Бурное развитие городов и стран Ближнего Востока многие рассматривают как некий феномен, имеющий место в глобальном мире. И большинство исследователей связывают причину этого с тем, что они «сидят на нефти». Мы же позволим себе рассмотреть это с другой стороны, с привязкой к процессу построения общества, известного под названием «золотого миллиарда». С этих позиций многие факты принимают другой вид, а поток «нефтедолларов» видится не как причина бурного роста, а как ширма, скрывающая причинно-следственные связи.
Почему же мы пришли к таким выводам? Это станет понятно при прочтении статьи, а сейчас изложим факты, которые «не лезут» и послужили отправной точкой для исследования. Исследование мы проводили в ОАЭ, а конкретно — в городе Дубай.
Итак, страна, где основное население — бедуины, которые пасли верблюдов и ныряли за жемчугом, вдруг начинает качать нефть, а нефтедоллары вкладывать в собственное развитие, причём, темпы развития и качество инфраструктуры — поражают. Неувязка нам видится в том, что передовые страны запада, которые руками своих корпораций качают в пустыне нефть, вдруг начинают оставлять львиную долю от продажи ресурсов самим этим странам, не препятствуют перемещению передовых технологий в регион, и закрывают глаза на «нарушения прав человека», которые «западный» человек всегда может найти в странах ислама. Такое поведение стран и корпораций ранее не было замечено. Наоборот, «передовые» страны запада долгое время были странами метрополиями, живущими за счёт своих колоний. И если кто-то думает, что колониальный мир рухнул, он ошибается. Просто эксплуатация туземного населения приобрела иные, более изощрённые формы.
Многие примеры взаимодействия стран (бывших) метрополий со своими (бывшими) колониями показывают нам их суть — выкачивание ресурсов, поддержание туземного населения на уровне выживания. А если придут лидеры, готовые изменить такое положение своего народа, то есть средства «вразумления» от разного рода «цветных» революций до внешней агрессии. Однако, ничего подобного в странах Ближнего Востока не наблюдается, что позволяет предположить, что идёт реализация некоего проекта, а для широкой публики это подаётся как самостоятельное развитие стран на ресурсы, в избытке существующие в их недрах.
Основным доходом для местных жителей был поиск жемчуга, но в тридцатых годах прошлого века японцы начали производство искусственных жемчужин, а потому этот традиционный вид заработка пришёл в упадок. В сороковые годы правитель Дубая шейх Саид ибн Мактум решил сделать ставку на сельское хозяйство, но для этого нужна была вода, много воды. Поскольку у местного населения не было компетенций по поиску воды, шейх обратился к англичанам. Те начали бурить скважины и нашли нефть, много нефти.
Понятное дело, сами арабы добывать нефть тоже не могли, поэтому этим занялись специалисты «компании Нефтяного развития Договорного побережья», основатель — британский предприниматель Уильям Нокс Д’Арси. В 1973 году поднялись цены на нефть, однако бурное развитие того же Дубая началось только в конце XX века.
С первых лет XXI века очевидцы могли наблюдать старт бурного строительства города. Согласно строительным нормативам любое здание Дубая должно быть построено за 3 года. Это вкупе с другими условиями задаёт высокий темп возведения зданий, на строительстве которых круглосуточно трудятся рабочие из многих стран.
Как известно, нефть нашли в первой половине прошлого века, а подорожала она в 70-х годах. Почему же бурное строительство развернули спустя 30 лет после этого? Копили деньги, или всё же началась реализация некоего проекта, для которого нужен такой город?
Те, кто был в Дубае, после очарования современными небоскрёбами сталкивался с тем, что город не приспособлен для жизни. Для жизни в нашем понимании. Там исчезающе мало скамеек, мало зелени, нет парков (на самом деле есть, но это не парки для отдыха в нашем понимании), не встретить гуляющих парочек, резвящихся детишек. На такие простые и естественные запросы людей в плане досуга город предлагает свои решения. Хочешь присесть — иди в кафе. Хочешь развлечься — иди в кино, парк развлечений, или гуляй по бутикам торговых центров.
Вся городская инфраструктура (надо сказать — отличная) «заточена» на жизнь в бешеном ритме без возможности расслабиться. Очень быстро можно добраться до места работы или в торговые центры. К тому же Дубай — город строгих правил. Множество камер следят за обстановкой, даже на крыше полицейских машин стоят камеры. Говорят, что камеры могут сканировать сетчатку глаз нарушителей, и затем полиция выписывает штрафы. И штрафы за разные нарушения — не маленькие. Насчёт правдивости о возможностях сканирования сетчатки есть определённые сомнения, но то, что в принципе такое станет возможным — нет сомнений.
Коренного населения, то есть имеющего гражданство ОАЭ, не так много, большинство — приезжие. Получить гражданство нельзя, однако можно приехать, работать и жить. Есть мнение, что такое положение дел нужно для возможности всех «неграждан» выгнать в час «X», но мы считаем, что такое положение «на птичьих правах» позволяет удерживать всех приезжих в том состоянии, в котором они будут беспрекословно соблюдать все нормы и правила страны, быть лояльными власти.
