Во второй части статьи мы продолжаем рассмотрение жизни и творчества известного мыслителя Алишера Навои.
Как известно, Навои был суфием. Суфизм — это отдельная обширная тема, которая требует специального рассмотрения, что обязательно будет сделано в скором времени. Как явление, суфизм значительно древнее, чем ислам но тем не менее, именно в исламе суфизм (а точнее говоря — язычество, как понимание и следование Языку Жизни) стал известен нам именно как суфизм. Несмотря на строгость и даже суровость законов исторически сложившегося ислама, перипетий разделения ислама на различные ветви, суфизм стал своего рода формой самозащиты творческого начала в исламе, именно суфийская культура в общем-то и сформировала исламскую мысль. Наиболее известные нам мыслители, учёные и поэты были суфиями, хотя об этом не принято говорить в исламском мире. Это связано с тем, что догматическая философия ислама во многом была чужда живому Языку Жизни, а суфии именно на основе этого Языка творчески подходили и развивали ислам, не ограничивая себя догматикой и ритуалами, что и обусловило расцвет многих наук и литературы, сформировало особую культуру, которая воспитывала народ.
В суфизме нашли выражение чаяния и взгляды беднейшей части народа, которая обычно оказывается за чертой благополучия и богатства. Возможно, не случайно само слово суфизм толкуют по-разному, то как «чистота» («саф»), то как «софия» («премудрость»), то как «скамья» («суффа»). На скамьях у мечети, построённой пророком Мухаммедом в Медине, как раз и ютились бедняки. Считают, что первыми прозвище «ассуфи» получили аскеты из Куфы — Абу Хашим (ум. в 767 г.) и Джабир Ибн Хайям (ум. в 867 г.). В истории суфизма, разумеется, были периоды взлётов и падений, но его влияние на развитие духовной культуры Востока решающе и это явление восточной цивилизации мы разберём в будущих материалах.
Алишер Навои — певец Востока (1.ч.)
Навои считал, что главная задача литературы — утверждение прекрасного будущего и борьба против невежества. Художественное слово должно обличать «элиту», отстаивая при этом духовное превосходство простых людей.
Размышляя о смысле поэзии, он пишет:
Её одежда может быть любой,
А суть в ней — содержанье, смысл живой.
Не ценится газель, хоть и звучна,
Когда она значенья лишена.
Но смысл поэма выскажет сильней,
Когда прекрасен внешний строй у ней.
Художественное слово могуче, если оно выражает правду:
Коль слово жаром Истины горит,
Оно и камень в воду превратит.
Культурное наследие поэта содержит более 3000 произведений в различных жанровых композициях.
Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений поэта является «Пятерица», в которой содержится 5 дастанов (историй). «Лейли и Маджнун», «Фархад и Ширин», «Смятение праведных» — это наиболее читаемые поэмы Алишера Навои.
Многие произведения поэта, написанные на фарси и чагатайском языке, были переведены на русский язык. Одно из самых известных стихотворений — «Двух резвых своих газелей..» — перевёл советский поэт Всеволод Рождественский.
Большое место в творчестве Навои занимают стихи о любви, среди них — «В ту ночь моей печали вздох весь мир бы мог свести на нет…», «Всегда кричит моя душа, едва её обидят злом…», «Как от вздохов безнадёжных дым струится, посмотрите!..» и другие. Однако автор поднимал также социальные и философские проблемы («Бездольный в рубище одет…», «Встречай вином и вечер, и восход…», «Все отдать, себя лишая…» и т. д.).
Помимо лирических стихотворений, поэт создавал и исторические трактаты, в которых описывал жизнь легендарных деятелей культуры.
К примеру, «Пятерица смиренных» была посвящена его учителю и соратнику Абдурахману Джами. В конце своей творческой деятельности Алишер Навои написал две философские поэмы, описывающие его представления об идеальном устройстве государства.
Одна поэма — «Язык птиц», или, как её называют, «Парламент птиц: Семург» — является вершиной его творчества, этот аллегорический трактат высмеивает всех невежественных правителей.
Все произведения Алишера Навои полны смысла и посвящены самым разным темам, начиная от любви до политики и усовершенствования социальной жизни обычных крестьян. Его поэмы включают наставления, обращенные к молодёжи, правителям и народу, призыв к миру:
Навои высоко ценил человеческий разум и науку.
«Знания и мудрость — украшение человека».
В его поэтических и прозаических произведениях широко представлены вопросы воспитания и обучения. Педагогические взгляды Навои устремлены к человечности. Большое внимание он уделял вопросам формирования и воспитания ребенка, которого считал светилом в доме, приносящим в семью радость и счастье.
«Ребенку,— говорил Навои, — с малых лет необходимо дать правильное воспитание, сообразуясь с возрастом, а к изучению наук надо приступать как можно раньше. Овладение науками и ремеслами — должны быть полезны народу, ибо тот, кто получил знания и не сумел их применить, похож на крестьянина, вспахавшего поле, но не засеявшего его».
Он призывал прививать молодому поколению любовь к Родине, уважение к человеку — самому высокому и ценному дару Вселенной.
И как продолжение этих мыслей — любовь к родному языку, которая у поэта не имела границ. Навои обработал и довёл староузбекский литературный язык до классического совершенства, используя его не только в стихах и поэмах, но и в научных трактатах.
«Словами можно смерть предотвратить,
Пока не вызрели слова, сказать их не спеши:
Словами можно мёртвых оживить»,
— писал великий мудрец.
«Зовётся человеком только тот,
Кто болью человеческой живёт».
И этой своей заповеди Алишер Навои был верен всю жизнь, писал стихи, которые актуальны и в наши дни, служил государству, писал многогранные поэтические произведения, а также оказывал материальную помощь всем поэтам, писателям, художникам и музыкантам. В истории Средней Азии он запомнился как главный инициатор строительства многочисленных медресе, больниц и даже библиотеки.
Алишер Навои внёс огромный вклад не только в развитие государственного устройства, он оказал значительное влияние на улучшение узбекского языка.
По уже сложившейся традиции, ранним утром в день рождения поэта многочисленные поклонники его творчества возлагают цветы к памятнику Алишеру Навои в Национальном парке города Ташкента, носящем его имя. А затем на столичной аллее проводится поэтическое состязание — мушоира.
Его произведения известны во многих восточных странах (Узбекистан, Иран, Турция и др. страны Средней Азии). Великий поэт скончался у себя на родине, в Герате, в 1501 году.
В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 году в Советском союзе была напечатана почтовая марка.
В честь Навои назван город в Узбекистане.
В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.
В Ташкенте есть Театр оперы и балета имени Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои
В честь Навои назван кратер на Меркурии.
В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Ташкенте, Токио.
Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты, тогда столицы Казахстана. Также в честь поэта названа один из проспектов в Киеве и улица в Баку.
В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен советский юбилейный рубль с изображением Алишера Навои
В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».
Произведения Алишера Навои, которые, к сожалению, мало изучаются в России в школе, могли быть стать источником духовной силы и служить нравственным уроком подрастающему поколению.
В заключение приводим некоторые цитаты и афоризмы поэта, которые актуальны и поныне.