Когда человек говорит: «Я счастлива! Я счастлив!» — этим он выражает хорошее, позитивное или возвышенное внутренне состояние своей души. Что же такое счастье? Как человек может стать счастливым?
Можно ли купить, подарить или например, найти или потерять счастье? Один человек считает, что купив машину — он будет счастлив. Другой думает, что счастье — это семья, третий — что счастье это быть с любимым человеком, а четвёртый — то, что у него есть кошка или собака.
Если человек счастлив, то как долго может продлиться его счастье, как удержать своё счастье и можно ли вообще его удержать? А может быть человеку только кажется, что он счастлив, просто потому что он не видел ничего другого и ему не с чем или не с кем сравнить. Иногда счастье поджидает где-то рядом, а иногда нужно преодолеть многие тысячи километров, чтобы найти своё счастье.
Древнегреческое слово «счастье» принято расшифровывать, как судьбу человека, оберегаемого богами, то есть, именно такому индивидууму гарантирована счастливая жизнь.
Проследив этимологию слов «счастье», можно заметить закономерность. Древнегреческое слово «Eudaimonia»»(= истинное счастье) составлялось из двух слов — eu (добро) и daimon (божество), т.е. дословно означало, что судьба человека находится под покровительством богов.
В Риме слово «счастье» означало имя богини — Фортуна. Само слово «Fortuna» имело еще два значения — удача и судьба. Богиня изображалась с рогом изобилия, колесом и рулевым веслом. То есть, она олицетворяла божественную милость, которая может быть дана только достойному. Поэтому восприятие счастья как категории в Римской империи было чисто практическим. Это было благосостояние, возможность выполнения желаний и т.д.
Для более низких слоев общества часто счастье обозначало эсктатическое единение с богами, которые могут даровать более достойную жизнь. Позднее подобное отношение к счастью нашло отражение в христианском учении.
В современном русском языке слово «счастье» также имеет несколько значений:
«Удача» в русском языке имеет также несколько значений — это успех, желанный случай, неожиданно успешный исход дела, а также внезапное счастье, хотя ранним значением этого слова была покорность, уступчивость судьбе. То есть, в русском языке слова «удача» и «счастье» с течением времени стали синонимами и означают примерно то же, что и ранее — нахождение под покровительством неких высших сил.
Польский исследователь В. Татаркевич (1886 —1980), написавший фундаментальный труд «О счастье» (год издания 1981), выделил четыре основных значения понятия счастья:
Если посмотреть на само слово, то его смысл сразу раскрывается:
С-ЧАСТЬ-Е
Само слово отражает некоторую причастность к чему-то, а если добавить гласных «ОУ» в начале «И» в конце и получится — соучастие.
И счастье, действительно, раскрывается человеку тогда, когда он соучаствует в жизни других, помогая им реализовать себя: счастлива мама, смотрящая как её ребёнок делает первые шаги (она помогала ему научиться), счастливы влюблённые, соучаствующие в жизнях друг друга, счастлив человек, помогающий, творящий доброе.
Высшая степень такого соучаствия в Жизни как таковой — это помощь Всевышнему, что перекликается: и с древнейшими представлениями славян (когда с едиными Белобогом люди общались и он отвечал их молитвам через жизнь — в этом суть язычества), и с более поздними представлениями (когда люди считали себя детьми богов, а дети — первые помощники родителям), и с уже искажёнными представлениями греков и римлян (оберегание пути человека богами, хотя в этом выражается другой оттенок смысла понятия «счастье»: кто помогает, того Всевышний защищает от напастей, то есть Праведника Бог защищает).
Потому счастливый человек будто окрылён и всё ему удаётся — потому что он пребывает в гармонии с окружающим миром, его действия сонаправлены Промыслу о Мироздании Всевышнего. Потому:
Человек создан для счастья, как птица для полета.
В этом хорошо известном крылатом изречении народная мудрость зафиксировала то обстоятельство, что счастье относится к глубинным сторонам человеческого существования, к самой его природе.
Сейчас много говорят о законах Кармы, о приметах, предвещающих несчастье. В этих вопросах много непонимания и заблуждений. Если родовая генетика угнетена какой-то порочностью, то задача представителя этого рода осмыслить этот порок, изжить его из своей практики и избавиться тем самым от любых кармических воздаяний. Если же этот порок остаётся нормой жизни и в новом поколении, то тогда, конечно, идёт кармическое воздаяние. Но в этих вопросах нет никакой запрограммированности, человек имеет свободу воли и сам формирует свою судьбу, управляя любыми кармическими воздаяниями.
Человек никогда не отвечает за то, что он не совершал, ибо Бог милостив и справедлив. Это только Библейская отсебятина, в книге пророка Исаии (глава 53) допускает истязание Праведника за чужие грехи.
Хотя в той же Библии в книге «Премудрость Соломона» утверждается прямо противоположное, что Бог не может наказывать невиновных за чьи-то грехи. Эту истину Соломона вы не найдёте ни в одной западной Библии, там её вырезали из текста.
