Одним из самых важных навыков в переполненном информацией обществе является поиск. Информация, которая нам нужна скорее всего уже есть, осталось только её найти. Об этом (поиске в интернете) даже пишут книги. И всё было бы хорошо, если задача касалась бы только всемирной сети. Однако существует область, где всесильные поисковики недоступны и "погуглить" в принципе невозможно. Речь идёт про нашу память, а точнее про её материальное обеспечение. Дело в том, что при чтении книг, книги эти не копируются в мозг, но отображаются. Причём с потерями.
Наличие библиотеки прочитанных книг не гарантирует оперативность выборки нужных цитат и ассоциативных связей. И вопрос в том, как эту систему связей создать.
Решаемая проблематика
Читая очередной научный труд, руки тянутся к карандашу, к «[разного рода]ноту» (из бумаги или программных). Но зная себя (или не веря в себя), обреченно эти потуги гасишь, поскольку будущее клочков бумаги или даже электронных заметок туманно. Некоторые пропадают навсегда с очередной переустановкой «винды», некоторые всплывают при переезде за шкафом, многие дразнят своей насыщенностью и обилием в конкретной папке, но совершенно не по теме. Намерившись в очередной раз что-либо найти по нужной тематике из прочитанного ранее рискуешь потерять день на разгребание странной сформировавшейся «как бы на эту тему» кучи, а нужного (ну я же точно помню, что-то было!) — не найдешь. Не помогают разного рода метки или теги, рубрики, папки. Сперва ты относил эту мысль к одному разделу, потом приписал к нему другую мысль, когда снова открыл уже и не понятно, как в этот эпизод связан с оригинальным текстом, а главное, этот текст опять приходится снова искать, место в нем эпизода…
На этом фоне кудесниками коры головного мозга предстают образы ученых мужей, способных в монографии оперировать тысячами отсылок и цитат оригиналов, приведенных в списке литературы к ней. С мантрой «надо было меньше пить в юности», с тоской читая о возможностях тренировки памяти, судорожно ищешь какой-то программный «костыль» для компенсации своей убогости сейчас, пока еще память не достаточно окрепла, ничего в результате путного не находя.
Но не все так печально, поскольку есть надежда, что предлагаемое решение позволит не только помочь в конспектировании (хранении), но и создаст некую мозаичную картину представления материала, при чем главное — распространения мозаичного представления этого материала среди потребителей-кооператоров (тема кооперации сейчас актуальна).
Существующие на сегодняшний день решения (вики, поисковики, блокноты) не позволяют реализовать весь требуемый функционал. Требуется некоторое их развитие. Предлагаемая к разработке система хранения информации должна решать эти проблемы.
Предполагаемый алгоритм работы с системой
Далее попытаюсь описать общие планы, как это видится в процессе использования, по механизмам пока идей нет. Открываем на устройстве (планшет, телефон, ПК) программу-клиент. Открываем ресурс (эл.книгу, сайт, свой текст) и начинаем работать с информацией.
1. Все нижеописанные работы только по необходимости, конечно:
1.1. Применяем «
Интегральный алгоритм чтения», то есть записываем (возможно, при помощи горячих клавиш — выделил и клавишей внес в соответствующую графу):
Интегральный алгоритм чтения
- Наименование (книги, статьи)
- Автор
- Источник и его данные (год, №)
- Основное содержание, тема
- Фактографические данные (при помощи работ №2 и №3)
- Особенности излагаемого материала, которые, кажутся спорными, критика (при помощи работ №2 и №3)
- Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе (при помощи работ №2 и №3)
1.2. К конкретному отрывку применяем «Дифференциальный алгоритм чтения» (так же можно подумать о горячих клавишах)
Дифференциальный алгоритм чтения
- Выделение ключевых слов
- Выявление смысловых рядов
- Выявление цепи значений
1.3. Отнесение отрывка текста к определенному классификатору с использованием работы №2, то есть при
Работа с классификатором
- Выделение ключевых слов
- Выявление смысловых рядов
- Выявление цепи значений
можно их отнести к определенному классификатору, виду работы №1 (фактология, критика, комментарий, особенности, новизна и пр).
