Президент России Владимир Путин принял участие в «Форуме действий» «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), который стартовал сегодня в одном из павильонов ВДНХ. Нынешняя встреча с «фронтовиками» сильно отличалась от прошлогодней. Тогда участники часто говорили об очень мелких проблемах, явно непрезидентского уровня, или просто признавались в симпатиях главе государства. Сейчас разговор шел по делу: санкции, госконтракты и ценообразование, госзакупки, курс рубля, отношения с США и другими странами.
По словам главы государства, он специально попросил организаторов, чтобы встреча с членами ОНФ и доверенными лицами прошла в преддверии послания Федеральному собранию, чтобы учесть идеи и предложения «фронтовиков».
Владимир Путин поблагодарил ОНФ за контроль государственных закупок.
— Велик соблазн устроить себе хорошую жизнь за счет государства. ОНФ заставил чиновников задуматься о своей репутации. Расточительство госсредств и воровство не останутся незамеченными... Работают Контрольное управление администрации президента и правоохранительные органы. По отдельным лицам сделаны выводы, — заметил Путин.
Глава государства считает важным продолжить мониторинг исполнения майских указов и предложил несколько скорректировать формат встреч с ОНФ, добавив мероприятия по конкретным темам, на которые можно приглашать профильных министров.
— Это наши с вами указы. Надо подумать над тем, как плотнее включить в работу тех, кто реально несет ответственность за достижение целей. Чтобы не только я сидел перед вами. А кто-то еще. Не для порки. Боже упаси. Нам нужен не процесс, мы не троцкисты, нам нужен окончательный результат. Это у Троцкого было: движение — всё, конечная цель — ничто. Нам нужно достижение конечной цели, — отметил Путин.
Естественно, обсудили и последствия санкций против России, ответные меры Москвы и трудности импортозамещения.
— Мы по сути воспользовались некорректным поведением наших партнеров. Особенно по тем странам, которые удачно освоили российский рынок сельскохозяйственной продукции, но подставились, введя санкции. Это дало нам моральное и юридическое право ввести ответные меры именно в той отрасли, которая демонстрировала темпы роста. Если бы мы чувствовали, что не справимся, то и не стали бы вводить санкции. Себе дороже... Как в народе говорят, «неважно, чей бычок, главное — теленочек наш», — прокомментировал санкции президент.
Роман Глотков, возглавляющий предприятие «Дальприбор», пожаловался президенту на отсутствие единой системы ценообразования и на то, что контракты поздно подписываются, отчего страдает промышленность. Владимир Путин проблему признал и привел интересный пример из личного опыта.
— До скандала доходило, приезжал на конкретное предприятие, производящее важное оборудование для обеспечения обороноспособности страны. Приезжал как бы уже с решениями, достигнутыми между заказчиком и поставщиком. Приезжал, садился за стол, и мне говорят: «Они не договорились». Я говорю: «Я убью вас сейчас. Зачем я притащился за 1000 км?». Пришлось сидеть и на месте договариваться, — рассказал Путин.
Некоторые проблемы удавалось начать решать прямо в зале. Прозвучала жалоба на то, что Минздрав закупает иностранные глюкометры и полоски для них, хотя российские в два раза дешевле.
— Ольга Юрьевна, а что не покупают наше? — обратился к вице-премьеру Ольге Голодец Владимир Путин.
— Минздрав не закупает эти полоски, это обеспечивается через территориальные программы. Пойдем на встречу отечественным производителям. Разберемся в проблеме и вам доложим, — ответила зампредседателя правительства.
Госкомпании, по словам президента, настаивают на свободе выбора для сохранения своей конкурентоспособности на мировых рынках.
— Буквально два дня назад с одним из коллег обсуждали закупки одной крупной компанией — холдингом в Южной Корее и Китае. Этот коллега мне говорит: «Владимир Владимирович, обратите внимание — мы производим то-то и то-то, а вот наша одна компания и фамилия руководителя такая то — вот они заключили сейчас контракты в Китае и в Южной Корее, а мы сами это производим», — описал президент суть обращения.
