Успехи социалистической экономики неразрывно связаны с плановым ведением народного хозяйства. От качества планирования в значительной степени зависели и будущие достижения. Поэтому совершенствование его – было дело огромной политической важности.
Как говорилось в материалах XXIV съезда КПСС:
«Центральное звено, сердцевина руководства народным хозяйством в условиях социализма – это планирование. Наша страна имеет крупные достижения в этой области и вправе гордится ими. Но стоять на месте нельзя, надо продолжать интенсивно работать над совершенствованием, как теории, так и практики народнохозяйственного планирования».
Повышение научного уровня планирования, усиление его воздействия на ускорение социально-экономического развития страны было связано с расширением круга проблем, решаемых при разработке государственных планов, увеличения объема работ и расчётов. В тех условиях качественная и своевременная подготовка планов не могла быть обеспечена на основе сложившихся методов и технологий планирования.
Необходимые предпосылки решения этой задачи сложились в СССР в 60-е годы. Было создано и экспериментально проверено большое число экономико – математических моделей. В этот период на основе применения математических методов и электронной вычислительной техники были построены первые отчётные и плановые межотраслевые балансы, решены отдельные задачи оптимизации развития и размещения производства и др.
В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС, признавшего необходимым раздвинуть горизонты экономического планирования, обеспечить комплексный подход к решению крупных народнохозяйственных проблем и постоянную увязку долгосрочных планов с пятилетними и годовыми.
По идее АСПР, то есть «автоматизированная система плановых расчётов» должен был представлять собой систему разработки генеральных, пятилетних и годовых народнохозяйственных планов и контроля за их выполнением в условиях применения ЭММ (экономико-математические модели) и ВТ (вычислительная техника) с соответствующей технологией, организацией и кадрами.
Долгосрочный план составляется с большим числом вариантов, чем пятилетний, что существенно усложняет определения методов перехода от показателей и разделов долгосрочного плана к показателям пятилетнего, и от последнего к годовым. Если методы такого перехода не определены, то по результатам выполнения годового нельзя оценить ход выполнения пятилетнего плана, а по результатам пятилетнего – ход выполнения долгосрочного плана. Многовариантная разработка долгосрочного плана с разбивкой по пятилеткам и пятилетних планов с разбивкой по годам, достижение пропорциональности и сбалансированности внутри каждого вида плана и каждого варианта, а также обеспечение согласованности между планами во много раз увеличивает объем и сложность работы специалистов плановых органов, тем самым повышает роль и необходимость в появлении ЭММ и ВТ, как инструментарий планирования народного хозяйства. Появление АСПР упрощало бы эту работу.
В АСПР исходным и определяющим элементом выступала методология социалистического планирования. Построение АСПР следует рассматривать как непрерывное совершенствование действующей системы планирования путём комплексного развития её методической базы и информационно-технической основы.
Принципиальная схема ВС АСПР
В методическом аспекте АСПР должна была отображать развитие системы планов, включающих разработку Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР.
АСПР должна была обеспечить перестройку методов планирования научно-технического прогресса, инвестиций, развитие социальной сферы, территориального планирования, внешнеэкономических связей, активно использовать методы оптимизации для целей планирования развития межотраслевых комплексов, а также имитационные методы для решения задач, связанных с дальнейшим отлаживанием хозяйственного механизма.
Как информационная система АСПР должна была обеспечивать автоматизацию сбора, хранения, обновления, поиска и выдачи информации, используемой в процессе разработки государственных планов и контроля за их выполнением. Это позволяло бы значительно повысить оперативность и качество плановых расчётов, создавать условия для их интеграции, удовлетворять дополнительные потребности в информации специалистов плановых органов.
Как вычислительная система АСПР должна была дать возможность существенно ускорить процедуры обработки данных, что позволило бы снизить трудоёмкость выполнения плановых расчётов, повысить их точность и надёжность, увеличить вариантность расчётов в процессе разработки плана.
А.В. Сафронов описывает вот такие этапы создания и развития АСПР:
Структура АСПР в планировании расчётов
Первые задачи в 1960-61 гг. решались на одной-единственной ЭВМ «Урал-2» (быстродействие 5000 операций/сек, оперативная память 10 килобайт).
ЭВМ "Урал-2"
Согласно постановлению № 564 предусматривалось, что задания по выпуску ЭВМ должны быть увеличены. Объемы выпуска ЭВМ должны были за 1964-67 гг. возрасти на порядок (оставаясь при этом крайне низкими, на уровне нескольких десятков машин в год). Следует отметить, что в американских советологических публикациях того времени, посвященных внедрению компьютеров в экономику СССР, основным препятствием создания ЕГСВЦ называлась именно нехватка и несовершенство компьютерной техники.
