За последние несколько десятков лет человечество привыкло к тому, что природные ресурсы могут сыграть важнейшую роль не только в развитии того или иного государства, но и способны выступить реальной причиной начала масштабного военного конфликта. И если более века назад основным природным богатством, залегающим в недрах Земли, считались драгоценные металлы (золото и серебро), то в 20-м веке ориентиры существенным образом видоизменились. Не умаляя степени благоговейного отношения со стороны человека к тому же золоту, на первое место вышел совершенно иной природный источник реальных доходов: нефть – золото «черное». Практически одномоментно в мире появились новые геополитические «игроки», способные выложить козырного туза в виде миллионов и миллионов баррелей при решении целого ряда вопросов: от финансовых и социальных до территориальных.
Наши предки передали в наши руки мир, который живет от одной нефтяной войны до другой, а если вдруг и случается недолговременный перерыв, то в его ходе мы обсуждаем: как покупать, почем покупать, у кого покупать, а у кого не покупать, кому продавать, а кому не продавать. И речь – естественно, об углеводородном сырье, на котором строится экономика большого количества стран (и даже целых регионов мира), в том числе пока и экономика России.
Причем все это происходит на фоне того, что человечество осознает небезразмерность земных недр, наполненных «черным золотом». Об уходе от нефтяной «наркомании» говорят сегодня по всему миру, однако решиться на реальные шаги в этом направлении могут себе позволить далеко не все. В нашей стране, где нефтяной бизнес сосредоточен в руках отнюдь не большого количества граждан, как и в странах Персидского залива, разговоры о пересмотре процента влияния продажи углеводородов на рост экономики идут активно, но дальше разговоров дело не заходит. Отказаться от такого прикормленного местечка для многих лиц, причастных к нефтедолларовому мешку, смерти подобно.
Однако, ведя бесконечные разговоры о нефти и ее влиянии на умы человека, тот же человек постоянно забывает, что кроме нефти в мире существуют и другие богатства, которые имеют такую склонность к истощению, как и пресловутые углеводороды. Одним из таких богатств является питьевая вода. Причем в умах многих людей, склонных к обогащению за счет именно природных богатств, давно зреет идея о том, как бы заняться налаженной и полновесной торговлей питьевой водой в тех же масштабах, что и торговля углеводородным сырьем. Если есть сырье, то это сырье надо продавать – вот главная идея бизнес-натуралистов.
А ведь проблема с нехваткой действительно может перерасти, если уже не переросла, в глобальную. Несмотря на то, что львиная доля поверхности нашей планеты покрыта водой, лишь 2,5% от общей массы живительной влаги относится к воде питьевой. Все остальное – соленые моря и океаны. Многие заметят, что и из соленой воды человек научился получать воду пресную, однако здесь нужно учесть ряд определенных ограничений. Во-первых, чтобы получить такое количество пресной воды, которое покроет все нужды семимиллиардного человечества, придется построить огромное количество предприятий, занимающихся опреснением. Во-вторых, если действительно застроить всю планету такими заводами, потратив колоссальные средства, то еще нужно учитывать и необходимость масштабного использования энергии для избавления воды от солевых примесей. И тут одними солнечными батареями без использования тех же гидроэлектростанций не обойтись. Получается, чтобы превратить соленую воду в пресную часто придется использовать энергию пресной воды рек, вырабатываемой на ГЭС. В общем, если не замкнутый круг, то ситуация явно не располагает к тому, что человечество в скором времени на 100% научится обеспечивать себя пресной водой искусственным путем. Не стоит забывать, что и сам процесс опреснения морской воды не всегда приводит к желательным результатам.
Израиль уже не первый год достаточно большой процент пресной воды вынужден получать именно из воды морской, опресняя ее. Однако далеко не каждое государство на Ближнем Востоке обладает масштабными возможностями качественного опреснения морской воды, которая может использоваться не только с целью обеспечения потребностей граждан в живительной влаге, но и для нужд сельского хозяйства.
Израиль, как и его ближайшие соседи, в плане проблем обеспеченности или необеспеченности питьевой водой можно назвать показательными государствами. Еще в ходе Шестидневной войны Израиль нанес серию ударов по фундаменту строящейся на Ярмуке сирийской плотине. После этого израильский генерал Даян заявил, что авианалет буквально спас Израиль от угрозы быть отрезанным от водных ресурсов. С тех пор Израиль активно занимается разработкой водных месторождений, которых, надо сказать, совсем немного, чтобы обеспечивать свое население и сельское хозяйство пресной водой. Вопрос нехватки питьевой воды обостряется год от года, ведь нехватка питьевой воды становится общемировой проблемой.