— Я тут же снял трубочку, позвонил этому коллеге и говорю: что ж вы, поросята противные, что же вы делаете? Шучу, конечно. Он вчера пришел ко мне, человек грамотный, принес мне такую простыню и говорит: вот, пожалуйста, обращаю внимание — вот стоимость товара, которые мы закупаем у наших компаний, а вот стоимость, по которой мы закупаем в Китае и Корее. Качество одинаковое, но стоимость нашего товара ровно в 2 раза выше, чем китайского и южнокорейского. Я вчера первому коллеге эту бумажку расписал, надеюсь, он ее получил, прошу ее отработать, — рассказал президент.
Путин напомнил, что на уровне госзакупок для отечественного производителя введено льготирование — «даже если российский товар на 15% дороже, но по качеству не уступает импортному, то при госзакупках должны закупать товары отечественного производителя».
— Я согласен, что не только госзакупки, но и закупки наших крупных компаний с госучастием должны быть сформулированы таким образом, чтобы они больше внимания обязаны были уделять приобретению товаров отечественного производителя. И чтобы они не прятались за благими намерениями удержания своей конкурентоспособности и не закупали за бугром то, что вполне можно было бы закупить у нас. Давайте только вместе поищем такие критерии, которые и руки им несильно связывали — нашим госкомпаниям, но в то же время обеспечили наши предприятия заказами, — высказал свою точку зрения на этот вопрос президент.
Кардиолог из Пензы спросил о курсе рубля. По словам специалиста, курс напоминает кардиограмму, а экономические трудности очень негативно сказываются на здравоохранении: дорожает иностранное оборудование, а определенные процедуры вчера стоили 13 тыс. рублей, а сегодня — 18 тыс.
— Курс валюты регулируется Центральным банком, но прежде всего это рыночная категория. Чем больше ЦБ будет его искусственно регулировать, тем больше спекулянты будут наживаться на наших золотовалютных резервах. Механизм спекуляции на рынках — это не криминальная категория, это экономическая категория. Наша экономика, к сожалению, за многие годы стала еще более однобокой. Нефть и газ в структуре экспорта — 70%. Наша задача — менять эту структуру экономики. Когда такая ситуация, как сейчас на рынке сырья, это сразу давит на курс. Банк России на первом этапе скупает избыточные рубли. Но как только объявляется коридор, его тянут вверх. Банк России принял единственное правильное решение — перешел к плавающему курсу. Рынок сам отрегулирует, а спекулянты не смогут паразитировать на резервах, — полагает президент.
Попросили Путина прокомментировать и работу на саммите «большой двадцатки» в Австралии. Действительно, иностранные СМИ нагнетали обстановку и встречали лидера России провокационными передовицами.
— Не знаю, как у нас освещалось в прессе. На практике ничего такого не было. Исключительно доброжелательная обстановка, располагающая к решению проблем. Более того, я удивился теплоте, с которой нас принимали на улице. С аплодисментами. Это самые простые люди на улицах. Что касается воинствующих заявлений моего коллеги — в жизни и в работе ничего такого не было. Конструктивно обсуждали тяжелые вопросы, связанные с крушением малайзийского Boeing, — рассказал президент.
Режиссер Юрий Кара предложил на фоне антироссийских санкций в качестве ответных мер ограничить прокат американских фильмов в России. Путин такую резкую меру не поддержал. Кара начал расхваливать возвращение Крыма, назвав это успешной операцией.
— Зачем всё рассказываете, это ж секрет, — пошутил Путин.
— Главнокомандующий заслуживает ордена Победы и звания Героя России, — заметил Юрий Кара.
— Ордена Победы и звания Героя России заслуживают сами крымчане, — ответил Путин.
Кара также говорил о намерении США унизить Россию.
— Они не унизить нас хотят, а подчинить своему влиянию. Никогда в истории России это ни у кого не получилось. Что у них получалось — это подчинить своих союзников или, как говорится шершавым языком плаката, сателлитов. Я даже иногда теряюсь, так защита общих европейских ценностей идет в ущерб национальным интересам. Непонятно, каких ценностей — критериев-то нет. Это ж не право на госпереворот, не право на геноцид. Что за этим стоит? Точно стоят геополитические интересы некоторых стран, — уверен Владимир Путин.
Многие вопросы, поднятые на встрече с ОНФ сегодня, могут уже в декабре получить развитие в президентском послании Федеральному собранию.