Приложение к постановлению ЦККПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1963 г. № 564. Перечень новых типов вычислительных машин, подлежащих выпуску в 1964-1967 гг.
В действительности получилось выпустить намного меньше планируемого количества вычислительных устройств.
В проекте содержится оценка совокупного объема информации, необходимого для хранения в памяти ЭВМ всех данных для 600 видов выполняемых в Госплане СССР плановых расчётов. Она составляет 218700000 (максимально – 291000000) бит информации, не считая типовых программ обработки данных, или 26 (максимум 35) мегабайт. Сейчас такой объем представляется совсем небольшим, но ЭВМ «Урал-4» имела объем памяти в 80 килобайт, т.е. для записи только самих плановых форм (без библиотеки стандартных программ и без общесистемного архива) понадобилось бы 334 магнитных барабана. При этом всего машин «Урал-2, 3 и 4» было выпущено 191 штука, а непосредственно «Урал-4» – всего 30 штук.
Для трёх расчётов (Баланс денежных доходов и расходов; Баланс производства и использования общественного продукта и национального дохода; Баланс кормов) были приведены оценки машинного времени при их выполнении на «Урал-4». Они составляли соответственно 166, 19 и 200 часов. Для выполнения всех прямых плановых расчетов (т.е. кроме многовариантных и оптимизационных расчетов) Госплана СССР на ЭВМ «Урал-4» потребовалось бы 4000 часов. При этом средняя продолжительность работы ЭВМ без сбоев даже к началу 1980-х годов не превышала полчаса.
Может возникнуть вопрос, почему речь идёт именно об «Урал-4», ведь к 1969 году в СССР существовали значительно более производительные машины. По всей видимости, ответ кроется в сложившимся порядке приоритетов при их распределении: при выпуске нескольких ЭВМ в год в первую очередь их получали оборонные и космические отрасли.
Приведенное выше машинное время не учитывало затраты на ввод-вывод информации. АСПР технологически предполагалась трехуровневой системой, где первый уровень представлен персональными компьютерами плановиков, второй – ЭВМ группового пользования в вычислительных бюро и третий – системой вычислительных центров Госплана СССР и госпланов союзных республик.
В качестве персональных ЭВМ разработчики предлагали настольные электронные клавишные вычислительные машины (НЭКВМ, электронные калькуляторы): «Вега» (СССР), «Элка» (Болгария), «Зоэмтрон 220, 221, 224» (ГДР), «Хунор» (Венгрия), IME86 (Италия). Вся предлагаемая периферия для них была иностранной:
Для второго уровня АСПР (ЭВМ группового пользования) и сами ЭВМ, и периферия для них предлагались исключительно иностранные:
История ранних попыток компьютеризации госуправления могла бы стать полезным материалом для тех, кто реализует национальный проект «Цифровая экономика» в настоящее время. Однако в литературе относительно полно описаны только первые этапы компьютеризации, когда формировалась сама идея общегосударственной сети вычислительных центров.
Темпы создания АСПР ограничивались скоростью алгоритмизации деятельности Госплана и перевода его документооборота в электронный вид, что требовалось делать не останавливая текущую деятельность плановиков. Идея в сжатые сроки создать по единому плану общесоюзную сеть вычислительных центров, а потом подключить к ней все хозяйственные министерства и ведомства или же вовсе распустить их оказалась утопической. По наиболее ранним и оптимистичным оценкам 1963 года, все работы над ЕГСВЦ должны были быть завершены уже в 1975 году. В действительности две очереди АСПР, которая задумывалась как ядро ЕГСВЦ — ОГАС, создавались до 1985 года, а межмашинный обмен информацией между АСПР и отраслевыми АСУ начался только в двенадцатой пятилетке, незадолго до ликвидации Госплана и плановой экономики. При этом все годы бюрократы не отказывались от внедрения компьютеров, а буквально грызлись за каждую составляющую этого процесса: кто будет производить ЭВМ, кто – периферию для них, кто – программы, кто будет обеспечивать теоретическую и методическую основу для этих программ.
Компьютеризация госуправления в СССР шла медленно не потому, что ее выгод не понимали, а потому, что слишком многие понимали ее выгоды и хотели этот процесс возглавить (но тут надо отметить тот факт, что иностранные «партнёры» также понимали последствия ещё большего повышения эффективности экономики СССР, поэтому приложили немало усилий для торможения этого процесса, практически до полной его остановки).