«Дела давно минувших дней»
А.С. Пушкин
«Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего»
Философ Платон, IV век до н. э.
Память о прошлом играет колоссальную роль в жизни человека. В литературе и журналистике с подачи киргизского писателя Чингиза Айтматова утвердилось слово «манкурт». Оно обозначает человека, превращенного в биоробота путем ликвидации памяти.
И точно так же, как отдельный индивид, лишённый памяти, превращается в больного субъекта, всецело зависящего от окружающих его людей, так и народ, забывший своё прошлое, превращается в стадо, покорное пастухам. А историография (историческая наука) — это коллективная память народа.
Но знать всю историю невозможно в принципе. Сколько книг надо прочитать человеку, чтобы познакомиться со всей историей своего народа и государства? Сотни! Для обычных людей (не историков) это — тупиковый путь. Выход указал английский историк Генри Бокль (1821 — 1862), который сказал:
Это и есть тот «инструмент», который позволяет анализировать любые конкретные факты, размещать их на соответствующих «полочках» в шкафу истории, давать им оценки.
В данном случае предметом анализа является Могилёвское восстание в октябре 1618 года.
Современные историки определяют следующие фазы развития локальной цивилизации во времена Великого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского (ВКЛ).
Разумеется, конкретные даты в этом контексте условны. Ведь нельзя сказать, что до такого-то года происходил рост, а уже в следующем году произошёл надлом.
При этом необходимо отметить, что на разных этапах белорусской истории во главе стоял религиозный вопрос (каждый правитель придавал определенной религии главенствующую роль), что приводило к различного рода народным выступлениям.
На протяжении веков на наших землях сохранялось двоеверие. Наши предки одновременно были и христианами, и многобожниками. В течение 450 — 550 лет происходил медленный переход от «чистого» многобожия к «чистому» христианству.
К концу XII века в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение её в Европе, обусловило индивидуальность её культуры и конфессиональную особенность, наложило особый отпечаток на менталитет белорусского народа.
До XIV века в Беларуси нераздельно господствовала православная церковь.
До Кревской унии (1385 год) Виленский регион (не говоря уже о Жамойтии, в состав ВКЛ входившей периодически) сохранял приверженность традиционному язычеству, а остальная (основная) часть государства исповедала христианство арианского толка — ещё со времен Полоцкого княжества с его варяжскими князьями. До 1386 года великие князья литовские были либо арианами, либо оставались многобожниками. То же самое и простой народ, с той оговоркой, что среди него многобожников было намного больше, чем среди феодальной верхушки и горожан.
Кревская уния нарушила православную монополию. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов государства. Ягайло обязал окатоличить всё население Литвы. Через полтора года после Кревской унии было создано Виленское католическое епископство, которому Великие Литовские князья пожертвовали огромные земельные владения. Важную роль в распространении католической веры играли монашеские ордена францисканцев, августинов, бернардинцев и др. К середине XVI века католическая церковь укрепилась в Литве и пограничных с ней районах северо-западных белорусских земель. Несмотря на то, что позиции православия всё более потеснялись, оно по-прежнему задавало тон в духовной жизни общества.
Идея соединения ВКЛ и Польского королевства в единое государство возникла далеко не случайно. Ей предшествовали несколько личных уний, начиная с Кревского соглашения 1385 года.
В отличие от всех предыдущих уний, Люблинская уния 1569 года заранее планировалась как конституционное объединение Польши и Литвы под властью одного выборного короля.Сигизмунд II стремился не просто объединить государства, но ещё и провести столь необходимую Польше политическую реформу. В действительности же, Уния не столько укрепила власть монарха (чего и желал Сигизмунд), сколько усилила влияние шляхты, увеличив заодно и её численность. Формирование столь необходимого всем странам в XVI веке абсолютизма с началом действия союза было прекращено. Серьёзно закреплялись полномочия местной власти, что привело к сильному росту коррупции в рамках новообразованной Речи Посполитой. В дополнение ко всему был законодательно закреплён принцип «либерум вето», позволявший сейму принимать какие-то решения только единогласно. Данная норма практически парализовала работу сейма, блокируя принятие практически любых решений. Результатом стала анархия, которая в дальнейшем активно разрушала Речь Посполитую.
Фрагмент картины польского живописца Яна Матейко «Люблинская уния» (1869)
Плавное негативное последствие Люблинской унии для ВКЛ заключалось в том, что она создала предпосылки для полонизации. Вот что писал об этом российский историк начала XIX века Н.М. Карамзин:
Идея объединения православной церкви с католической существовала давно.
В чём суть унии? Формально — это введение в Речи Посполитой Флорентийской унии между Римом и Константинополем, заключенной ещё в 1439 году перед лицом турецкой угрозы Византии. Вскоре она была расторгнута самой Византией, но в ряде стран (в том числе в ВКЛ) некоторые митрополиты и епископы признавали её. Условия унии таковы:
Церковные обряды, правила богослужения, язык проповедей и Священного Писания остаются прежними.
Таким образом, начиная с 1569 года белорусский народ был практически лишён национальной государственности, имея её лишь в форме Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой, пусть и республики двух народов, но откровенно польской по сущности.