Сейчас многие помещения в небоскрёбах пустуют, но это не особо заботит инвесторов, они видимо ничего не слышали об «эффективности использования капитала», следовательно дело здесь не в прибылях, а квадратные метры понадобятся позже.
Мы начали своё исследование с наличия нестыковок в истории страны и вышли на версию, что Дубай возводят «стахановскими» темпами именно под проект «золотого миллиарда», но к этому проекту мы вернёмся чуть позже, а сейчас попытаемся развеять некоторые вопросы, которые возникали и у нас по поводу того: а подходит ли для этого город в пустыне?
И первый вопрос касается жаркого климата. Как там жить мировой «элите»? А ответ прост. Город не для представителей «элиты», в нём будут жить и работать люди, обслуживающие различные отрасли «нового мира»: логистику, энергетику, безопасность, фармацевтику и так далее. К тому же жара является источником дискомфорта только для «низших» слоёв, передвигающихся пешком. А если у вас в автомобиле кондиционер, а дома и в офисе система, обеспечивающая микроклимат, то никакого дискомфорта нет. К тому же пустыня, простирающаяся на сотни километров вокруг, является естественной преградой для толп «голодранцев», которые непременно захотят перебраться в «оазис благополучия» в поисках лучшей жизни.
Для автономного существования города уже создана инфраструктура опреснения морской воды, энергетика и сельское хозяйство. Есть в Дубае музей будущего, и там посетителям показывают видео о будущем, это видео можно найти и на видеохостингах, советуем посмотреть.
Обратите внимание, какое рисуют будущее. Город утопает в зелени. Супер современная архитектура и инфраструктура, однако немного машин, почти не видно людей. Всё делают роботы. Показан медицинский центр, в котором делают «чудеса исцеления» (видимо, только для «избранных») и в конце ролика показан сюжет о том, как они улетают в космос и создают колонию на одной из планет.
Попробуем встать на место тех, кто задумался о строительстве убежища под проект «золотого миллиарда» и поразмышляем «вслух». Это должен быть город, в котором будет множество объектов, к которым применим термин «самое — самое». Это создаст мнение жителей Земли о нём как о таком «недостижимом и возвышенном» островке прогресса, роскоши и величия. Неплохо бы организовать туда поток туристов, чтобы пока город не стал функционировать «по назначению», о нём узнали многие. Нужно организовать и пиарить покупку недвижимости разными «звёздами» шоу-бизнеса, в толпо-«элитарном» обществе это будет подстёгивать процесс инвестирования и поддерживать «престиж территории». Нужно организовать поток специалистов со всего мира, которые, работая за хорошую зарплату, создадут инфраструктуру, логистику, различные отрасли промышленности, сельского хозяйства, энергетики, науки, и так далее. Не находите, что всё это и реализовано в том же Дубае?
Мы своё исследование проводили на примере города Дубай, поскольку одному из нас довелось там побывать и увидеть своими глазами, но думаем, это не единственный проект из подобных, можно найти и другие. Вот посмотрите хотя бы на проект «Город — линия» в Саудовской Аравии, который представил Его Королевское Высочество, наследный принц и председатель совета директоров NEOM Company, принц Мохаммед бен Салман.
По всей видимости, эта теория восходит своими корнями к трудам Мальтуса Томаса Роберта (1766 – 1834) — английского священника, экономиста и демографа. В своих работах он показал, что если человечество будет развиваться прежними темпами, то очень скоро Планета не сможет прокормить всех, и это через череду конфликтов и эпидемий приведёт к краху цивилизации.
Люди, которые пытаются управлять процессами в масштабах планеты, и которых иногда называют «мировая закулиса», «глобальная мировая элита» при всём негативном к ним отношении со стороны многих простых людей, всё же задумываются о будущем. И им не хочется погибнуть вместе с цивилизацией, поэтому ими предприняты некоторые шаги в направлении предотвращения негативных сценариев.
В 1972 году в Римском клубе был представлен доклад «Пределы роста», который во многих аспектах подтвердил выводы Мальтуса. Затем началась проработка положений доклада различными независимыми экспертными группами (мы это опустим) и в 1992 году уже на уровне глав государств и правительств на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро была принята концепция Устойчивого развития, которую и называют «теорией золотого миллиарда». И хотя официально концепция была провозглашена в 1992 году, но работа по ней шла и вопрос, что называется, «висел в воздухе» и многие связали оглашение положений концепции с открытым в 1982 году монументом, так называемом «скрижалями Джорджии».
Вот текст, начертанный на одной из плит:
Кстати, вышеупомянутая конференция ООН и начало бурного строительства в Дубае отделяет 6-7 лет, как раз достаточный временной лаг для проработки и запуска проекта такого масштаба.
