Более шестидесяти лет преданно служил национальной литературе признанный мастер слова Иван Петрович Шамякин (30.01.1921 — 14.10.2004).
За это время им написано много крупных произведений художественной прозы, пьес и сценариев, издано несколько книг публицистики, которые вошли в сокровищницу национальной культуры.
Иван Петрович Шамякин — яркий пример писателя-гражданина, посвятившего свой огромный талант служению Отчизне и белорусской литературе. Он — Герой Социалистического Труда, народный писатель Беларуси, академик Национальной академии наук Беларуси, лауреат Государственных премий Беларуси и СССР, премии Союзного государства в области литературы и искусства, один из немногих белорусских литераторов, которого уважительно называли «живым классиком».
Книги писателя выходили миллионными тиражами, покоряя читателей интригующими сюжетами и острыми жизненными темами, переводились на многие языки мира, превращались в сценарии кинофильмов и театральных постановок. Он сам стал не только народным писателем Беларуси, получив почётное звание в 1972 году, но поистине классиком национальной литературы ХХ века — ещё при жизни.
В творческом наследии Ивана Шамякина — 12 романов, 26 повестей, 10 пьес, десятки рассказов, огромное количество статей и очерков, дневники. К слову, только в 2014 году было завершено издание наиболее полного из всех существующих и первого научно комментированного собрания сочинений, в подготовке которого принимали участие дочери писателя Татьяна и Алеся. В 23-х томах объединилось всё созданное Шамякиным за более чем шестьдесят лет творчества.
Вся жизнь писателя и его творчество — одно целое, при этом он поистине профессиональный писатель.
4 февраля 2001 года 80-летний народный писатель Беларуси Иван Шамякин записал в своём дневнике:
«Я признаюсь откровенно: не будь прибежища фантазии, не будь их, игр и забав сочинительства, творчества, искусства, снова и снова после каждого окончания манящих дальше, к новым приключениям и новым волнующим попыткам, не будь их, соблазняющих ко всё более настойчивому их продолжению, — я бы не знал, как жить, а не то что давать советы или поучать…Моя жизнь и её плоды на виду. Если есть в этом какой—то человеческий пример, способный помочь, пусть им и воспользуются и не требуют от старика новых мудростей».
Что входит в понятие «профессиональный писатель»? Теперь об этом спорят, пытаясь отделить прытких изготовителей массолита (массовая литература — наше прим.) от играющих словами и смыслами литературных гурманов, сетуя, что понятие «профессиональный писатель» в отечественной литературе всё более девальвируется, что на гонорары никто прожить не может. Но какое бы ни вкладывалось значение в определение «профессиональный писатель», Иван Петрович Шамякин, несомненно, им был. Жить для него — значило писать. И он творил до последнего дня своего.
Иван Петрович Шамякин родился 30 января 1921 года в деревне Корма Добрушского района Гомельской области в семье лесника, которая располагалась на границе государств: Беларуси, Украины и России. Его детство прошло в родном селе. Быть может, именно красота родного края, знание трёх языков и помогли развить литературный дар будущего писателя.
В 1940 году он окончил Гомельский техникум строительных материалов и был призван на службу в ряды Красной Армии. В этом же году, после окончания учёбы, женился.
Его избранницей стала Мария Филатовна, с которой писатель был знаком с пятого класса. Счастливый брак продлился 58 лет. Своей супруге, покинувшей этот мир раньше него, Иван Петрович посвятил произведение «Неповторимая весна» и «Славься, Мария».
Во время Великой Отечественной воевал на Севере, на Карельском фронте, участвовал в боях под Мурманском, в освобождении Польши. Отличался воинской доблестью и немалыми организаторскими способностями, о чём свидетельствуют боевые награды, а также и то, что войну начал сержантом, был комсомольским вожаком, а в 1944 году стал комиссаром отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, офицером-политработником.
Шамякин был знающим пропагандистом и интересным рассказчиком, поэтому бойцы слушали его с удовольствием. Для начальства он составлял всевозможные рапорты, выпускал стенгазету, боевые листки.
В 1941 году написал и опубликовал свой первый рассказ «В снежной пустыне», посвящённый боям с немецко-фашистскими захватчиками на Севере, где воевал в начале войны. Печатный дебют произошёл в военный период в газете «Часовой севера». В 1944 году написал рассказ на белорусском языке «У снежнай пустыні» (опубликован в 1946 году).