Юго-Восточная и Южная Азия находятся сейчас в такой ситуации, когда нехватка питьевой воды может в одночасье нарушить все планы экономического развития. В этой связи снова появляются монументальные планы, согласно которым нужно поворачивать реки вспять. В свое время советское руководство пыталось реализовать грандиозную идею о том, что у Оби нужно «отбирать» около 7% ее «продукта» в течение года с целью перенаправить эту водную массу в сторону Южного Урала и среднеазиатских Республик. И тогда вопрос пришлось отложить вовсе не из-за, как принято говорить, озабоченности специалистов-экологов, а по причине банальной нехватки денег.
В настоящее время подобную идею пытаются реализовать в Китае и Южной Корее. Китайская идея, которая явно напоминает идею советских лидеров, связана с тем, чтобы насытить пресной водой северные провинции страны, которые остро нуждаются в этом ресурсе. Все дело в том, что китайские власти хотят использовать в качестве сельскохозяйственных угодий не только те провинции, которые таковыми являются по определению, но и многие районы Внутренней Монголии, где засуха – явление обычное. До 2070 года Китай планирует потратить более 60 миллиардов долларов для того, чтобы пустить определенный процент вод Хуанхэ, Хайхэ, Янцзы и Хуайхэ в сторону севера. Только за первые годы с момента начала реализации проекта пришлось переселить со своих «насиженных» мест более миллиона жителей Поднебесной. А ведь проект по «пересмотру» направления течения Великих рек для Китая может стать единственным спасением в будущем. Уже сегодня более чем 1,3-миллиардное население страны вынуждено обращать внимание на жесткую экономию пресной воды. А если Китай хочет продолжать позиционировать себя, в том числе, и как мировую сельскохозяйственную державу, то именно такой, казалось бы, слишком авантюрный план, как поворот рек, может решить проблему. Однако даже если поворот будет совершен, никто не может гарантировать грандиозных экологических проблем. Снижение уровня сброса вод китайских рек в море может привести к такому явлению как чрезмерное заболачивание огромных площадей, которые сегодня относятся промышленным и туристическим зонам.
Поворачивают реки вспять и южные корейцы, пытаясь не только получить достаточное количество пресной воды в определенных регионах страны, но и преобразить ландшафт всего государства. В представлении корейского главы, затеявшего «поворот», Ли Мен Бака, страна превратится с цветущий сад (где-то мы это уже слышали). А, может быть, у корейцев с китайцами все на самом деле получится...
Серьезные проблемы с нехваткой питьевой воды наблюдаются в целом ряде Африканских стран, но самые большие опасения у специалистов вызывает даже не Африка, а Индия. Прогнозируется, что уже через пару десятков лет Индия станет самой населенной страной мира, обогнав Китай. А если с чистой питьевой водой грандиозные проблемы в Индии наблюдаются и сейчас, то сложно себе представить, во что они могут вылиться к тому же 2030 году.
Казалось бы, Россия в этом плане снова на коне. По количеству запасов пресной воды мы уступаем только бразильцам с их Амазонией. Однако и у нас не все так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Оказывается, более 90% питьевой воды принадлежит к стокам рек, несущих свой ресурс в бассейны Тихого и Северного Ледовитого океанов. А регионы, которые наиболее густо заселены, довольствуются лишь 10% запасов пресной воды. Поэтому нередки и в нашей стране перебои с водоснабжением особенно в летний период времени.
Получается, нет никаких проблем с пресной водой лишь на Антарктиде…
Однако ученые пришли к еще более неутешительному выводу: качество пресной воды с каждым годом ухудшается. На это влияют и увеличивающиеся выбросы в атмосферу, и сбросы промышленных предприятий в реки и пресные озера. При увеличивающемся количестве населения Земли проблемы с водными ресурсами может стать гораздо более острой, чем проблема с поставками нефти или газа.
Поэтому, если верить расчетам экономистов и экологов, цена на воду будет в ближайшие годы только расти и расти серьезными темпами, как и величина экологического ущерба от неразумного использования водных ресурсов.
Да уж, напоить планету – дело серьезное…