Сейчас многие говорят об информационной войне и о войне идеологической между Западом и Россией. Позиции в этой войны не так однозначно определены, как это должно быть.
Дело в том, что Запад строит свою критику России и каждого нашего действия, будь то в Крыму, Новороссии или Сирии с позиции либерализма. Эта навязчивая атака как извне, так и со стороны российской пятой колонны, постепенно убедила практически все наше общество – да что там общество! – самое главное, убедила президента, что либерализм – это идеология, враждебная России. А значит, ей надо противостоять.
И здесь возникают два принципиальных момента: как искоренить либерализм, пустивший глубокие корни начиная с 90-х годов в экономике, образовании, культуре, и что предложить взамен. Хорошо, мы единодушно отвергаем либерализм, но что мы ему противопоставляем? Эти два момента тесно связаны: мы не сможем искоренить либерализм, если не найдем ему замены. А носители либерального вируса будут всячески изворачиваться и саботировать изнутри любую попытку утвердить в России полноценную альтернативную идеологию, которая обосновывала бы своеобразие русской идентичности и наш особый путь.
Прежде всего давайте посмотрим, как идеологии в Новое время противостояли либерализму. Это коммунизм и фашизм, включая разнообразные формы национализма. И все? – спросите вы. Увы, и все. В политологии в последние века мы научились считать только до трех. Конечно, есть множество нюансов и смешанных версий, но от этого главное не меняется. Если мы отвергаем либерализм, то вынуждены противопоставлять ему либо марксизм и коммунизм, либо, простите за выражение, фашизм. Пусть эти идеологии называются по-другому, и мы прикроем их фиговыми листочками, но суть останется неизменной. И вот тут самое главное: наше общество это явно не устраивает. Быть может, поэтому мы и боимся браться за идеологию, поскольку либерализм мы отвергаем решительно, а его наиболее разработанные альтернативы – коммунизм и фашизм – наше общество явно не привлекают. Коммунизм совсем недавно на наших глазах развалился, так как прогнил до костей, а с фашизмом мы так и боремся на Украине, а память Великой отечественной является для общества священной. Получается тупик: нас атакует либеральная идеология, на которой основываются США и страны Запада. А в ответ мы просто отмахиваемся, и сейчас становится понятно, почему. Потому что мы совершенно не хотим ни коммунизма, ни фашизма, а загоняют нас именно в эту ловушку. Для Запада очевидно, что тот, кто отвергает либерализм, либо коммунист, либо фашист, либо все вместе. А на это у либералов уже есть аргументы: «Русские строят ГУЛАГ или Освенцим». Все против русских. И это, увы, работает.
У нас просто нет никакого выхода, если мы хотим покинуть этот порочный круг в идеологии, кроме как научиться считать до Четырех. Если мы отвергаем либерализм и не собираемся принимать его альтернативы, предлагаемые современностью, – то есть коммунизм и фашизм – то нам просто жизненно необходима Четвертая Политическая Теория. Но в Новое время такой теории нет, поскольку либерализм, коммунизм и фашизм исчерпывают все теоретические возможности, заложенные в эпоху Просвещения. И это не произвол, но факт. Остается одно – строить Четвертую Политическую Теорию за границами культуры Модерна, то есть трех последних столетий западноевропейской истории.
При построении Четвертой Политической Теории за пределами либерализма, коммунизма и фашизма мы можем идти одновременно в двух направлениях – в прошлое и в будущее. В прошлом мы видим идеал Традиции, Империи, священной христианской монархии и симфонии властей. Это точно не либерализм, не коммунизм и не фашизм. Но это и не Новое время, не Модерн. Поэтому Модерном и его аксиомами придется пожертвовать.
Можно двинуться и в будущее. Постмодернисты показали тоталитарную сущность принципов Просвещения: скинув Бога и отменив сакральное, гуманисты поставили в столь же авторитарную жестокую позицию человеческий рассудок и сакрализировали тело и материю. Поэтому для критиков современности, с точки зрения Постмодерна, современная идеология, включая все ее версии: либерализм, коммунизм и фашизм, – это насилие, расизм и тоталитаризм. В общем правильно, давайте поэтому все эти идеологии – обратите внимание: все три идеологии (либерализм, коммунизм и фашизм) – выкинем в мусорное ведро. И сделаем решительный шаг в будущее, освободив свое политическое воображение. Это футуристический аспект Четвертой Политической Теории. И возможно, он окажется вполне совместимым с возрождением Традиции. Пусть это будет называться Консервативной Революцией. Парадокс? Но другого пути у нас просто нет.
Нельзя вести идеологическую войну, не имея идеологии. А здесь, хотим ли мы этого или нет, выход один: Четвертая Политическая Теория.