Что касается примет, то это очень тонкий вопрос. Если человек имеет устойчивую психику и не верит в них, то по отношению к нему приметы не работают. Это самая верная схема обретения счастья. Если же человек верит в приметы, то для обретения психологического равновесия следует принять защитные меры, типа того, что посмотреться в зеркало, если вы вернулись домой за забытым предметом или не переходить след чёрной кошки первым. Дело в том, что если верящий в приметы человек первым прошёл после пересечения улицы чёрной кошкой, то у него включится алгоритм программирования психики на неблагоприятное событие, а сформировавшаяся мыслеформа даст свой результат в реальной жизни.
Каждый человек должен научиться формировать мыслеформы своего жизненного пути. Если девушка мечтает, к примеру, о хорошем муже, то она обретает его только в том случае, если совершенно конкретно распишет все его качества. И чем более детально она представит себе своего будущего спутника, тем быстрее материализуется её мечта. Работает эта алгоритмика и для конкретной семьи, и для страны в целом. В стране не будет благодатных перемен, если большинство живущих в ней, мечтая о лучшей доле, хочет то ли новой Конституции, то ли севрюжины с хреном. И напротив, если хотя бы у 10 —15 % нашего народа будут сформированы устойчивые мыслеформы того, как должна быть обустроена наша страна, то это мысленное будущее материализуется настолько быстро и полно, насколько детально мы видим эту матрицу будущего и насколько она будет соответствовать Промыслу о мире Всевышнего.
Только тогда, когда наши жизненные пути соучаствуют жизненному пути Всевышнего, мы счастливы:
Пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти — счастливы (Коран, Сура 3:99, 100).
Т.е. мы должны наши мечты о лучшей жизни перевести в некую систематизированную информацию, наделённую мерой. Причём это касается не только личной жизни, но и жизни всего общества. Пока во всех регионах нашей страны не будет чётких представлений по обустройству нашей общей жизни, экономики, государственности, которое обеспечит простое человеческое счастье для большинства народа, схемы гарантированно бескризисного развития нашей жизни, то мы так и будем топтаться на месте.
Ведь Счастье с большой буквы невозможно в окружении несчастных людей, влачащих нищенское существование. Счастлив тот , кто создал вокруг себя своеобразное пространство любви и счастья, включив туда людей, всю окружающую среду и Бога. Быть счастливым за бронёй лимузина, за трёхметровым забором невозможно в принципе.
В настоящее время активно культивируются представления о счастье, как о возможности получения чувственных удовольствий. Такое толкование счастья, восприятие жизни через удовольствия называется гедонизмом. Те, кто привержен ему, всегда были самой несчастной категорией человечества, бессмысленно прожигая жизнь, в страданиях кочуя от одного удовольствия к другому.
Как известно, рождение буддизма связано с именем Будды Шакьямуни. Так вот, именно он огласил так называемые «четыре благородных истины»: жизнь есть страдание, причина страданий — неудовлетворённость желаний, прекращение страданий связано с избавлением от желаний, для избавления от желаний нужно получить знания о «правильной жизни». Так что эти проблемы осмыслены человечеством задолго до нашей эры и выражены известной пословицей:
«Не хочешь быть мудрым — страдай»
Человек становится рабом своих желаний, а следовательно, в конечном счёте и рабом отдельных иерархий, демонических личностей. Невозможно быть счастливым не только в координатах удовлетворения отдельных желаний, но и в координатах отдельных жизненных целей. Достижение или недостижение каждой из них приводит к необходимости каждый раз заново пересматривать жизненные ориентиры, пребывать в бесконечной суете, «в погоне за счастьем», которого нет, пока стремишься к нему, и которое улетучивается ровно в момент его достижения.
Через Душу человека идёт самосовершенствование Всевышнего, поскольку мы со-творцы его творению мира, а потому смысл нашей жизни следует искать не во внешнем мире, а в нас самих, в реализации своего генетически обусловленного и духовного потенциала развития человека. Человечество же вместо развития собственных возможностей изощряется в разработке разного рода технологических протезов, приставок, которые искусственно расширяют возможности глаза, уха и иных органов чувств. Мы до сих пор не поняли, что взирать на мир лучше напрямую, а не через всё совершенствующийся экран телевизора.
При этом по-настоящему счастлив только тот, кто осмыслил бессмертие своей Души и живёт, исходя из представлений о вечной жизни. Подлинно нравственные поступки совершаются теми, кто избавлен от суеты и не связан временем в движении к ясно осознаваемой им цели своего бытия, к развитию собственной психики в сторону истинной человечности. Каждый человек только сам и напрямую может обрести счастье и душевное спокойствие через простую формулу своей жизни:
Чтобы быть счастливым, нужно жить в ладу с окружающими, с Природой, Космосом и Богом.
В конце нашей статьи не хочется делать каких-либо глубокомысленных выводов. Приведём лишь слова Александра Сергеевича, сказанные им тоже в марте:
«Говорят, что несчастие хорошая школа: может быть. Но счастие есть лучший университет (Нащокину, март 1834)».
Каждому самому выбирать.
Будьте счастливы!