Предисловие.
Многих людей, читающих эту статью, смущает взятое мною в качестве эпиграфа высказывание Блаватской Е.П. «Нет религии выше истины». Либерализм стал сегодня своеобразной религией. Причём религией догматиков, не желающих видеть далее своего носа. Но нет религии выше, чем истина. Вот эту истину я в своей статье и пытаюсь разъяснить людям.
ОСТОРОЖНО! ЛИБЕРАЛИЗМ
«Нет религии выше истины» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина).
Чтобы понять, с чем мы имеем дело, вначале попробуем обратиться за ответом к «Яндексу» и к «Википедии».
Яндекс на запрос «либерализм» выдаёт более одного миллиона ответов.
Википедия на запрос «либерализм» предлагает следующий ответ.
«Либерализм – это философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь людей.
Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния».
Исторически либерализм изначально обладал позитивными намерениями, признавая равенство человеческих достоинств у всех граждан государства, а не только у правящей верхушки. Но на сегодня ситуация изменилась.
Сегодня либерализм на практике превратился в агрессивное оружие нападения, маскирующееся высокими ценностными лозунгами. Современный либерализм – это политическая и идеологическая доктрина и практика обустройства, защиты и воспроизводства богатого меньшинства.
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО СВОБОДА!
Свобода для любого человека – это отсутствие какого-либо давления, контроля, а значит, свобода действий и поступков. Свобода бывает разных масштабов: она может касаться личности, отдельного общества или всего человечества. Надо выделить две основных формы свободы: свободу разрушающую и свободу созидающую (творческую). В этой статье речь пойдёт о свободе разрушающей.
Каждый человек желает быть свободным, независимым, не терпит давления на себя или старается, чтобы оно было минимальным. Он желает, чтобы его не ограничивали ни в чём. Свобода для него означает делать то, что он считает нужным. Фактически свобода сводится к полному удовлетворению его желаний, к отсутствию всех ограничений.
«Свободу каждый понимает в соответствии с уровнем своего развития. Можно сказать, что для каждого уровня развития существует своя свобода и своё счастье. Низкий индивид будет под свободой понимать удовлетворение своих низких желаний, а высокая личность будет видеть в свободе возможность реализовать себя в полезных для общества делах и в творчестве.
Получив свободу, люди считают, что им дали глоток свежего воздуха; им кажется, что теперь они заживут счастливо и именно так, как хочется. Но на самом деле включается механизм разрушения» (Стрельникова Л.Л.). Рассмотрим некоторые виды свобод.
Свобода слова.
Все бросились писать всё, что им больше нравится. А в итоге что получилось? То, о чём раньше запрещалось писать, стало можно. Но вместо высокого стали писать такую низость, такую пошлость, что это, во-первых, привело к полнейшей деградации многих писателей; во-вторых, это привело к резкому упадку всей идеологии и морали в обществе; и, в-третьих, в кратчайший срок деградировало целое поколение. При высокой морали этого не могло бы произойти, но отсутствие норм и жёстких правил привело к пагубным последствиям.
Сейчас интернет, как среда свободной передачи информации, стал не только благом, но и рассадником насилия, порнографии, идей саморазрушения, в общем, той информации, которая так цепляет молодые умы.
Свобода слова должна иметь границы. Социальные сети превратились в помойку, где каждый желающий может сказать всё, что угодно. Люди часто путают свободу слова с вседозволенностью. При этом часто люди скрывают настоящее своё имя, выступая под псевдонимами. Они могут оскорблять своего собеседника и даже безнаказанно клеветать на него. Социальные сети часто используются как манипуляция общественным сознанием, сведения счетов не приводя никаких доказательств, дискредитирования человека и неугодных партийных и общественных организаций, в особенности, во время избирательных кампаний. «Гласность – это правда, умноженная на безнаказанность» (С. Довлатов).
Свобода в семейных отношениях.
