Рецензия на Сериал Теория большого взрыва от проекта Научи хорошему.
Теория Большого взрыва (англ. The Big Bang Theory) – американский ситком, стартовавший в 2007 году и повествующий о четырех друзьях-физиках. Сериал завоевал бешеную популярность и большое количество наград. Количество его фанатов во всём мире исчисляется десятками миллионов, но большинство из них обсуждают лишь внешнюю оболочку ситкома, его эмоциональную привлекательность, и не хотят задумываться о том, чему учит этот сериал и какую идеологию продвигает массовой аудитории.
Как это часто бывает с американскими сюжетами, за привлекательной оберткой скрывается гнилая начинка: воспевание глупости (несмотря на то, что главные герои – гениальные ученые), пропаганда пошлости и развратного поведения, продвижение толерантного отношения к извращениям, принижение семейных ценностей, превознесение эгоизма, искажение социальных ролей мужчин и женщин.
Сначала основными персонажами являются Леонард, Шелдон, Радж, Говард и Пенни. В последующих сезонах постоянными персонажами также становятся Эми и Бернадетт.
Леонард – ученый-физик, сосед Шелдона по квартире, коллега и друг Раджа и Говарда. Влюбляется в свою соседку Пенни, неуклюже пытается добиться ее. Они то встречаются, то расстаются на протяжении 8 сезонов, но все-таки женятся в 9 сезоне.
Шелдон – гениальный ученый-физик, который, судя по его поведению, обладает ярко выраженными проблемами с психикой (чрезмерная скрупулёзность в малозначимых вещах, преувеличенные страхи и так далее). С третьего сезона в его жизни появляется Эми, которая из всех сил старается завоевать его любовь.
Радж – астрофизик из Индии, страдает избирательной немотой в присутствии женщин, с которыми может разговаривать только в подвыпившем состоянии (в 6 сезоне избавляется от этой болезни). Время от времени вступает в непродолжительные отношения с женщинами.
Говард – инженер, еврей, живет вместе со своей матерью. Сексуально озабочен, постоянно пытается подкатить к какой-нибудь девушке с помощью пошлых фраз. В конце концов, женится на Бернадетт, подруге Пенни, и переезжает к ней.
Эми – нейробиолог, появляется в сериале после того, как Радж и Говард ради шутки решили устроить Шелдону свидание с его женской копией. Она становится частью компании друзей, заводит дружбу с Пенни и Бернадетт. Эми влюблена в Шелдона и пытается понравиться ему как девушка.
Бернадетт – микробиолог, работала вместе с Пенни в кафе, чтобы оплатить учебу в аспирантуре. Позже стала женой Говарда.
Исходя из того, что сериал назван в честь научной теории (которая многими сегодня всё чаще ставится под сомнение), а его главные герои являются учеными, можно было предположить, что он будет продвигать интерес к науке и стимулировать людей узнавать что-то новое, что его персонажи будут являться примерами образованных и интеллектуальных людей. Но как бы не так.
Главные герои (Леонард, Шелдон, Радж, Говард), несмотря на свою гениальность, обладают крайне низким культурным уровнем и по поведению больше похожи на подростков. Они, будучи взрослыми мужчинами, являются ярыми фанатами комиксов, могут часами их обсуждать, тратить большие суммы на покупку фигурок героев комиксов и прочих аксессуаров. Их любимые фильмы и сериалы — Звездные войны, Индиана Джонс, Стар Трек, которые они пересматривали много раз, то есть фильмы, которые созданы, в первую очередь, для развлечения. Даже манера одеваться главных героев больше подростковая — футболки с героями комиксов, кеды, толстовки.
Главные герои практически не читают книг (кроме непосредственно относящихся к их профессии, либо литературы из серии «лёгкое чтиво»), не интересуются никаким искусством (разве что Леонард играл на виолончели пару раз), ни историей, ни политикой. Их интеллектуальность крайне поверхностна, предельно узко специализирована.
У Шелдона есть разные увлечения, например, поезда и флаги, но эти увлечения чаще проявляются как зацикленность и даже одержимость, а не здоровый интерес к теме.
Высокий интеллект героев показан очень абстрактно, как в комиксах — они просто пишут непонятные формулы на доске и говорят непонятные слова. Мы не узнаем что-то полезное о науке (научной терминологии в сериале предостаточно, но она используется хаотично и лишь для того, чтобы вызвать смех, а не пробудить интерес у зрителя), не видим их ход мысли, не видим, как они применяют свои способности в жизненных ситуациях. Мы считаем их умными, потому что нам так сказали. По существу, их гениальность могли заменить на любую сверхспособность из комиксов, и это бы не сильно повлияло на сюжет сериала.
