Вход

Двигатель

Алишер Навои — певец Востока (2 ч.)

25 февраля 2017 в 19:52 | Емеля |Молодёжная аналитическая группа | 3214 | 0

Во второй части статьи мы продолжаем рассмотрение жизни и творчества известного мыслителя Алишера Навои.

Как известно, Навои был суфием. Суфизм — это отдельная обширная тема, которая требует специального рассмотрения, что обязательно будет сделано в скором времени. Как явление, суфизм значительно древнее, чем ислам но тем не менее, именно в исламе суфизм (а точнее говоря — язычество, как понимание и следование Языку Жизни) стал известен нам именно как суфизм. Несмотря на строгость и даже суровость законов исторически сложившегося ислама, перипетий разделения ислама на различные ветви, суфизм стал своего рода формой самозащиты творческого начала в исламе, именно суфийская культура в общем-то и сформировала исламскую мысль. Наиболее известные нам мыслители, учёные и поэты были суфиями, хотя об этом не принято говорить в исламском мире. Это связано с тем, что догматическая философия ислама во многом была чужда живому Языку Жизни, а суфии именно на основе этого Языка творчески подходили и развивали ислам, не ограничивая себя догматикой и ритуалами, что и обусловило расцвет многих наук и литературы, сформировало особую культуру, которая воспитывала народ.

В суфизме нашли выражение чаяния и взгляды беднейшей части народа, которая обычно оказывается за чертой благополучия и богатства. Возможно, не случайно само слово суфизм толкуют по-разному, то как «чистота» («саф»), то как «софия» («премудрость»), то как «скамья» («суффа»). На скамьях у мечети, построённой пророком Мухаммедом в Медине, как раз и ютились бедняки. Считают, что первыми прозвище «ассуфи» получили аскеты из Куфы — Абу Хашим (ум. в 767 г.) и Джабир Ибн Хайям (ум. в 867 г.). В истории суфизма, разумеется, были периоды взлётов и падений, но его влияние на развитие духовной культуры Востока решающе и это явление восточной цивилизации мы разберём в будущих материалах.

Алишер Навои — певец Востока (1.ч.)

Художественный смысл произведений Алишера Навои

Навои считал, что главная задача литературы — утверждение прекрасного будущего и борьба против невежества. Художественное слово должно обличать «элиту», отстаивая при этом духовное превосходство простых людей.

Размышляя о смысле поэзии, он пишет:

Её одежда может быть любой,
А суть в ней — содержанье, смысл живой.
Не ценится газель, хоть и звучна,
Когда она значенья лишена.
Но смысл поэма выскажет сильней,
Когда прекрасен внешний строй у ней.

Художественное слово могуче, если оно выражает правду:

Коль слово жаром Истины горит,
Оно и камень в воду превратит.

Культурное наследие поэта содержит более 3000 произведений в различных жанровых композициях.

Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений поэта является «Пятерица», в которой содержится 5 дастанов (историй). «Лейли и Маджнун», «Фархад и Ширин», «Смятение праведных» — это наиболее читаемые поэмы Алишера Навои.

Многие произведения поэта, написанные на фарси и чагатайском языке, были переведены на русский язык. Одно из самых известных стихотворений — «Двух резвых своих газелей..» — перевёл советский поэт Всеволод Рождественский.

Большое место в творчестве Навои занимают стихи о любви, среди них — «В ту ночь моей печали вздох весь мир бы мог свести на нет…», «Всегда кричит моя душа, едва её обидят злом…», «Как от вздохов безнадёжных дым струится, посмотрите!..» и другие. Однако автор поднимал также социальные и философские проблемы («Бездольный в рубище одет…», «Встречай вином и вечер, и восход…», «Все отдать, себя лишая…» и т. д.).

Помимо лирических стихотворений, поэт создавал и исторические трактаты, в которых описывал жизнь легендарных деятелей культуры.

public-navoi2

К примеру, «Пятерица смиренных» была посвящена его учителю и соратнику Абдурахману Джами. В конце своей творческой деятельности Алишер Навои написал две философские поэмы, описывающие его представления об идеальном устройстве государства.

Одна поэма — «Язык птиц», или, как её называют, «Парламент птиц: Семург» — является вершиной его творчества, этот аллегорический трактат высмеивает всех невежественных правителей.

Все произведения Алишера Навои полны смысла и посвящены самым разным темам, начиная от любви до политики и усовершенствования социальной жизни обычных крестьян. Его поэмы включают наставления, обращенные к молодёжи, правителям и народу, призыв к миру:

Навои высоко ценил человеческий разум и науку.