Предоставленная людям свобода привела к разложению моральных устоев общества. Многие говорят: «Я могу делать всё, что угодно, я свободный человек». Под этим знаменем распространились сексуальные добрачные отношения и гражданские браки, уничтожившие ответственность супругов друг перед другом и перед детьми. Секс стал синонимом любви. Снизились семейные ценности. Матери стали бросать своих детей, а дети – своих престарелых родителей. В нашей стране сегодня насчитывается бездомных детей больше, чем их насчитывалось после гражданской и Великой Отечественной войн. В стране расцвели алкоголизм и наркомания. «Толерантное отношение к бытовой вседозволенности внутри общества – опаснее всех внешних врагов вместе взятых» (Юрий Диоген).
Свобода в СМИ.
На телевидении и радио приняло массовый характер определения рейтингов артистов, составленных по опросам мнений слушателей и зрителей. Эти рейтинги основаны на мнении людей в подавляющем большинстве не имеющих понятия о высоком искусстве. Но поскольку государство упразднило цензуру и урезало финансирование культуры, то что бы заработать на жизнь, артисты вынуждены были опуститься до низких требований публики, вместо того что бы публику подтягивать до своего уровня. Эта практика привела к деградации, как самих артистов, так и всего общества. По центральным каналам стали показывать «стирку грязного белья» и петь блатные песни. Основное эфирное время посвящено показу «мыльных опер», культуре ниже пояса, восхвалению сексуальные отношений, насилию. Практически каждый день идёт пропаганда шопинга, предпринимательства, «красивой» жизни, и показ различных развлекательных передач. С центральных каналов практически полностью исчезли детские и научно познавательные передачи.
Свобода на моральное убийство.
На телевизионных экранах появилось много всевозможных денежных игр, в которых провоцируют человека уничтожить морально противника, вычеркнув его из списков игроков, как недостойного. Это такие «наивные» игры, в которых противник уничтожается фиктивно. И всё это делается ради очень больших и лёгких денег.
Фактически человека заставляют наносить психологические удары сопернику. Ни о каком интеллектуальном сражении здесь не может быть и речи, потому что ответы на тупые вопросы, где требуется только работа памяти, но никак не интеллекта, не могут служить мерилом ума.
В подобных играх втягивают человека в цепь совершения завуалированного уничтожения своего противника ради денег. Это игры, но с большими отрицательными последствиями. Предлагается убивать соперников морально, психологическим превосходством ради больших денег. Это очень низкие и аморальные действия. И поражаешься, что люди этого не желают понимать.
«Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен» (Т. Джефферсон).
Свобода в торговле.
«Сугубо личная заинтересованность в результатах торговли каждого человека мешает ему понять, что она представляет собой на самом деле. Не реализующийся избыток товара ведёт общество к гибели так же, как и недостаток его. И только баланс между необходимым и достаточным, выдерживаемый за счёт оптимальных товара обменных процессов ведёт общество к процветанию и развитию.
Если искусственно где-то начинается вывоз последнего товара из ослабленных мест, например из колоний, в места процветающие, то это приводит к гибели сначала колонии, а потом и процветающей страны, ибо излишки обладают особым разрушающим воздействием. Конечно, всё это растянуто во времени и не очень заметно человеку, но в ходе исторических циклов прослеживается отчётливо. Страна-паразит со временем тоже погибает по причине духовной деградации» (Стрельникова Л.Л.).
Но что же произошло в нашей стране в период перестройки? Вся страна превратилась в какой-то торгующий лагерь, в единый рынок. В обществе произошло формирование новых отношений на новых экономических условиях. Повсюду замелькали лозунги о свободных рыночных отношениях и призывы к обогащению. Стали формироваться новые дельцы, торговцы. Многие торговцы за каких-то десять лет скопили капитал, наладили необходимые связи и сформировали для себя источник доходов. И подобное сделали ни один, а тысячи людей. Т.е. появился определённый слой населения, который выделился из общей массы. И с определённого уровня развития новых общественных отношений, хотели торговцы того или не хотели, включились в действие определённые регулирующие законы. Если торговец получал доход, то часть его должен был отдать другой прослойке общества (налоговая инспекция, рэкет, прослойка паразитирующих правоохранительных элементов и т.д.). «Больше всего дорожат собственностью бандиты. Разве они не рискуют ради неё свободой и даже жизнью?» (Ж. Элгози).