Вывод: Зрителя убеждают, что умный — это не тот, кто всесторонне развит, много знает, читает и применяет свои знания на деле, а тот, кто носит очки, фанатеет от комиксов и Звездных войн (либо любой другого сферы «развлекалова»), использует непонятную широкой публике терминологию.
В этом сериале нам создают иллюзию дихотомического выбора между двумя образами жизни — быть странноватым, замкнутым, занудным, повернутым на комиксах и видеоиграх умником или быть глуповатым, но зато иметь множество друзей, часто заниматься сексом, употреблять алкоголь, заниматься спортом.
При этом условные «качки» показаны более крутыми, уверенными в себе, сильными, способными за себя постоять, находчивее «ботаников» в простых житейских ситуациях. Это позволяет тем, кто ничего в жизни не добился, почувствовать себя крутым, ведь он, как и «качки» из сериала, любит выпить пиво, плевать хотел на науку и больше заинтересован в случайных сексуальных связях, чем в развитии своей личности.
Нам показывают, что нельзя быть одновременно умным и уверенным в себе, интересоваться наукой и заниматься спортом. За весь сериал был всего один эпизодический персонаж, подходящий под это описание — приглашенный в институт известный ученый, но и тот оказался лицемером, изменяющим своей жене.
Эта искусственно созданная дихотомия особенно ярко проявляется на примере эпизода, когда Шелдон стал соревноваться с 15-летним вундеркиндом из Кореи. Шелдон решает избавиться от соперника, найдя ему девушку. Парень находит себе девушку и бросает науку. Как будто нельзя иметь личную жизнь и одновременно заниматься наукой.
Вывод: Зрителя ставят перед ложным выбором между «качком» и «ботаником», заранее обрезая ему пути для гармоничного развития личности.
В сериале почти у всех персонажей травматическое детство и ненормальные отношения с родителями.
Примеры:
Родители Леонарда развелись (отец изменил жене с официанткой). У них были очень холодные отношения в семье. Его брата и сестру любили и ценили больше – например, бабушка Леонарда в честь выпускного подарила ему свитер, а его брату машину. Семья никогда не праздновал его день рождения. Его мать, блестящий психолог, эмоционально холодна и не понимает значения слов теплота, близость и так далее. Она ставила эксперименты над сыном ради написания своих бестселлеров по психологии.
Родители Раджа показаны ретроградами, которые категорически против отношений своих детей с не-индусами. Когда их спрашивают, как у них дела, они самодовольно отвечают «Мы очень богатые люди в очень бедной стране, так что все отлично». Позже они развелись.
Отец Говарда бросил его в детстве, он никогда его больше не видел. Мать — стереотипная еврейская мамаша, чрезмерно привязывающая к себе сына, не дающая ему стать самостоятельным и постоянно его критикующая. Они постоянно ругаются, Говард часто высказывает пожелания смерти матери.
Про отца Эми нам ничего неизвестно, но благодаря материнскому воспитанию Эми в детстве была одинокой, несчастной и над ней издевались в школе.
Родители Шелдона развелись, отец спился и умер. В сериале много намеков, что невыносимый характер Шелдона объясняется разводом родителей. Он страдал в детстве от того, что мать считала его странным и ненормальным. Мать Шелдона называет своих двух других детей тупыми как бревно. Брат и сестра Шелдона регулярно его били.
Родители Пенни показаны постоянно препирающимися. Мать Пенни — очень нервная и беспокойная женщина. Отец привил своей дочери привычку постоянно хлестать пиво. Брат Пенни только что вышел из тюрьмы за изготовление и распространение наркотиков.
Вывод: Зрителю как бы дают понять, что семья способна причинять только боль, что чем дальше ты от своей семьи, от старших поколений, тем лучше.
В сериале на регулярной основе показываются следующие извращения:
Гомосексуальность
Трансгендерность
Инцест
Мастурбация
Вывод: Под соусом из смешных шуток в массы продвигается идея о том, что гомосексуальность, инцест и трансгендерность являются нормой, что они не извращение, а просто причудливые особенности человека как, например, непереносимость лактозы или любовь к комиксам.
После просмотра сериала складывается впечатление, что у его героев практически нет тормозов, когда дело касается удовлетворения их сексуальных желаний.
