В деле налогов следует принимать в соображение
не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.
Шарль Монтескье
В настоящеё время в России сложилась определённая система так называемых ресурсных платежей в бюджет, внебюджетные и другие фонды. Основные платежи в данной системе носят рентный характер. Федеральным законом «О недрах» введена плата за пользование недрами. По закону недра − основной объект налогообложения.
Рассмотрим каждый из платежей.
1. Сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки.
2. Плата за пользование недрами включает платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, добычу, пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, окончательные их размеры определяются при предоставлении лицензии за пользование недрами.
3. Плата за геологическую информацию о недрах. Основными факторами, влияющими на определение размера налогов, являются экономико-географические условия, размер участка недр, виды полезных ископаемых, степень геологической изученности и риск.
4. Отчисления на воспроизводство МСБ регламентируются положениями Инструкции № 44 от 31 декабря 1996 года «О порядке исчисления и уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на МСБ».
К минеральному сырью относят все виды полезных ископаемых из запасов месторождений в пределах горного отвода, указанных в лицензии.
Объектом обложения выступает стоимость реализованного минерального сырья или реализованной продукции, полученной из полезных ископаемых, исчисленной по ценам реализации продукции (без НДС и акцизов), действующим на момент определения суммы.
Ставки отчислений определяются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство МСБ и являются едиными для всех пользователей богатствами недр, добывающими данный вид минерального сырья. Они установлены Федеральным законом в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
Примечание. Сумма отчислений на воспроизводство МСБ определяется плательщиком самостоятельно, исходя из облагаемого оборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых и предусмотренных ставок.
Проведём анализ размера бюджетных поступлений при существующей системе на примере освоения карьера по добыче щебня.(Примеры по методике ФМХ подготовлены Коваленко С. Г.).
ПРИМЕР 1. Государство сдаёт карьер в аренду юридическому лицу.
Исходные данные по состоянию на июнь 2000 г.:
1. Стоимость карьера в твёрдой массе (с учётом работы одной установки ПДСУ-900) — 8.400.000,00 рублей (стоимость приведена к одному году).
2. Стоимость оборудования, необходимого для разработки карьера — 4.000.000,00 рублей (стоимость приведена к одному году по нормативам амортизационных отчислений).
3. Объём добычи щебня - 234 000 тонн в год.
4. Средняя отпускная цена щебня - 90,00 руб./т (с НДС);
- 74,99 руб./т (без НДС).
5. Годовой доход - 21.060.000,00 рублей (с НДС);
- 17.547.660,00 рублей (без НДС).
При существующей системе сдачи недр в аренду бюджет:
- ставка регулярного платежа за право на добычу — 3 % от стоимости минерального сырья с учётом потерь, т. е. около 252.000,00 рублей;
- отчисления на воспроизводство МСБ — 5 % от стоимости реализованного минерального сырья, исчисленной по ценам реализации товарной продукции (без НДС), т. е. 877.383,00 рублей.
- Всего за год при добыче 234 000 тонн щебня бюджет получит за сдачу карьера в аренду 1.129.383,00 рублей (не считая остальных налогов).
А есть ли у государства возможность иначе распорядиться своей собственностью для того, чтобы увеличить поступления в бюджет?
Рассмотрим два тезиса.
1. Совокупный доход общества — это сумма денежных средств, создаваемая в производственной сфере и увеличиваемая в сфере обращения (торговая сфера, сфера оборота финансового капитала).
Возникает вопрос: почему государство исключает себя из сферы производства и сферы обращения своей собственности, перепоручая участие в них за арендную плату третьему лицу?
2. Национальный доход распадаётся на две части: одна часть поступает собственникам капитала и природных ресурсов в форме прибыли и доходов, вторая — наёмным работникам в форме оплаты труда. Так формируются конкретные доходы основных социальных групп общества. Данное распределение национального дохода первично и оно находится вне общего поля налоговых отношений.
Вопрос: какую прибыль и доходы от разработки карьера получит собственник (государство) природных богатств (недр) при их передаче в аренду третьему лицу?
Ответ: арендную плату.
А как государство может иначе распорядиться недрами и не только? Ведь фактически всё, что нас окружает (земля, недра, строения, инфраструктура, интеллектуальная собственность и т.д.), имеет свою меру стоимости. Рассмотрим ещё два примера.
