Фильм «Прибытие» вышел на российские экраны 11-ого ноября 2016 года, к этому моменту уже собрав приличное количество номинаций и наград на различных кинофестивалях. В России картину посмотрели чуть более 1 млн. зрителей. Могло бы быть и больше, если бы рекламная кампания не акцентировала внимание аудитории на политической тематике фильма, которая на самом деле присутствует в малом количестве и выглядит откровенно слабо. А вот главная идея фильма наоборот очень интересна и достойна внимания. Но обо всём по порядку.
Фильм описывает историю прибытия на нашу планету инопланетян с какой-то важной, но пока непонятной для землян миссией. На фоне этого грандиозного события постепенно открывается история одной женщины, история жизненная, в чем-то даже бытовая, но уникальная тем, что героиня совершает непонятный для многих поступок. Поступок, обрекающий её как на страдание, так и на счастье.
Лингвистка Луиза Бенкс – одна из лучших в своем деле. Она увлечена профессией, преподает в университете и ведет скромную и весьма обыденную жизнь. Когда на Землю неожиданно в разных местах приземляются почти полтора десятка инопланетных кораблей, именно к Луизе обращаются люди из ЦРУ и просят сотрудничать с ними на благо США и, конечно же, всего мира. Луизе предстоит возглавить делегацию лингвистов США, чья задача узнать ответ на один единственный вопрос – «зачем вы здесь?».
Если она не сделает этого вовремя, горячие головы военных начнут атаку на незваных гостей, что, естественно, может закончиться крайне плачевно для всего человечества. В процессе общения с инопланетянами главная героиня начинает расшифровывать их письменность, вместе с физиком Яном Донелли они общаются с гепотоподами (так назвали инопланетян за их 7 конечностей), записывают символы, изображаемые ими, пытаются их классифицировать и привести в порядок.
Тем временем в мире творится неразбериха и хаос, люди в замешательстве, военные готовятся к наступлению. Зритель видит множество экранов с изображением людей разных стран. Руководство государств не смогло выстроить конструктивный диалог, и каждая страна продумывает свой план действий.
Во время работы по расшифровке инопланетного языка у Луизы начинают возникать видения, которые дают ей понять, что из-за попытки мыслить на языке инопланетян она переняла часть их способностей, часть их мышления. Она начинает осознавать то, о чём раньше даже не задумывалась. Теперь главной героине предстоит решить, как поступить со знанием, которое ей стало доступно, и как жить дальше.
Будущие земляне в фильме описываются как высокоразвитая раса, которая спустя тысячу лет станет весомым игроком в межпланетном пространстве. Это маленькая, приятная особенность фильма, которую можно добавить в копилку его добрых смыслов. Момент хоть и не главный в фильме, но учитывая, какой апокалиптический образ будущего обычно навязывает зрителям Голливуд, это прямо противоположная и приятная картина мира.
Хоть это и покажется непривычным большинству любителей современной фантастики, но насилие в фильме представлено, как несомненное зло, и все главные герои пытаются предотвратить межпланетный конфликт. Один тот факт, что инопланетяне не показаны кровожадными захватчиками ресурсов, а представлены высоко разумной цивилизацией, которая попала на Землю с определенной мирной, хоть и не совсем бескорыстной, целью, уже выгодно отличает эту картину в лучшую сторону.
Также авторы наглядно показали технологии раскачивания толпы с помощью телевидения и интернета на необдуманные военно-революционные действия. Средства массовой информации, ставящие во главу угла исключительно корыстные интересы и не заботящиеся об обществе в целом, в погоне за сенсацией и шумихой чуть не спровоцировали трагедию.
Единственным серьезным «проколом» фильма является именно то, на чем была построена его рекламная кампания. В фильме показаны несколько стран, куда приземлились пришельцы. Их выбор весьма своеобразен и не понятен ни географически, ни политически. Более того, самой злобной и военно-настроенной страной является… нет, как ни странно не Россия, а Китай. Но Россия идет за ним на втором месте. При всем этом точка приземления инопланетян в России настолько огромна, что фиксирует не то Крым, не то Украину, не то Красноярск, а вторая точка в России называется отдельно – Сибирь, словно это отдельная от России часть… Да и сам расклад в выборе самой воинствующей нации выглядит слегка… неправдоподобно, и среди перечисления наций, что истребляли менее цивилизованные народы, почему-то не упомянули Америку. Хотя это как раз таки умышленное замалчивание и двойные стандарты США.
Примечательно, что политической линии не существовало в оригинальном рассказе, по которому снят фильм, – это лишь современная придумка американских режиссеров, которые попытались аккуратно вплести её в сюжет. К счастью, она столь слаба и непродуманна, что выглядит, скорее, фоном и не является большим минусом, портящим картину, а служит примером того, что политика и массовый кинематограф – это взаимосвязанные вещи.
Фильм доносит до зрителя очень важную мысль, что и без помощи инопланетян человечество само может уничтожить себя из-за своей неспособности договариваться и решать глобальные проблемы. Вместо единения перед общей угрозой, перед неизведанным и требующим общих усилий, страны и их лидеры продолжают мыслить категориями конкуренции и личных интересов. Но именно тупиковость этого пути и предстоит осознать землянам, чтобы построить то светлое будущее, о котором каждый мечтает.
От высоких тем и политически-военных баталий мы переходим в пласт собственной психики, собственного внутреннего диалога, и вопрос, который задается зрителю и зрителям на самом деле не «зачем они здесь?», а «смогу ли я так?». Многие люди сталкиваются с выбором – может быть, отвергнуть то, что в будущем принесет страдания? Может быть, избавить себя от мук? Уйти с прямой дороги, несущей возможные или реальные боль и трудности. Уйти ради собственного успокоения, пожалев себя, свою душу, психику, уйти в сторонку, волоча серое, но до поры до времени спокойное существование…
Луиза Бенкс кинематографическим чудом оказывается в такой же ситуации, но перед гиперболическим выбором – свобода, страдание или… Луиза находит третий путь – счастье. То, что видят немногие в её ситуации, но почему-то видит она.
Вопреки привычным шаблонам фильмов про супергероев, персонаж Луизы Бенкс, не наделённый сверхспособностями, особой внешностью или другими атрибутами избранности, демонстрирует одну из самых сильных историй, поскольку, когда зритель понимает, что именно совершила и выбрала Луиза, то оказывается перед вопросом – а как бы он поступил на её месте? Хватит ли смелости, силы духа на то, чтобы просто быть счастливым в такой ситуации? Ведь самая большая трудность не в самом выборе, а в его принятии каждый день, каждый час своей жизни.
Тот самый вопрос, что встаёт перед зрителем, Луиза в финале задает одному из своих друзей, он отвечает, что выбрал бы любовь и счастье. Героиня знает, что это ложь. Знает, что он выберет, но прощает ему это вранье, которое он сам даже не осознаёт. Эта сцена заставляет зрителя ещё пристальней взглянуть на самого себя. Ведь сказать, что сделаешь правильный выбор (если достаточно взрослый, чтобы понимать, что это единственно верный путь) и на самом деле совершить его – это не одно и то же.
Наркотики: Одна сцена с вином.
Секс: Отсутствует.
Насилие: Присутствует в небольшом количестве, порицается главными героями.
Мораль
Фильм поднимает как актуальные глобальные вопросы способности человечества объединяться и решать общие задачи, так и рассказывает притчу об отношении к жизни, об отношении к отличающимся от тебя существам, является примером не наивного, но глубокого и созидательного мышления.