Несколько лет назад один именитый российский актёр и режиссёр посмотрел зарубежный фильм, мелодраму для подростков «Сумерки». Главная героиня – девушка, в которую влюблены двое парней. Оборотень и вампир. Оба интересные, симпатичные. Девушке нравятся сначала оба, но потом один больше. На фоне любовной истории разворачиваются схватки между вампирами, оборотнями и прочими сказочными персонажами.
Нашего режиссёра это простое кино буквально перепахало. Он решил для себя раз и навсегда: вот как надо снимать! Вот о чём! И с тех пор снимает. Сначала про девушку, которую любят двое парней: красноармеец и фашист. Потом про девушку, которую любят двое парней: чертановский гопник и инопланетянин с Альфы Центавра. А на фоне бесхитростной любовной истории катаются танки, летают космолёты, гопники, фашисты, красноармейцы и инопланетяне сражаются друг с другом ради того, чтобы девушка обрела своё счастье с вампиром, хотя оборотня тоже по-своему жаль.
Не хочу показаться киноненавистником, всё имеет право на жизнь. Сюжет вечный, “Илиада» о том же: кому достанется Елена Прекрасная? Но рассказать об этом можно по-разному. И обманывать зрителя плохо. Если фильм снят в узком жанре подростковой мелодрамы, то так об этом и надо говорить. Режиссёр Фёдор Бондарчук, член высшего совета партии «Единая Россия», мне кажется, злоупотребляет доверием зрителей и доступом к бесплатным для него рекламным мощностям телевидения.
«Сталинград» рекламировался как сверхпатриотическое кино «про войну». Миллионы зрителей поверили и посмотрели. Многие потом высказались, что это совсем наоборот – пасквиль на красноармейцев. А другие поняли – просто мелодрама о вампирах и оборотнях. «Притяжение» снова раскручивается как социальная фантастика, как зрелищный фильм со смыслом. Но это обман. На деле – очередная подделка в стиле «Сумерек».
Никаких смыслов и подтекстов в фильме искать не надо. Ничего нет. Просто кино для подростков, про любовь и приключения. Сделанное в жанре набора клипов или видео с канала youtube, но подороже. Ненамного. Спецэффекты в фильме есть, но количество и качество зрелищных эффектов среднее. С голливудскими фантастическими блокбастерами не сравнить. С «Сумерками» - да, сравнимо. Потому что один жанр.
Сценария у фильма нет. Драматургии нет. Сюжета нет. Набор сцен, плохо приклеенных друг к другу. Сплошные ляпы, условности и штампы. Военный комендант Москвы, второй человек после Бога во время чрезвычайного положения, служит в звании полковника. Это странно. Должность генеральская. Но - какая разница? Если этот самый полковник, оказывается, живёт с дочерью в обыкновенной «двушке» в Чертаново. Демократ. Девочка ходит в обычную школу. Но потом у неё оказываются ключи от машины и большой белый джип. Её парень, Артём, тусуется в гараже. Кто он? Кем он работает? Он автослесарь? Или гаражи – его хобби? А чем он зарабатывает на жизнь? Мелкими кражами? Девушка забирается на верхние этажи полуразрушенного дома. Зачем? Чтобы посмотреть на фотографии своей погибшей подруги. Ну, так ты будешь следующей – дом разваливается. Нет. Совершенно случайно по этим же этажам ползает пришелец в экзоскелете. Тоже, наверное, фотографии хотел посмотреть. Пришелец надевает на девушку браслет. Это волшебный браслет, он притягивает воду. А потом про браслет просто забыли. Где браслет? Что с ним? Половину фильма все бегают за голубым шариком, без которого корабль не взлетит. Но когда Артём пристрелил свою девушку, про шарик тоже забыли. Какой к чёрту шарик, когда тут такая слёзная сцена. И так везде. Отсутствие логики создатели фильма пытаются скрыть женскими ужимками откровенно взрослой 24-летней актрисы, весьма неубедительно играющей роль 17-летней школьницы. Ближе к финалу собирается толпа из чертановского населения, гопники прорывают оцепление и идут громить пришельцев. А потом, в самом финале, их просто нет. Куда-то подевались. Зато нам от лица автопилота корабля пришельцев зачитывается нудное притянутое за уши насквозь вторичное и банальное, к тому же длинное и просто скучное «послание», которое должно «всё объяснить». Ничего не объясняет.
Однако я понял, почему фильм называется «Притяжение». Его цель – притянуть деньги. Ничего личного, никакого искусства, только бизнес. Деньги вынимаются из карманов простачков-зрителей, поверивших масштабной рекламной кампании, развёрнутой «Первым каналом» ТВ. Но не только. Если бы только так, то ладно. Таков капитализм – обмануть и продать. Фильм ведь чисто коммерческий, никого ничему учить не будет, «не грузит», «не напрягает». Просто развлечение. Плати деньги и развлекайся.
Но зачем тогда этот коммерческий и бессмысленный фильм софинансировался на безвозмездной основе государственным «Фондом кино»? Коммерческий фильм мог бы обойтись коммерческим финансированием. Жаль, что наши, народные деньги снова потрачены на кинокомикс, не имеющий художественной ценности и не несущий пользы обществу. А ведь на эти средства можно было снять несколько художественных, патриотических, исторических, полезных картин. Да вот только талантливые режиссёры, заявки которых отклоняются, не состоят в высшем совете партии «Единая Россия», которая везде, даже при съёмке фильмов занимается только одним делом: «распилом» народных денег.