Первоисточник информации о вредности мультфильма
В центральных СМИ широкую огласку получила информация о том, что российские психологи составили список вредных мультфильмов. Первое место в этом рейтинге занял сериал «Маша и Медведь», второе — американский мультфильм «Монстр Хай», на третьем — «Губка Боб квадратные штаны», на четвертом — «Том и Джерри». Первоисточником публикации стал сайт Planet today. Новость была опубликована 30 октября и в оригинале выглядит следующим образом:
Российские психологи изучили действие различных популярных мультфильмов на психику детей и составили свой ТОП самых опасных мультсериалов.
Один из самых успешных современных проектов для детей — мультфильм «Маша и медведь» занял первую строчку рейтинга. По словам ученых, из-за того, что главной героине Маше можно безнаказанно капризничать и плохо себя вести, дети могут перенять манеру ее поведения и не понимать, почему они делают что-то неправильно.
Вторую строчку занял американский мультфильм про девочек-монстров «Монстр Хай». Специалисты считают, что лексика, использующаяся в разговорах между главными героями, может существенно испортить словарный запас малышей.
Бронзу «антирейтинга» занял сериал «Губка Боб квадратные штаны», ставший популярный и у более взрослого поколения. По оценке психологов, главный герой — слишком эгоистичное существо, постоянно критикующее взрослых, даже если они дают ему дельные советы.
Интересно, что ставший классическим сериал «Том и Джерри» занял лишь четвертое место, несмотря на то, что в каждой серии один главный герой (мышонок) постоянно издевается над другим (котом), а Том, в свою очередь, постоянно проявляет агрессию.
Несмотря на высокий резонанс, вызванный этой информацией, до сих пор не известно, что за группа психологов подобным образом оценила мультфильмы, и никаких развёрнутых аргументов о вредности мультфильмов в прессе пока не фигурирует. В этой ситуации режиссёр мультика Маша и Медведь Денис Червяцов уже поспешил заявить, что «интернет – это помойка, в которой каждый может написать, что угодно». А психологи, по его словам, скорее всего даже не смотрели мультфильм, да и вообще якобы никто не скажет вам, «как влияет то или иное произведение искусства на психику человека».
Другие издания, такие как Pravda.Ru, стали распространять мнение президента Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолия Северного, который назвал ситуацию с шумихой вокруг мультика Маша и Медведь «провокацией». По его словам, ничего криминального в мультфильме нет, а вредные советы могут якобы быть даже полезны для детей. «Российские психологи не давали такую оценку мультфильму Маша и медведь, это я вам говорю совершенно точно. Да, это антиреклама», – заявил Анатолий Северный, по какой-то причине взявший на себя право выступать от имени всех психологов России.
Хотя ситуация с оглашением списка вредных мультфильмов выглядит действительно странно, призываем читателей не поддаваться на заверения в безопасности мультсериала «Маша и медведь» таких аффилированных лиц, как Денис Червяцов и Анатолий Северный, один из которых говорит, что психология вообще не может оценивать влияние искусства, а второй оправдывает обучение детей вредным моделям поведения.
В качестве аргумента приводим в этой статье интервью гораздо более квалифицированного специалиста – профессора кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктора психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы «Психология массовых коммуникаций», изучающей проблему воздействия СМИ на психику человека и проблему психологической безопасности человека в информационном глобальном пространстве Лидии Владимировны Матвеевой, которая в 2013 году возглавляла Комиссию по мониторингу за исполнением ФЗ 436 «О защите детей от информации…» при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте России.
Давайте для примера рассмотрим, как воздействует на детей мультсериал «Маша и медведь». Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет. Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Именно этот образ, воплощенный, в том числе, и в искусстве. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?
Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается. В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных – все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.
Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.
Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний – ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.
Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?
Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.
На базе этого интервью, а также классификации признаков вредного мультфильма проект Научи хорошему ещё в 2014 году создал видеообзор «Чему учит мультфильм Маша и медведь?». Сразу после того, как ролик начал набирать множество просмотров, он был заблокирован на хостинге YouTube по требованию правообладателей, якобы за нарушение авторских прав. На самом деле это был элемент откровенной цензуры со стороны тех, кто стремится помешать распространению правды о влиянии подобного контента на психику детей. В ответ нашим проектом была проведена акция «Сила в правде», и видеообзор с тех пор распространяется через другие видеохостинги и социальные сети, уже набрав миллионы просмотров.
Надеемся, что нынешняя ситуация с шумихой вокруг мультфильма Маша и медведь привлечёт ещё больше внимания к проблеме вредного мультипликационного контента, заполонившего российский телевизионный экран и в прямом смысле разрушающего психику миллионов детей. Призываем активно распространять правду, которая даже несмотря на цензуру, всегда найдёт себе дорогу.