Как должен выглядеть Мир, построенный по этой концепции? Думаем, должно быть несколько крупных агломераций, которые обеспечивают функционирование всей мировой жизнедеятельности. Жить в таких агломерациях — привилегия. Остальные, «недостойные» там жить, занимаются сбором металлолома, пластика, стекла и всего прочего мусора, тем самым очищают планету. Существует система контроля рождаемости и снабжения средствами для жизни на минимальном уровне (голодные бунты никому не нужны). В итоге строится толпо-«элитарное» общество с системой жёсткого контроля, устойчивое в преемственности поколений.
Для общества с жёстким контролем всех сфер жизни нужно развитие цифровых технологий, причём, чем жёстче должен быть контроль, тем сложнее цифровая инфраструктура, технологии и программное обеспечение. Однако читатель может самостоятельно произвести поиск и прийти к тем же выводам, что и мы — система образования во всём мире деградировала, причём не без усилий всё тех же представителей «мировой закулисы», часть которой решает вопросы снижения нагрузки на биосферу, а часть — вопросы устойчивости их управления и им не нужны понимающие люди, а нужны «квалифицированные потребители». Так вот, общий регресс системы образования сказался и на IT-сферах, классных специалистов «днём с огнём» не отыскать, а те самородки, которые есть при любой системе образования, не в силах «заткнуть все дыры».
Если посмотреть на развитие общества с ранних времён до наших дней, можно заметить такую особенность. Раньше господствующие технологии, на основе которых жили люди, не менялись веками и сменялось несколько поколений людей, прежде чем менялись технологии. Затем скорость смены технологий начала расти, и примерно в середине XX века скорости смены поколений и смены технологий сравнялись. Сейчас за время жизни поколения может смениться несколько господствующих технологий. Это привело вот к чему.
Во-первых, сменилась логика социального поведения, среднестатистический человек вынужден за свою жизнь осваивать несколько профессий, что требует от него овладения методологией познания, умение работать с большими массивами информации, выделять главное.
Во-вторых, развитие информационных технологий привело к тому, что весь массив информации, в том числе — управленчески значимой, стал доступен широкому кругу «простых» людей.
Или в атеистическом мировоззрении — объективные закономерности развития. Эту причину мы поставили последней, но она на самом деле является объемлющей, включающей в себя все перечисленные выше и не упомянутые в этой статье. Различные артефакты, которые «не лезут» в официальную трактовку истории, говорят нам о том, что на Земле до нас существовали и другие цивилизации, которые погибли, оставив нам лишь материальные свидетельства их существования.
И хотя причины их гибели упорно обходят стороной современные историки, думаем, они погибли, построив тупиковую версию — когда система толпо-«элитаризма» стала устойчивой в преемственности поколений. Общество «золотого миллиарда» — одна из версий такой модели, поэтому тоже обречено на крах.
Цели, которые ставятся перед человечеством объемлющими системами (в религиозной терминологии — Богом) — построить общество, в котором каждый будет Человеком, наместником Бога на Земле. И для достижения этих целей (видимо, в прошлых цивилизациях это было не так) Свыше человечество было направлено по техносферному пути развития (был вариант — биосферного), что привело к развитию техносферы такому, который мы можем наблюдать вокруг.
Благодаря закону времени и изменившейся логике социального поведения всё большее количество людей может распознать управленческие процессы и результаты, к которым они приведут. А распознав, могут вмешаться и направить их по тому пути, который приведёт совсем не к тому результату, который задумывали «заправилы».
Мы не согласны с теми, кто говорит, что теория «золотого миллиарда» имеет под собой ошибочную основу. Основа правильная, Мальтус и его последователи правы в том, что люди могут «обглодать» планету, но необходимо сделать важное дополнение: при существующей концепции жизнеустройства. И избежать негативных сценариев можно не сокращением численности населения и его жёстким контролем, а изменением основополагающих принципов жизни.
Общество, где каждый стремится больше потреблять товаров, услуг, а экономика настроена на то, чтобы больше продавать, не важно — идёт ли это на пользу людям, или сразу выбрасывается в окружающую среду — обречено на вымирание.
Наше светлое будущее должно быть основано на том, что всё направлено на развитие человека и становление его в качестве Человека (с большой буквы). Весь спектр потребностей нужно разделить на те, которые нужны для жизни и способствуют развитию, и те, которые способствуют деградации. От последних нужно постепенно отказываться (и это уже делается разными путями), и это приведёт к тому, что отпадёт необходимость в производстве множества товаров и услуг, что уменьшит давление на природу, высвободит трудовые ресурсы, позволит сократить рабочий день. В либерально-буржуазной модели экономики принципы стремления к прибыли должны быть заменены принципами необходимости и целесообразности, что приведёт к другому качеству товаров и технологий, что также уменьшит нагрузку на окружающую среду.
Так человечество сможет построить общество, где познавательно-творческий потенциал каждого будет востребован, каждый может решать задачи общечеловеческого, или даже космического масштаба, не задумываясь над вопросами жизнеобеспечения. И такое общество наша Матушка-Земля прокормит, даже если нас будет более 20 миллиардов. По какому пути пойдём — будем искать себе местечко среди «избранных», или строить новую жизнь нам и нашим потомкам — решать нам, здесь и сейчас.