Примеры:
Этот список можно еще долго продолжать.
Персонаж Шелдона являет собой квинтэссенцию эгоизма. Он никогда не берет в расчет чувства других людей, постоянно оскорбляет и унижает не только посторонних людей, но и своих друзей. Он думает только о своих интересах, если же ему кажется, что его интересы ущемляются, он готов идти до самого конца, не гнушаясь даже откровенным шантажом. Например, когда девушка Леонарда, Прийя, будучи адвокатом, оспорила его с Леонардом соглашение о совместном проживании в квартире, он угрожал рассказать ее родителям в Индии, что она встречается с белым, зная, что она этого очень боится.
Иногда Шелдон извиняется за свои поступки, но не столько из-за раскаяния, сколько из-за угрозы изменений в привычном для него окружении, к которому он маниакально привязан.
Подобное навязывание эгоизма в качестве приемлемой жизненной позиции в сериале Теория большого взрыва носит системный характер, так как именно Шелдон является самым главным героем сериала, вокруг него все крутится, ему дается больше всего экранного времени и самые лучшие шутки. Волею сценаристов остальные персонажи продолжают с ним дружить, несмотря на то, что это общение явно противоречит здравому смыслу.
Другие герои немногим лучше:
Можно привести еще много подобных примеров.
В сериале регулярно показывается превосходство женщин над мужскими персонажами. Почти все женские персонажи в отношениях обладают либо более высоким социальным статусом, либо являются главными в отношениях. Либо и то, и другое.
Пенни и Бернадетт наделены более высоким социальным статусом, так как в случае расставания им легче будет найти партнеров, чем Леонарду и Говарду, последние понимают, им повезло, что такие женщины обратили на них внимание. Они обе в определенный момент начинают зарабатывать больше, чем их партнеры. Бернадетт даже делает своему мужу дорогие подарки. Именно Бернадетт и Пенни являются главными в отношениях. Это касается и эпизодических персонажей, например, сестра Раджа, Прийя, которая командовала Леонардом, или Эмили, девушка Раджа.
Пенни показана более мужественной, чем мужские персонажи. Она сильнее, может постоять за себя и за парней (в одном из эпизодов Пенни заставила вора отдать виртуальные ценности Шелдона), учит парней рыбалке, любит футбол, не спешит в отношениях, не любит переходить на новый этап в отношениях и признаваться в любви (Леонард на ее фоне выглядит как девушка, переживающая из-за отношений).
Согласно традиционному подходу к отношениям, именно мужчина должен добиваться женщины, тогда как женщине не пристало добиваться мужчины. В Теории большого взрыва мы наблюдаем искажение этих многовековых социальных ролей на примере Шелдона и Эми. Шелдон не проявляет абсолютно никакого интереса к Эми как к девушке, но Эми упорно добивается его симпатии, прилагая огромные усилия. Если это не будет прописано заранее в договоре, она не может даже надеяться на то, что он возьмет ее за руку на свидании.
Никого из главных героев нельзя назвать мужественным.
Леонард, Шелдон, Радж и Говард — закомплексованные, неуверенные в себе, нерешительные, инфантильные и не могут за себя постоять. Шелдон может настоять на своем, но это больше похоже на поведение упрямого и капризного ребенка, а не взрослого и решительного мужчины. Все четверо достаточно трусливы и не способны брать на себя ответственность.
Герои сериала регулярно употребляют алкоголь. Более того, алкоголю придаются различные волшебные положительные свойства, например, под его воздействием Радж не просто может разговаривать с женщинами, а становится настоящим донжуаном. Под действием алкоголя Шелдон и мать Леонарда становятся более человечными и приятными в общении. То есть выпивка показана как хорошее средство социализации.
Сериал «Теория большого взрыва» под видом юмора и преклонения перед наукой и интеллектом пропагандирует разрушительные для человеческого общества модели поведения: глупость, инфантильность, распущенное поведение, эгоизм, искажение социальных ролей мужчин и женщин, принижение ценности семьи, толерантное отношение к извращениям.
Наркотики: Герои регулярно употребляют алкоголь, он помогает многим из них стать более уверенным в себе.
Секс: Эта тема является основной в сериале, большая часть сюжета крутится вокруг попыток главных героев с кем-нибудь переспать.
Насилие: Отсутствует.
Мораль:
Сериал нацелен на дискредитацию традиционных семейных ценностей, пропаганду распущенности и потакание примитивным потребностям.