Воинскую часть, в которую входил 33-й отдельный зенитный дивизион, в начале 1945 года перебросили в Польшу (в Познань), а потом в Германию. Там, на Одере, Иван Шамякин и встретил Великую Победу.
Демобилизовался Иван Шамякин осенью 1945 года. Вернувшись в родные края, стал работать учителем литературы и языка, вечерами в колхозе проводил семинары агитаторов. Ночами, живя в полуразрушенной землянке, при керосиновой лампе писал рассказы и повести о минувшей войне. Учился на заочном отделении Гомельского педагогического института имени В.П.Чкалова, окончил Республиканскую партийную школу при ЦК КП(б)Б.
Ещё во время учебы в техникуме Иван Шамякин начал писать стихи. Сам писатель вспоминал, что на заседании литературного объединения при газете «Гомельская праўда» были раскритикованы в пух и прах его стихотворения. Тогда Шамякин и решил, что поэт из него не получился, и взялся за прозу.
Шамякин рано возмужал на полях битв Великой Отечественной войны. На её дорогах получил большой жизненный опыт. На долю поколения, к которому принадлежит писатель, выпали невероятно тяжелые исторические испытания. Бессмертные подвиги ровесников навсегда вошли в рассказы, повести и романы Ивана Шамякина.
В 1947 году Иван Шамякин был назначен старшим редактором Белорусского государственного издательства, затем был главным редактором альманаха «Советская Отчизна». В том же году стал членом республиканской писательской организации.
Более двадцати лет работал Шамякин в руководстве Союза писателей БССР. В 1980 — 1992 годах был главным редактором издательства «Беларуская Энцыклапедыя» имени П.Бровки.
Иван Шамякин был также и активным общественным деятелем. В 1971-1985 годах он возглавлял Верховный Совет БССР, неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и БССР, был членом ЦК КПБ, председателем Белорусского комитета защиты мира. В 1963 году посетил США в составе белорусской делегации на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, своё впечатление от поездки он передал в дневнике «Два месяца в Нью-Йорке».
Творчество Ивана Шамякина повествует о наших современниках, о судьбе тех, в чьё детство ворвалась Великая Отечественная война и осиротила их. Рисуя своих героев, тружеников села, мужественными и честными, трудолюбивыми, щедрыми душевно, автор ставит в романе острые морально-этические проблемы. Произведения писателя обеспечиваются его биографией, жизненным и духовным опытом, свойственным ему чувством пути, а также непрерывным движением самой литературы, что в своей совокупности также находит отражение в его книгах.
Иваном Шамякиным написано много произведений, и все они стоят рядом с романами и повестями Якуба Коласа, Максима Горецкого, Кузьмы Черного, Михася Лынькова, Михася Зарецкого, Ивана Мележа и других писателей, составляют многотомную летопись минувшей эпохи, ярко и всесторонне раскрывают судьбу белорусского народа в XX века. Каждая его книга содержит ценное духовное и моральное содержание, а это даёт нам возможность почувствовать и понять, как жили люди в определённое время, что их волновало, во что они верили, о чём мечтали …
Одним из первых в советской литературе он начал разрабатывать тему Великой Отечественной войны. Первый его рассказ «В снежной пустоши», повествующий о военных буднях, появился в 1944 году. Теме войны было посвящено и следующее произведение писателя — повесть «Месть» о событиях военного лихолетья, написанная в 1945 году и опубликованная в журнале «Полымя».
По романам и повестям Ивана Шамякина можно проследить военную и послевоенную историю нашей страны. Всенародная борьба против фашистских захватчиков стала темой и первого романа Шамякина «Глубокое течение». Это написанное в 1948 году произведение было высоко оценено читателями и критикой.
Перу Ивана Шамякина принадлежит и самое масштабное в белорусской литературе произведение о войне — пенталогия «Тревожное счастье», основанная на фактах из собственной жизни писателя и судеб его близких людей. В этот цикл вошли книги «Неповторимая весна», «Ночные зарницы», «Огонь и снег», «Поиски встречи», «Мост».
Иван Шамякин всегда держал руку на пульсе времени. Для своих произведений он выбирал актуальные вопросы, волнующие общество, со всей силой таланта и обостренного гражданского чувства поднимал важнейшие социальные и морально-этические проблемы современности.