Все те, кто чего-то не соблюдал в новых отношениях, просто уничтожались или физически или экономически. Поэтому вновь образовавшиеся торговцы и делопроизводители начинают придерживаться сначала неписаного кодекса «чести», который позднее оформляется уже в официальные законы и нормы жизни. После того, как появился новый слой, начинает быстро формироваться его верхушка. Она начинает диктовать рыночные основы другим слоям. Свобода в торговле прекращается. Но новые законы и нормы поведения направлены, в первую очередь, на обогащение олигархической верхушки, а не на процветание всего общества.
Свобода в предпринимательстве.
В России этот вид свободы возведён в абсолют: свобода владения, распоряжения и использования собственности (хочу быть сам себе хозяином). Мерилом эффективности производства стали деньги. Чем больше прибыль в денежном выражении, тем эффективнее считается предприятие. Этому критерию подчинено абсолютно всё.
Такое отношение к свободе в предпринимательстве привело в кратчайшие сроки к развалу всего производства в стране. Зачем что-либо создавать новое, когда можно быстро обогатиться, распродавая созданное многими предыдущими поколениями. В стране произошел бум купли продажи. Были сняты многие таможенные ограничения. В короткие сроки в магазинах прилавки наполнились импортными товарами и исчезли очереди. У большинства населения нашей страны создалась иллюзия, что свободное предпринимательство и свободный рынок может решить все проблемы. Но что произошло на самом деле.
Жажда быстрой наживы привела к искажению ценностей в умонастроениях новоиспечённых предпринимателей, и как следствие, к инфляции и к обнищанию граждан.
Разве можно эффективность образования, медицины, безопасности страны измерять деньгами? Разве возможно измерить эффективность воспитания наших детей в рублях? Оказалось «можно». Всё институты народного хозяйства Советского Союза были переориентированы на самоокупаемость. Практически все долгосрочные проекты канули в лета, поскольку не могли дать прибыль в кратчайшее время.
Свобода в предпринимательстве в погоне за наживой сняла все ограничения с человеческой совести. Стало возможным продавать фальшивые лекарства, некачественные продукты питания, фальшивые дипломы об окончании ВУЗов. Всё стало покупаться и продаваться. Появились индивиды, способные обманывать, паразитировать, грабить, убивать, издеваться над другими и т.д. «Под кучей денег может быть погребена человеческая душа» (Н. Готорн).
Руководитель должен, поднимаясь по ступеням прогресса, устремлять за собой других. Подчинённые всегда являются фундаментальной основой того, что руководитель строит сообразно личным замыслам. Поэтому каждый руководитель должен заботиться об укреплении этого фундамента. Руководитель должен способствовать жизнеобеспечению своих подчинённых и их совершенствованию. Что же произошло на самом деле?
Индивиды, выбившиеся на волне перестройки в руководители и возглавившие хотя бы небольшое число подчинённых, безжалостно стали их обирать, прикрываясь иллюзией, что они на это имеет полное право, так как всё зависит от их предприимчивости. Стали по несколько месяцев не выплачивает зарплату своим рабочим, сокращать отпуска, выплачивать мизерную зарплату. Фактически, выжимая из рабочих всю энергию и не давая средства на её восполнение, предприниматели обрекают их на смерть. Эти предприниматели пользуются психологией: всё можно; что хочу, то и делаю; беру столько, сколько хочу. Они не заметили, как свобода предпринимательства, свобода бесконтрольного зарабатывания денег привела к трансформации их качеств души, к перерождению из положительных индивидов в отрицательные.
Безобидные на первый взгляд поступки: прокручивание денег в банках под проценты, недоплаты и задержки в выплате зарплаты – приводят, в итоге, к накоплению отрицательных качеств в психике человека, которые при определённом количестве приобретают свойства автоматизма и начинают действовать помимо сознания индивида. Человек сам уже не способен остановиться, потому что отрицательные качества обладают «кровожадностью», и они будут стремиться притягивать к себе все прочие отрицательные качества, которые начнут формировать у личности жадность, перерастающую в алчность. «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала научиться властвовать над собой» (Демокрит).
