуатации» + («ежегодные платежи процентов по всем ранее взятым кредитам в течение срока окупаемости» + «ежегодные эксплуатационные расходы») ׫срок окупаемости» = «годовой доход от коммерческой эксплуатации проекта» × «срок окупаемости»
«Срок окупаемости» = «Себестоимость проекта к моменту начала его эксплуатации» / («годовой доход от коммерческой эксплуатации проекта» – «ежегодные платежи процентов по всем ранее взятым кредитам в течение срока окупаемости»– «ежегодные эксплуатационные расходы»)
При этом доходы от коммерческой эксплуатации и эксплуатационные расходы должны быть оценены с учётом инфляции, а также, возможно, — и с учётом изменений конъюнктуры рынка. Полная себестоимость осуществления проекта определяется соотношением:
«Полная себестоимость проекта» = «себестоимость проекта к началу его эксплуатации» + «сумма платежей процентов по инвестиционным кредитам, выплаченная в течение срока окупаемости»
Если все эти лексические выражения перевести в формулы и рассчитать рентабельность 2, 5 и 10-летних проектов, то получим такую таблицу:
Таблица — пример невозможности обеспечения рентабельности производства в существующем «финансовом климате» и его неконкурентоспособности по отношению к странам с нулевым и отрицательным ссудным процентом, нулевой или близкой к нулю инфляцией. А у нас вопреки нормальной экономической логике ставку повышают вслед за инфляцией.
Так что вопрос «где деньги взять?» остаётся открытым.
Несмотря на то, что Послание сосредоточилось на внутренней политике, внешнюю и глобальную обойти было никак нельзя. Весьма интересно, что речь в этой части шла о неких «границах» глобальной политики и об отношении к ним России. Было указано, что юридические нормы не являются такими границами:
«похоже, уже все привыкли, привыкли к практике политически мотивированных, незаконных санкций в экономике, к грубым попыткам одних силой навязать свою волю другим».
«практика организации госпереворотов, планов политических убийств, в том числе и высших должностных лиц, — ну это уже слишком, все границы перешли уже».
«такие вопиющие действия не находят осуждения так называемого коллективного Запада. Никто этого просто как бы и не замечает».
А какие тогда границы являются действительными в глобальной политике? На этот вопрос можно получить ответ, посмотрев, как их обозначают:
«у нас, я просто вынужден это сказать, хватит терпения, ответственности, профессионализма, уверенности в себе и своей правоте и здравого смысла при принятии любого решения. Но надеюсь, что никому не придёт в голову перейти в отношении России так называемую красную черту. А где она будет проходить, это мы будем определять в каждом конкретном случае сами».
Это глобально-политическое заявление: мы сами будем определять, где проходят границы нашей политики.
Неудивительно, что именно на это высказывание живо среагировали все «Табаки» современного мира. Киплинг в этом смысле некоторым образом художественно дополнил это заявление на уровне глобальной политики:
«конечно, вокруг них сразу же, как вокруг Шерхана, крутятся всякие мелкие Табаки, всё как у Киплинга, подвывают, для того чтобы задобрить своего суверена. Киплинг великий писатель был»
Сложно представить себе такое заявление в 1997 году, правда?
Такое заявление было подкреплено не только рассказом о военной мощи российской армии, но и предложением сотрудничества:
«Россия всегда открыта для широкого межгосударственного сотрудничества».
Далее перечислялись усилия в Сирии, взаимодействие в рамках ООН, ШОС, БРИКС, Содружество Независимых Государств, союзники по Организации Договора о коллективной безопасности. Но завершил этот список и весь международный раздел наиболее важный в будущем союз, причём с опять-таки упоминанием человеко-центричной доминанты:
«Наши общие проекты в рамках Евразийского экономического союза нацелены на то, чтобы обеспечить рост экономики и благосостояния граждан. При этом здесь появляются новые интересные направления, такие как развитие транспортно-логистических коридоров. Уверен, они станут надёжными инфраструктурными каркасами большого евразийского партнёрства. Российские идеи этого широкого открытого объединения уже осуществляются на практике, в том числе за счёт сопряжения с другими интеграционными процессами».
Причём особо было отмечено, что:
«Всё это не умозрительные геополитические построения, а сугубо прикладные инструменты решения задач национального развития».
Просто время, когда о Евразийском союзе нужно будет говорить много и со вкусом, пока не пришло, оно — в будущих актах бесконечной пьесы.
Завершая обзор Послания, мы хотим присоединиться к пожеланиям Владимира Путина:
«За всей текущей работой мы, безусловно, не должны забывать целей нашего стратегического развития, национальные цели развития и совершенствовать механизмы в достижении этих целей.
Мы обсудим предложения Правительства с участием профильных комиссий Госсовета, наших деловых объединений, экспертов и Общественной палаты. По результатам такой широкой дискуссии примем окончательные решения по дальнейшим финансовым и организационным действиям на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
А сейчас хочу ещё раз обратиться ко всем гражданам России: мы сделаем всё, всё сделаем для достижения поставленных целей. Уверен, будем идти вместе и добьёмся решения всех задач, которые мы перед собой поставили».
У пьесы глобального исторического процесса нет конца, но есть акты. Какие-то нам навязывают сыграть, а какие-то мы готовим сами. Послание — это затишье оркестра после предыдущего и перед увертюрой нового акта.