«Знания и мудрость — украшение человека».

В его поэтических и прозаических произведениях широко представлены вопросы воспитания и обучения. Педагогические взгляды Навои устремлены к человечности. Большое внимание он уделял вопросам формирования и воспитания ребенка, которого считал светилом в доме, приносящим в семью радость и счастье.

«Ребенку,— говорил Навои, — с малых лет необходимо дать правильное воспитание, сообразуясь с возрастом, а к изучению наук надо приступать как можно раньше. Овладение науками и ремеслами — должны быть полезны народу, ибо тот, кто получил знания и не сумел их применить, похож на крестьянина, вспахавшего поле, но не засеявшего его».

Он призывал прививать молодому поколению любовь к Родине, уважение к человеку — самому высокому и ценному дару Вселенной.

И как продолжение этих мыслей — любовь к родному языку, которая у поэта не имела границ. Навои обработал и довёл староузбекский литературный язык до классического совершенства, используя его не только в стихах и поэмах, но и в научных трактатах.

«Словами можно смерть предотвратить,
Пока не вызрели слова, сказать их не спеши:
Словами можно мёртвых оживить»,

— писал великий мудрец.

«Зовётся человеком только тот,
Кто болью человеческой живёт».

И этой своей заповеди Алишер Навои был верен всю жизнь, писал стихи, которые актуальны и в наши дни, служил государству, писал многогранные поэтические произведения, а также оказывал материальную помощь всем поэтам, писателям, художникам и музыкантам. В истории Средней Азии он запомнился как главный инициатор строительства многочисленных медресе, больниц и даже библиотеки.

Послесловие

Алишер Навои внёс огромный вклад не только в развитие государственного устройства, он оказал значительное влияние на улучшение узбекского языка.

По уже сложившейся традиции, ранним утром в день рождения поэта многочисленные поклонники его творчества возлагают цветы к памятнику Алишеру Навои в Национальном парке города Ташкента, носящем его имя. А затем на столичной аллее проводится поэтическое состязание — мушоира.

Его произведения известны во многих восточных странах (Узбекистан, Иран, Турция и др. страны Средней Азии). Великий поэт скончался у себя на родине, в Герате, в 1501 году.

Посмертное признание

В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 году в Советском союзе была напечатана почтовая марка.

В честь Навои назван город в Узбекистане.

В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.

В Ташкенте есть Театр оперы и балета имени Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои

В честь Навои назван кратер на Меркурии.

В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Ташкенте, Токио.

Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты, тогда столицы Казахстана. Также в честь поэта названа один из проспектов в Киеве и улица в Баку.

В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен советский юбилейный рубль с изображением Алишера Навои

В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».

Произведения Алишера Навои, которые, к сожалению, мало изучаются в России в школе, могли быть стать источником духовной силы и служить нравственным уроком подрастающему поколению.

В заключение приводим некоторые цитаты и афоризмы поэта, которые актуальны и поныне.

Цитаты и афоризмы Алишера Навои

  • Милее книги в мире нет,
  • Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков,
  • Словами можно смерть предотвратить, Словами можно мертвых оживить,
  • Когда корысть звучит в словах, не верь Ни лести женщины, ни проискам мужчины,
  • Развязность языка сама себя корит, рождает сотни бед, Несчастий и обид,
  • Кто изучил науки, а к делу их не применил, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался,
  • Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и после смерти будет бессмертным,
  • Правдивость речи хороша и гладкость, Но как прекрасна слов правдивых краткость.

Источник

12345  5 / 11 гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Валерий
сегодня в 08:42 11
Алексей Михайлович
вчера в 14:04 5
Алексей Михайлович
15 декабря в 00:09 3
Каиргали
11 декабря в 12:19 1
СБ СССР
11 декабря в 11:00 1
Каиргали
21 ноября в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7

Лента

Га !?
Видео| 20 декабря в 16:16
СамодержецЪ и Народ
Статья| 14 декабря в 11:27
Зверь загнавший себя в угол
Статья| 13 декабря в 20:50
Триумф советской разведшколы
Аналитика| 12 декабря в 22:42
Когда сердца застучат в тишине…
Статья| 10 декабря в 09:55
Варианты мировоззрений
Статья| 5 декабря в 12:07
Золотое предвидение депутата
Статья| 28 ноября в 10:19
Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| 22 ноября в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.