«Человек никогда не замечает, как меняется его внутренняя суть, потому что обычно находит для себя оправдания. Так первоначально какой-либо средний руководитель будет оправдываться перед собой, что он недоплачивает рабочим, чтобы кормить свою семью, чтобы расширить производство, укрепить его мощь. Потом он забудет про оправдания, про свою совесть, ибо денежный поток увлечёт его.
Наблюдается полное непонимание индивидами того, что происходит. Они не хотят понимать ничего, кроме того, что наполняет их карманы деньгами, а душу – удовольствиями. Они не хотят осознавать и того факта, что фактически они обрекают свою рабочую силу на голодное вымирание. Нарушение режима работы и питания, усиленная эксплуатация при отсутствии должного восполнения расходуемых физических сил с помощью отдыха и нормального питания приводит к резкому сокращению сроков жизни.
Кажется, школьнику должно быть понятно, какие могут быть последствия, если директор по полгода, по году не выплачивает своим рабочим зарплату. Это убийство тех, кто на него работает. Такого не было даже в рабовладельческую эпоху. С рабами обращались плохо, но их кормили, им предоставляли кров и наказывали только за непослушание.
То есть это всё равно, что рубить под собой сук. Конечно, предприниматели уверены, что на их век рабочих хватит. И это действительно так: на их жизнь хватит, а вот на жизнь их детей и внуков уже может не хватить. И через небольшой промежуток времени наступит резкая нехватка в рабочей силе, а это, в свою очередь, повлечёт дальнейшее разрушение многих предприятий и изменения в производственных, экономических и политических отношениях» (Стрельникова Л.Л.) «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).
Свобода (независимость) судебной власти от государства.
Многие сотрудники органов правосудия считают, что главное в их деятельности – доказать вину. Хотя главным должно быть другое – убедиться в невиновности обвиняемого (презумпция невиновности). Во главе своей работы они ставят факты, которые связывают логикой в сценарий совершённого преступления. Но иногда получается: факты подобраны, а человек оказывается невиновным, потому что обвинители следуют своей или установленной в данном деле логике и игре воображения, но не действительности. При этом в суде не принято пересматривать дело в случае неправильного его решения: раз, мол, колесо судебное закрутилось, то его нельзя остановить. И невиновный человек попадает в тюрьму, потому что судьи способны из пустяка раздуть целые тома не совершаемого преступления. И аналогично, также бывает, что явно виновного преступника оправдывают. Каждый, как ему кажется, творит то, что хочет. Государственные органы правопорядка бездействуют или гоняются за мелкой рыбёшкой и в упор не видят крупных китов.
Свобода государства (независимость от общества).
Под видом государства действуют банды, которые не управляют общественной собственностью, а лишь передают её в управление частникам (себе, родне, знакомым), для эксплуатации жителей страны, с помощью этой собственности. Эти, замаскированные под Государство, банды фактически управляют гражданами, и стремятся безгранично расширить своё влияние, поглощая и все свободы.
Политика превратилась в доходный бизнес и основывается на тех же что и капитал грабительских принципах. В стране коррупция приобрела гигантские размеры. Мзду берут под различными предлогами и в дошкольных учреждениях, и в школах, и в больницах, и в правоохранительных органах и в правительственных кругах.
Сегодня трудно разобрать, где в стране политика, где бизнес, а где организованная преступность. Эти понятия уже давно смешались. Во многих властных структурах сегодня можно увидеть откровенных уголовников. «Если согрешили, то давайте подведём конституционное русло» (Н. Рыжков).
Невозможно призывать к патриотизму, одновременно отправляя своих детей учиться за границу, Невозможно призывать к патриотизму, одновременно имея счета и недвижимость за границей (хотя бы у бывших членов семьи). Невозможно призывать к патриотизму, одновременно имея двойное гражданство. Невозможно призывать к патриотизму, имея одновременно доходы и пенсии, многократно превышающие доходы и пенсии большинства граждан страны. О каком патриотизме можно говорить в подобных случаях?
Возвращаясь к понятию либерализма.