ПРИМЕР 2. Разработка того же карьера. Государство не отдаёт карьер в аренду юридическому лицу, а создаёт «Программу разработки карьера», инвестируя в неё свою собственность в счётной форме — недра. Юридическое лицо входит в Программу оборудованием, необходимым для разработки карьера, которое оно приобретает или инвестирует по остаточной стоимости, если оно имеется.
Исходные данные:
1. Стоимость карьера в твёрдой массе (мера стоимости) — 8.400.000,00 рублей (стоимость приведена к одному году).
2. Стоимость оборудования, которое необходимо приобрести (средство платежа) для разработки карьера юридическому лицу — 4.000.000,00 рублей (стоимость приведена к одному году).
3. Объём добычи щебня — 234000 тонн в год.
4. Средняя отпускная цена щебня — 90,00 руб./т (с НДС);
— 74,99 руб./т (без НДС).
5. Годовой доход — 21.060.000,00 рублей (с НДС);
— 17.547.660,00 рублей (без НДС).
Рассчитаем долевое участие государства и юридического лица в распределении доходной части Программы:
- уставной капитал Программы — 12.400.000,00 рублей, из них:
- доля государства — 8.400.000,00 рублей, или 67,74 %;
доля юридического лица — 4.000.000,00 рублей, или 32,26 %.
Рассчитаем распределение годового дохода Программы:
- доход государства —21.060.000,00 х 67,74 %=14.660.044,00 рублей;
- доход юридического лица — 21.060.000,00 х 32,26% = 6.793.956,00 рублей.
По сравнению с Примером 1 поступления в бюджет увеличились почти в 13 раз (не считая остальных налогов с Программы).
ПРИМЕР 3. Государство создаёт ту же Программу, но не с участием отдельно взятого частника как юридического лица, а с участием предприятий-производителей техники, необходимой для разработки карьера. В этом случае предприятия инвестируют своё оборудование по себестоимости, что снижает амортизационные отчисления Программы и, тем самым, увеличивает её чистую прибыль и отчисления в бюджет (имеются в виду налоги на прибыль Программы). (Размеры налогооблагаемой прибыли рассчитываются в конкретных Программах).
Поскольку оборудование инвестируется по себестоимости, то долевое участие предприятий можно ориентировочно рассчитать по формуле:
Ист = (ОЦ – НДС) х (от 50 до 85) % (1); где
Ист - инвестиционная стоимость (себестоимость) оборудования;
ОЦ - отпускная цена оборудования;
НДС - налог на добавленную стоимость.
По данным ЦСУ, величина себестоимости продукции составляет от 50 до 85 % от отпускной цены без учёта НДС.
Рассчитаем инвестиционную стоимость оборудования, приведённую к одному году:
Для расчёта в формуле 1 примем самый неблагоприятный вариант —85 %.
Ист = (4.000.000,00 - 16,67%) х 85 %=2.833.220,00 рублей.
Остальные исходные данные те же, что и в Примере 2. Рассчитаем долевое участие государства и предприятий в распределении доходной части Программы:
уставной капитал Программы - 11.233.220,00 рублей, из них:
доля государства - 8.400.000,00 рублей, или 74,78% (полезно уменьшить до 68 %);
доля предприятий - 2.833.220,00 рублей, или 25,22% (полезно увеличить до 32 %).
Рассчитаем распределение годового дохода Программы:
доход государства - 21.060.000,00 х 74,78 %=15.748.668,00 рублей;
доход предприятий - 21.060.000,00 х 25,22 %= 5.311.332,00 рублей.
По сравнению с Примером 1 поступления в бюджет увеличились почти в 14 раз (не считая остальных налогов с Программы). Встает вопрос: кто сказал, что государственная собственность не эФфективна? Что-то не так здесь с говорящей головой.
В рассмотренных данных учитывалась работа в карьере одной установки ПДСУ. Понятно, что при увеличении интенсивности разработки карьера доходная часть возрастёт и, следовательно, сроки окупаемости оборудования будут сокращаться, а заинтересованность предприятий-инвесторов оборудования в участии в таких Программах будет ещë выше.
В данном случае ставилась задача не рассчитать примеры в точных и конкретных цифрах, а показать (на частном примере) возможности наполнения бюджета с помощью фондовых механизмов хозяйствования по отношению к любым природным ресурсам.