Романы «Криницы», «Сердце на ладони», «Снежные зимы», «Атланты и кариатиды», «Возьму твою боль» и другие книги писателя вошли в золотой фонд белорусской литературы.
В 1990-е годы одна за другой вышли в свет его повести «Сатанинский тур», «Повести Ивана Андреевича», «Падение», «Одна на подмостках», «Бумеранг», в которых писатель поднял проблему сохранения общечеловеческих духовных и моральных ценностей. Выступил Иван Шамякин и как историк. В романе «Петроград-Брест» раскрыты неизвестные страницы истории. В историческом романе «Великая княгиня», написанном в 1996 году, писатель поднимает проблему возвращения к Богу.
Также творчески, плодотворно и самоотверженно народный писатель Беларуси Иван Шамякин работал и в последние годы жизни. Написанные им повести «Поиски приюта», «Губернатор» стали ярким явлением в современной белорусской литературе. Многие факты, положенные в основу произведений Ивана Шамякина, были взяты из самой жизни. Тенденция обращения к жизненному опыту особенно очевидна в его дневниковых записях «Размышление на последнем перегоне».
За роман «Глубокое течение» И.П.Шамякину присуждена Государственная премия СССР, а за романы «Тревожное счастье» и «Сердце на ладони» писателю присуждена Государственная премия БССР.
Почему эти романы заслужили столь высокую оценку? О чём пишет автор? И почему герои этих романов нам так близки?
Роман «Сердце на ладони», удостоенный Государственной премии БССР, посвящён жизни белорусского народа, героически боровшегося за свободу и процветание Родины в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Проникновенно, с большой любовью к людям рисует автор патриотизм своих героев, богатство их духовного мира, святость дружбы, борьбу за высокие идеалы коммунистической морали.
В художественной литературе многие писатели озабочены проблемой воспитания молодежи. Эта тема актуальна по разным причинам.
Во-первых, это внутренние переживания писателей о наличии какого духовного стержня и простых жизненных понятий (таких, как добро, любовь, дружбы) у современной молодежи. Это характерно для литературы уже нашего времени. Во-вторых, это проблема воспитания молодежи в социальном плане.
Иван Шамякин принадлежит к поколению писателей, молодость которых была опалена и закалена войной. Возможно, по этой причине большинство его произведений так или иначе связано с событиями Великой Отечественной войны. Он поднимают жизненные и очень вaжные для каждого темы: работа, отношение к делу, которому служишь, быт, любовь, семья, дружба, выбор, совесть. Это делает каждое произведение Шамякина неповторимым и привлекательным для читателей. Cюжеты его произведений увлекательные, образы не только убедительны, но и эстетические. Занимательность, динамичность и острота сюжетов достигается тем, что писатель проводит своих героев через все те испытания, которыми ежедневно проходим все мы.
В центре многопланового романа «Сердце на ладони» жизнь двух семей: известного хирурга Яроша и журналиста Шиковича — и их борьба за высокие идеалы коммунистической морали. Большой дружбой и общностью интересов связаны эти семьи. Сильные духом, самоотверженные труженики и искатели, они живут интересной и яркой жизнью. Любопытна линия молодых представителей этих семей: Маши, Славика, Тараса и других. Со многими людьми и судьбами, переплетёнными в замысловатом, интересном сюжете, познакомит этот роман.
Так образность героев войны можно проследить по литературному герою Кирилла Шиковича.
Это один из главных персонажей романа — бывший фронтовик, который в мирное время зарекомендовал себя как талантливый и принципиальный журналист, писатель. Образ этот можно рассматривать в двух аспектах: как человека и как гражданина.
Как человек, он добродушный, мягкий, любит комфорт, спокойствие, свою семью, свою работу. Увлекшись работой, он теряет контроль за собственным сыном и очень переживает, узнав, что его Славик вырос негодяем. Он предпринимает попытки воздействовать на сына, но в одиночку цели не достигает. Несмотря на тягу к спокойствию и комфорту, он занимает принципиальную и активную позицию, узнав об афере Гукана от своего друга Яроша. Шикович помогает Ярошу разоблачить Гукана, несмотря на его сильные позиции во власти. Он проявляет дружескую верность и гражданскую принципиальность, помогая Ярошу устроить судьбу Зоси Савич, которой Гукан сломал жизнь. Шемякин рисует нам портрет интеллигента-коммуниста, который в мирное время, на вершине успеха потерял внимательность и расслабился, но при первой же надобности он включается в борьбу за справедливость, твёрдо идёт до конца, рискуя карьерой и добрым именем и побеждает вместе с товарищем.
