«Слушай и делай, как я говорю!» - эту фразу дети слышат чаще всего от родителей, воспитателей и учителей. И в семье, и в школе от малышей и подростков требуют послушания. Нужно сидеть спокойно на уроках, дома застилать за собой постель, умываться по утрам… Да мало ли существует обязанностей, требующих собранности и пунктуальности!
В то же время родителям приятно, когда в школе, детском лагере или спортивной секции об их ребенке отзываются как о живом, инициативном, заводиле. Действительно, эти качества указывают на сильную личность и необходимы, чтобы достичь высот и успеха в жизни.
Так кого нам растить: тихонь или лидеров, ведь на первый взгляд послушание и инициативность не совместимы? Но это только так кажется.
Если тщательно проанализировать нашу с вами, дорогие читатели, взрослую жизнь, то окажется, что послушание и инициатива от нас требуются повсюду и при этом одновременно.
Проезжая в метро на эскалаторе, мы должны придерживаться одной стороны. Оплачивая покупки в магазине, мы обязаны выложить их на движущуюся ленту. А сколько правил и обязанностей нам приходится выполнять на работе: составление отчетов, соблюдение инструкций, своевременная отправка документов и т.д.! Без дисциплины и послушания мы не сможем стать специалистами в своем деле.
В то же время инициатива на рабочем месте и в жизни необходима не меньше, чем послушание. Например, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, вы должны предложить директору разработку новой линейки товаров, собрать рабочую команду, составить бизнес план – все это требует смелости, решительности и напора.
Взаимодействие инициативы и послушания во взрослой жизни порождают формулу успеха. Инициатива и творческое начало дают энергетический посыл для начинаний и первых рискованных шагов в любом деле, а послушание и дисциплина позволяют систематизировать полученный результат и адаптировать его к применению в соответствии с рамками, установленными обществом, чтобы работа могла приносить пользу вам и окружающим людям.
Инициатива не обязательно подразумевает изобретения, поиск новаторских методов и т.д. Даже в быту мы проявляем собственное «Я», стараясь совершенствовать свою жизнь и быт. Женщина украшает дом, желая, чтобы он радовал глаз, был уютным и неповторимым. Мужчина сажает сад, чтобы летом укрыться в его тени.
Без инициативы невозможна человеческая эволюция. Но без дисциплины и послушания, без выполнения правил, выработанных годами, человечество сталкивалось бы с одними и теми же опасностями, и проблемами, тормозящими прогрессивное развитие.
Когда дети слушаются старших, они перенимают от них жизненный опыт. Взрослые, наставляя и поучая, хотят, чтобы молодое поколение избежало тех ошибок, которые пришлось пережить предыдущим. Не вдаваясь в подробности, родители выдают малышам сформулированное правило, аксиому, не поясняя причины ее появления.
Трудность воспитания и состоит в том, что дети хотят понять, зачем нужно следовать определенным правилам. Если родители не дают достаточно полного объяснения, если понимание отсутствует, малыши начинают капризничать, сопротивляться.
Разумный кот только с третьего раза слушается, таков наш обычай (Евгений Шварц)
Что делать взрослым? Как выработать в детях послушание, не убивая инициативы?
Большинство родителей полагает: сначала нужно научить детей слушаться, а затем требовать от них инициативы, самостоятельности, творческого подхода. Однако опыт учителей, воспитателей, пионер-вожатых в летних детских лагерях показывает обратное.
Сначала нужно вовлечь, заинтересовать, объяснить, а затем требовать дисциплины и соблюдения правил.
Возьмем стандартную ситуацию на уроке труда в начальной школе. Дети учатся делать аппликацию. В начале урока взрослый рассказывает о правилах безопасности, о том, как пользоваться ножницами, бумагой, и лишь потом показывает, какую картину они сегодня будут создавать. Как вы думаете, много детей его по-настоящему услышит и запомнит правила безопасности при работе с ножницами? Скорее всего, нет. Малыши еще не понимают, для чего эти правила нужны, какая от них польза, ведь цель будет озвучена гораздо позже. Большая часть детей просто пропустит сказанное «мимо ушей».
А теперь представьте обратную ситуацию. Учитель входит в класс с чудесной аппликацией в руках и говорит: «Эта поделка девочки из А-класса. Сегодня мы с вами будем делать похожую аппликацию и воспроизведем картинку осеннего леса. Но каждый из вас может по-своему представить пейзаж». А если после этого учитель выяснит как именно дети хотели бы сделать свою творческую работу, какие впечатления и чувства вызывает в них тема осени – вдохновленные дети наверняка с инициативой бы подошли к своей творческой работе.
Вот теперь настало время учителю рассказать о правилах работы с бумагой, добавив: «Если вы будете следовать инструкции, то не поранитесь и обязательно получите красивую аппликацию». На этот раз у детей будет стимул внять учителю, ведь от дисциплины зависит результат их работы. Воспитатели одного из детских лагерей задали вопрос своим маленьким подопечным о том, что на их взгляд важнее – инициативность или послушание, на что получили очень интересный ответ: «вы, воспитатели, дайте нам возможность проявить инициативу, а уж мы вам за это… будем слушаться».
Как можно применить принципы разумного послушания в рамках семьи?
Родители могут выбрать наиболее приемлемые для них методы воспитания.
Главное: сначала заинтересованность, инициатива, а затем послушание и дисциплина для реализации задуманного. В этом случае вы воспитаете в ребенке осознанное послушание, когда малыш понимает: несоблюдение правил приводит к неудаче, а иногда и становится опасным для жизни.