Абсурдность ситуации наглядно проявляется сейчас в некоторых вопросах внутренней политики России, в частности, в отношении озера Байкал и реки Дон. Ряд чиновников и крупных компаний видят в водных ресурсах всего лишь объекты для извлечения прибыли, а для местных жителей – это их домашняя среда обитания, экосистема и источник жизни и развития. Долгие годы шла борьба за Байкал. В своё время озеро защитил Президент России Владимир Путин. Сейчас разгораются новые страсти в связи с изменениями водоохранной зоны, что вызвало протест у научного сообщества, общественности и экологов. Об этом 10 апреля заявил председатель комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев: «Подписанием этого правительственного распоряжения дело не закончено. Мы совместно с научным сообществом, общественностью, представителями правительства и региона продолжаем работать, чтобы выйти, в конце концов, на оптимальное решение и для населения, и для озера Байкал».
Но о защите озера Байкал говорят, ведут дискуссии, а вот о реке Дон на федеральных каналах нет ни слова. А там ситуация с каждым днём всё более накаляется. Местные жители выступают резко против строительства Багаевского гидроузла, который может принести региону самоё настоящее экологическое бедствие, в результате которого могут появиться сотни тысяч экологических беженцев. В Ростовской области уже собрано несколько тысяч подписей, но местная власть и лоббисты из судоходных компаний ничего не хотят слышать. Однако информация с места всё-таки прорывается на самый верх.
Недавно, 29 марта 2018 года, на общем собрании РАН президент Российской академии наук Александр Сергеев заявил о нецелесообразности возведения Багаевского гидроузла в Ростовской области. По его словам, строительство гидроузла нецелесообразно в условиях маловодности Дона.
Также на совещании, прошедшем в Ростове, глава Росрыболовства Илья Шестаков сообщил, что строительство Багаевского узла на реке Дон нанесёт рыбохозяйственному комплексу региона ущерб на сумму 5 млрд рублей, которую потребуется потратить на компенсационные мероприятия.
"Мы со своей стороны можем только сказать, какой ущерб это нанесёт рыбохозяйственному комплексу. В денежном эквиваленте за счёт необходимости воспроизводственных мероприятий, необходимости строительства обводных каналов это выливается в сумму порядка 5 млрд рублей" – заявил Шестаков.
Мной лично 2 марта 2018 года в ходе Медиафорума Общероссийского народного фронта "Правда и справедливость" был задан вопрос Президенту России Владимиру Путину о строительстве Багаевского гидроузла и передано Обращение жителей Ростовской области, которое подписали 1500 человек. Президент пообещал разобраться и передать соответствующее поручение правительству.
22 марта на Международном форуме «Экология» в Москве о необходимости защиты реки Дон, наряду с решением других экологических проблем, заявила в своём выступлении Вице-спикер Госдумы РФ, сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева. Также на этом экофоруме я задал вопрос в связи с острой экологической ситуацией на Дону, перерастающей в остро-социальную, первому заместителю председателя комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Николаю Валуеву.
Таким образом, в результате многолетней борьбы жителей Ростовской области за свои права и благоприятную окружающую среду, которые гарантированы Конституцией России, мы можем наблюдать желание граждан быть услышанными властью и определиться в главных целях развития. Что главное для власти – народ и природа или прибыть судоходных компаний?
Судоходные компании воспринимают реку Дон, как транспортную артерию, по которой они хотят возить нефть и металлолом. Для жителей Дона река – это сама их жизнь, будущее их детей, будущее России. В конце концов, если говорить о прибыли, то на Дону можно и нужно развивать экологический туризм, строить базы отдыха, создавать речные маршруты, развивать сельское хозяйство, выращивать фрукты и овощи.
Неопределённость во внутренней политике России может убить великую русскую реку Дон.
Ситуация вокруг Дона и Байкала ставит на повестку дня вопрос – какую же Россию мы хотим построить? Какова стратегическая цель развития России?
Внутренняя политика России должна начинаться с чёткого целеполагания. Обсуждение целей развития России и её стратегии – это дело коллективное и должно обсуждаться на всех федеральных каналах, а не только узкими группами чиновников соответствующих ведомств. Только всеми вместе! Иначе, могут произойти трагедии, подобные на Аральском море или на Чернобыльской АЭС, если говорить об экологии. Но ещё страшнее – это концептуальная неопределённость в общественно-политическом устройстве, которая в недавнем прошлом привела к распаду СССР.
Всему обществу, всей России сейчас очень важно обсуждать и вырабатывать цели долгосрочного развития на 100 и более лет вперёд, задумываться о будущем, чтобы в системе управления закладывались мировоззренческие основы грамотного сочетания экологического и экономического баланса. Только так можно будет избежать принятия неверных управленческих решений и последующей борьбы с целым комплексом экологических проблем.