У всех здравомыслящих людей возникает вопрос: «Почему в Росси, в которой имеются такие большие природные ресурсы, граждане в своей массе живут значительнее хуже, чем, в бывшем СССР?» Не последнюю роль в этом сыграло не правильно понятое значение философского понятия «либерализм». Именно с победным шествием либерализма по нашей стране Россия превратилась в общество с ограниченной ответственностью. Свобода удовлетворения желаний привела к полнейшей безответственности людей друг перед другом и перед обществом в целом, и, в конце концов, к разрушению среды обитания – Великой страны под названием Советский Союз.
При слове либерализм у многих возникают ассоциации с некими политическими программами и партиями. На самом деле либерализм является одним из самых влиятельных направлений философской мысли нашего времени, провозглашающий свободу личности во всех сферах человеческой деятельности. Либерализм является тактикой информационной войны. Человек относится к свободе как к собственности, которой он должен владеть, и только он и никто другой. И это сладкое слово «свобода» победило в мышлении людей.
Свобода часто уподобляется наркотику. Свобода в этом случае побеждает разум. Люди упиваются свободой, впадая в иллюзию, не замечая, что свобода приводит к самым разнузданным (самым низким) порокам людей. Часто под свободой понимают вседозволенность и произвол. Свобода способствует разложению моральных устоев общества. «Тот, кто ищет в свободе иное кроме неё собой, создан для рабства» (А. Токвиль).
Упоминая понятие свободы, многие её приверженцы отсылают нас к греческим полисам, далее к итальянским республикам и, наконец, к основателям государства США (Вашингтон, Джефферсон, Медисон). Но все они являлись владельцами крупнейшими рабовладельцами. Идеологи свободы и рабовладельцы одновременно. Как это может сочетаться? Очень просто. Свобода не предназначена для большинства, а лишь для небольшой кучки людей. С отменой в XIX веке рабства появляются новые механизмы порабощения человечества, экономические, что, по сути, мало что меняет. В постсоветской России восторжествовала идеология либерализма, что привело к упадку жизненного уровня населения и олигархическому правлению меньшинства над большинством. Либерализм оказался на деле неоколониализмом, механизмом не силового рабства. В истории можно найти много подтверждений, когда несвободное большинство кормило свободное меньшинство.
На либеральных взглядах было основано всё советское диссидентство, под знаменем свободы была проведена перестройка. Либеральная идея необычайно заманчива. Ключевым словом либерализма является слово свобода. Кто не любит свободы? Кто откажется от свободы? Кто не желает быть свободным и то же время быть благополучным, жить стабильно и быть уверенным в завтрашнем дне?
И это сладкое слово «свобода» победило в мышлении людей. Эта идеология свободы пронизала отношение людей в их поступках относительно друг с друга и государства в целом. Либерализм оперирует к инстинкту человека: будь свободен, живи для себя, живи сегодня, пользуйся всеми благами, будь счастлив. Эти лозунги стали привлекательны для многих людей. И наша страна живёт уже более 20 лет пронизанная насквозь идеями либерализма.
Либерализм за века своего существования научился хорошо встраиваться в структуру личности человека (в его душу), он обзавёлся мощными институтами поддерживающие его (наша конституция). Либерализм очень лукав и практичен. Он агрессивен с точки зрения переформатирования мира, и это с родни оружию. Его маскируют всегда в приятную сердцу упаковку. Способность либерализма всё разрушать от этого только увеличивается.
И сегодня переход к анти либеральному движению в нашей стране эволюционным путём сделать практически невозможно. Необходимо одновременно пересмотреть все ценности составляющие либерализм (семейные и человеческие ценности, правовые, отношение к собственности, экономические законы, идеологические). «Реформизм в критический момент не способен решить ни одной жизненно важной проблемы» (Д. Неру).
Сейчас сила на стороне либерально реализованных идей, в том числе и в руководстве нашей страны, и в нашей конституции. Что бы изменить в России что-либо к лучшему, необходимо, прежде всего, изменить отношение людей к либерализму который пронизал всё и вся.