1.4. Добавление своих комментариев по классифицируемой теме
1.5. Добавление ссылок по классифицируемой теме
1.6. Добавление ассоциаций (не прямое классифицирование) в виде разделов того же классификатора
1.7. Добавление сведений для «процессного мышления», меры процесса, описанного в тексте. (ссылка на начало процесса, временной интервал, ссылка на продолжение процесса)
В результате работы с текстом мы имеем несколько экземпляров «объектов хранения». Каждый объект состоит из (реквизиты):
Реквизиты объекта хранения
- Наименование (строка)
- Автор (ссылка на объект справочника Авторы)
- Источник и его данные (строка)
- Основное содержание, тема (ссылка на объект справочника Классификатор)
- Набор слов, содержание (строка)
- Ссылку на родительский объект (такой же объект хранения), этим выстраивается иерархия
- Тип объекта (Оригинал, смысловой блок, комментарий, процесс, ассоциация, критика, практика, что-то еще в списке для выбора)
- Вид объекта (текст, видео, аудио, ссылка, что-то еще в списке для выбора)
- Дата, время (для процессов или по необходимости)
- Геолокация, для представления на карте, группировки по странам и т.п. (координаты)
2. Использование объектов хранения
2.1. Обзорное
при упоминании об источнике (ресурсе, объекте), с которым мы уже работали, появляется возможность напомнить себе, в чем там было дело. Картина такая: открываем внутренний поиск, выбираем тип «оригинал», вид (например текст), автора, открываем из появившегося списка нужный объект. Форма обзорного просмотра должна содержать максимум информативности при минимуме усложнений восприятия :). То есть реквизиты и под ними каким-то образом упорядоченные дочерние объекты хранения. По которым также видна детализация проведенной работы. Скорее всего по интегральному алгоритму надо выдавать сначала фактологические дочерние объекты хранения, потом особенности, критика, новизна, ссылки и пр. Если это составная часть процесса, выделять отдельно.
2.2. Мозаичное
через объект хранения можно посмотреть его место в системе классификатора. Представляю это так: по ссылке из формы объекта переходим на форму представления конкретного классификатора и видим место объекта среди других объектов хранения одно с ним уровня иерархии, и если позволяет размер поля - родительские уровни иерархии.
2.3. Процессное
через объект хранения можно посмотреть его место в общем течении процесса
В принципе, процесс и классификатор можно объединить в одну сущность. Тогда пункты 2.2 и 2.3 сливаются.
3. Кооперация с другими исследователями
3.1. Помощь
возможно делиться ссылками на объекты хранения. Для этого (пока вижу так) необходим доступ к интернет, серверная часть программы с http сервером. Получив ссылку, товарищ может :
3.1.1. скачать объект, внедрив его в свою систему классификаторов (назначением определенных при скачивании) или заимствовав одновременно со скачиванием классификатор(ы) помощника
3.1.2. открыть «мозаичную форму» или "процессную форму» объекта (см.2.2) и увидеть местоположение его в системе помощника. При этом становятся доступными все соседние объекты хранения помощника для скачивания
3.2. Представление
Возможность вывода содержимого базы, «мозаичную форму» в виде иерархического представления в виде страницы ссылок. При нажатии на ссылку происходят действия 3.1. Либо средствами серверной части программы с http сервером, либо публикацией на распространенные движки по правилам конвертации.
3.3. Поиск
При поиске обычными для интернета средствами мы находим страницу представления (3.2) и видим ее в структуре классификатора
Если представить структуру ссылки в системе определенным образом, то появляется возможность указывать в строке поиска конкретные места конкретных классификаторов,что отсеивает большинство спама поисковых систем.
Система заведомо предполагается без единой базы данных для безопасности, независимости, производительности. Но с возможностью построения независимых выборных «обзоров» и пр. на своих носителях.
Можно продумать систему сканирования базы на предмет битых ссылок с выдачей рекомендаций к пересмотру и многое другое.
Сейчас просто необходимо эту систему создать, и работа уже ведется над принципами организации внутренних ссылок.
От вас просьба покритиковать систему вообще и «узкие места» узлов, принципов.
Система предполагается быть полностью бесплатной, без всяких намеков на нехватку продуктов питания у автора (см.
рассказ Экономы).