Наше восхищение дружбой Яроша и Шиковича нельзя лучше выразить, как через осознание 3ocи:
«Всегда хорошо от иx вот такой дружбы».
Так думает Зося, наблюдая тёплые, искренние отношения между друзьями, внешне такими разными. Наблюдая, соглашаемся с мыслью писателя и мы: действительно, искренняя дружба может быть между толстым и тонким, высоким и низкорослым, импульсивным и сдержанным, но главное, что между ними должно быть общим — честность.
Но наибольшим писательском мастерством, настоящей художественностью выделяется образ Славика Шиковича. Это самый несчастный образ.
Автор пытается именно через образ Славика показать одну из главных проблем романа — проблема отцов и детей. Родители Славика ищут ответа на вопрос, почему так получилось, что их сын растёт циником и хулиганом. Отец — инженер человеческих душ, а на душу сына почти никакого влияния не оказывает. Мать — сеятель разумного, доброго, вечного. Родители заботились о нём всю жизнь, но не сумели воспитать его в духовную плане. В тех условиях, когда говорили одно, думали — другое, молодёжи понять, почему так было, трудно. Автор как бы говорит, что помимо удовлетворения физических нужд ребенка, родители должны быть способны образумить духовный мир юноши, что, как мы видим, актуально и поныне.
Шамякин утверждает, что если такое взаимопонимание есть, тогда и дети имеют возможность повлиять на родителей. Конечно же, работа и окружение также повлияли на Славика.
Писатель доводит, что правда собственной истории нужна народу как необходимое условие его существования. Если человек равнодушен к прошлому, он равнодушен и к современности.
Произведения Шамякина прошли испытание временем и не утратили своей актуальности и поныне.
Умер Иван Шамякин (фото последних лет жизни можно видеть выше) 14 октября 2004 года; причиной смерти считается сильная тоска по ушедшей шестью годами ранее супруге. В честь белорусского писателя переименована одна из улиц столицы Беларуси.
На фасаде дома в Минске, где Иван Шамякин прожил 37 лет, установлена мемориальная доска; его имя присвоено Мозырскому государственному педагогическому университету.
О жизни Ивана Шамякина сняты документальные фильмы «Пока есть сила» и «Мгновения жизни».
Но главной памятью о писателе служат его книги. Произведения Ивана Шамякина, став классикой белорусской литературы, любимы и сегодня.
Имя писателя хорошо знают как в близком, так и дальнем зарубежье. Его книги выходили на пятнадцати языках народов бывшего СССР и переводились на польский, чешский, испанский, китайский и другие языки. Многие произведения Ивана Шамякина получили вторую жизнь на театральных сценах и киноэкранах.
Предлагаем вспомнить фильмы, которые были сняты по мотивам произведений белорусского мастера слова.
Экранизация произведений Ивана Шамякина:
1964 — Криницы (по мотивам романа «Криницы») (реж. Иосиф Абрамович Шульман, «Беларусьфильм»).
1964 — Сердце на ладони (по мотивам романа «Сердце на ладони») (реж. Виктор Григорьевич Карпилов, «Белорусское телевидение»).
1973 — Хлеб пахнет порохом (по мотивам повести «Эшелон в Германию») (реж. Вячеслав Александрович Никифоров, «Беларусьфильм»).
1978 — Торговка и поэт (экранизация повести «Торговка и поэт») (реж. Самсон Иосифович Самсонов, «Мосфильм»).
1980 — Атланты и кариатиды (экранизация романа «Атланты и кариатиды») (реж. Александр Захарович Гуткович, 8 серии, «Белтелефильм»).
1980 — Возьму твою боль (по мотивам романа «Возьму твою боль») (реж. Михаил Николаевич Пташук, «Беларусьфильм»).
1980 — Свадебная ночь (по мотивам повести «Торговка и поэт») (реж. Александр Яковлевич Карпов, «Беларусьфильм»).
1994 — Эпилог (по мотивам повестей И. Шамякина) (реж. Игорь Михайлович Добролюбов, «Беларусьфильм»).
2005 — Глубокое течение (по мотивам романов «Снежные зимы» и «Глубокое течение») (реж. Маргарита Наимовна Касымова и Иван Михайлович Павлов, УП «Национальная киностудия «Беларусьфильм»).