Свобода, данная человеку – это не свобода делать что хочешь. Человек живёт в обществе. А жизнь в обществе всегда накладывает ограничения со стороны соучастников сообщества. И понимать свободу как право, что хочу, то и ворочу, приводит общество к деградации. Что и произошло в современной России. «Пока существует государство – нет свободы. Пока существует свобода – нет государства» (В. Ленин).
Поэтому, когда либерализм преподносится как величайшее нравственное достижение человеческой мысли и практики, то это, в лучшем случае, не понимание существа либерализма, а, в худшем случае, это маскирование своих корыстных интересов.
«Свобода – это иллюзия человека. Свобода всегда является спутником правил и законов. Она всегда будет кажущейся. Свобода – это лакмусовая бумажка, служащая для тестирования людей. Фактически свобода сводится к удовлетворению своих желаний. Но желания у всех людей часто бывают разными.
Распространяясь по стране, либерализм всегда чётко выявляет индивидов способных обманывать, паразитировать, грабить, убивать, издеваться над другими и т.д. И в то же время чётко проявляются люди, которые, несмотря на такие жёсткие условия существования, хотят жить и трудиться честно, которые остаются чистыми и сохраняют в себе лучшие высшие качества: доброту, любовь, сострадание, гуманность, порядочность, честность и т.д.
Большая цель не допускает наличия каких-либо свобод. Свобода – это несогласованность действий, и поэтому каждый ведёт себя так, как хочет, как понимает жизнь; каждый работает на себя. Каждый сам для себя и каждый сам за себя – это закон разрушения. Каждый мнит себя местным царьком, никто не желает уступать в чём-либо другому, начинается борьба самолюбий, гордыни, эгоизма.
Свободу можно использовать как для прогресса, так и для деградации. И последнее наблюдается чаще. Только определённый процент свободы способствует прогрессированию. Если же человек вооружен достаточным объемом знаний, то может маневрировать между своими желаниями и правильно использовать предоставленную ему свободу. Большая свобода в обществе порождает хаос и беспорядки, что в итоге опять приводит к необходимости всё брать под контроль, всё регулировать. Поэтому со временем такая свобода переходит к новой диктатуре.
И что особенно важно отметить, это то, что работа на одну цель, на одну идею требует согласованных действий абсолютно во всём. Результат будет получаться только тогда, когда каждый в большом государственном механизме станет добросовестно выполнять ту работу, которая на него возложена и уже без присутствия свобод» (Стрельникова Л.Л.).. «Свобода – это осознанная необходимость» (Гегель).
Недавно в нашей стране проводился конкурс «Имя России», и там долго лидировало имя Сталина. Сталин является одним из самых популярных политиков в нашей стране. Всё, что произошло с Россией в 90-е годы, планировалось в конце 30-х годов. Предыдущее поколение этих «реформаторов» (либерал-демократов) благодаря Сталину не получило возможности разрушить страну, вернуть капитализм, воровать и творить произвол. По этой причине и ненавидят сегодняшние либерал-демократы Сталина. Сегодняшние либералы – это прямые идеологические наследники Троцкого, Бухарина, Рыкова.
Сталин показал, что государство способно строить общество во имя всего общества, а не только во имя небольшой кучки олигархов. Именно при Сталине наша страна достигла небывалого расцвета и могущества. Сталин жил для своего народа.
Многие годы нахождения у власти либерально-демократических сил, они ни разу не провели суда над Сталиным. Не потому, что не хотят, осудить Сталина, а потому, что не хотят выглядеть идиотами в глазах общественности. Именно по этому в адрес Сталина никакого суда не начато, поскольку ничего против Сталина доказать не удастся.
«Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы. И тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет так называемой свободы личности. Права личности признаются теперь только за деньги, у которых есть капитал. А все прочие граждане являются человеческим материалом пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равенства людей и наций. Он заменён принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправием эксплуатируемого большинства граждан. Главный лозунг демократических свобод выброшен за борт. Раньше буржуазия считалась главой нации, она отстаивала права и независимость нации, ставя их превыше всего. Теперь не осталось и следа от национального принципа. Теперь буржуазия продаёт права и независимость наций за доллары. Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшены за борт. Так обстоит дело в настоящее время» (И. Сталин).