В это время после смерти Ивана IV положение на Руси стало ещё тяжелее — началось Смутное время и безвластие. В 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство — Речь Посполитую, что существенно обострило противостояние православных и католиков в этой новообразованной стране. Речь Посполитая решила воспользоваться смутой в России для реванша. Опустим подробности, но скажем, что даже несмотря на изгнание поляков из Москвы ополчением Минина и Пожарского Русское государство по итогам Смутного времени понесло чудовищные потери (см. на карте):
В 1618 году русское правительство было вынуждено подписать Деулинское перемирие, по итогам которого Россия лишилась почти всех плодов побед начала XVI века. Россия потеряла Чернигов, Стародуб, Смоленск, Рославль, Гомель и многие другие земли. Разумеется, постоянные войны конца XVI — начала XVII веков не могли не отразиться на населении — значительно сократилась численность живущих в приграничных областях людей и площадь обрабатываемых земель, некоторые западные рубежи Русского государства буквально опустели…
Тогда же, в начале XVII века, малороссийское православное население, не выдерживая польского гнета, начало поднимать восстания. В первой половине XVII века одно восстание следовало за другим, но все они — до восстания Хмельницкого в 1648 году — были более-менее успешно подавлены польским правительством.
1569 год — поворотная дата в белорусской истории. С этого момента белорусский народ более чем на двести лет связал свои судьбы с польским народом. Декларируя религиозную, национальную терпимость, государственно-политический плюрализм, власти Речи Посполитой осуществляли явную, насильственную полонизацию, католическую экспансию в отношении непольских народов Речи.
Польская шляхта в русской деревне. Художник — Юрий Каштанов
Основанием для них послужила Брестская церковная уния — решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте. (Хотя заметим в скобках, что акт «подчинения» Киевской митрополии Риму состоялся ещё 23 декабря 1595 года, когда представители западнорусских епископов, поцеловав туфлю понтифика, принесли присягу повиновения Римскому престолу «по форме, предписанной для греков, возвращающихся к единству Римской Церкви», заявив от имени западнорусского духовенства и паствы о полном принятии католицизма как догматического и церковного учения).
Причём в настоящее время никто из серьёзных историков не ставит под сомнение то обстоятельство, что Брестская уния явилась результатом предательства интересов паствы со стороны высшего православного духовенства, которое преследовали лишь одну цель: добиться положения, равного положению католического духовенства, и сохранения своего имущественного состояния. О чём чётко свидетельствуют условия унии, разработанные самими же православными иерархами:
Более того инициаторами заключения Брестской унии не особенно и скрывалось, что она есть только этап перехода в католицизм и служит лишь скорейшей латинизация западнорусских земель, чтобы «хлопская вера» поскорее трансформировалась в «веру господскую».
Поэтому принимая во внимание, что непосредственно какой-то пользы для исповедующих православие принятие этого акта не приносило, более того разрушало привычный образ жизни, соответствовавший идеологическим потребностям населения русского запада, значительная часть православных не просто не признало унию, но и активно выступила против её насаждения, которое при поддержке польского государства насаждалось насильственными методами.
А то, что власти Речи Посполитой были заинтересованы в насаждении униатства, преследуя этим цель закрепления под своей властью белорусских территорий, становится понятным после объявления унии государственной программой, а борьбу с ней — политическими бунтами. Правящие круги и католическая знать Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III полностью встали на сторону униатов, переведя традиционное православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатской церкви. С точки зрения властей Речи Посполитой, Брестская уния, прежде всего, способствовала ослаблению притязаний Московского патриархата на земли Западной Руси и духовных связей православных в Речи Посполитой с Русским государством.
Такая агрессивная политика привела к трагическим для польской государственности последствиям — бунтам казаков, вторжению российских войск, наконец, в конце XVIII века — к разделам Польши между её сильными соседями.
В связи с Брестской церковной унией 1596 года, оформившей объединение на территории Речи Посполитой православной и католической церквей, в Беларуси обострилась религиозная борьба. Своеобразной формой религиозно-политического движения были православные братства, куда входили преимущественно ремесленники, торговцы, а также духовенство и шляхта.
Братство скорняков Могилёва, созданное в 1589 году, было одним из первых в Беларуси. Известны братства при церквях святого Спаса, «Въеханя господня», Преображенской, Богоявленской, Крестовоздвиженской. Братства сыграли большую роль в развитии просвещения, открывали братские школы, с 1616 по 1773 (с перерывами) существовала Могилёвская братская типография. В знак протеста против насильственного насаждения униатства жители Могилёва в 1599 году не впустили в город перешедшего в унию полоцкого архиепископа Г. Загорского, заявив, что:
«они его как поклонника папы более не признают за своего владыку».
Могилёв. Городская ратуша
Могилёв пережил 17 сражений и набегов, в том числе: несколько осад, 8 битв вблизи города, в том числе 4 в 1812 году, а кроме того семь восстаний в XVII веке (почти все против польской власти и униатов).
398 лет назад состоялось выступление горожан Могилёва против принудительного введения церковной унии, которое вошло в историю под названием Могилёвское восстание. Толчком к нему стали действия полоцкого униатского архиепископа Иософата Кунцевича, кстати, даже среди униатов отличавшегося «бесчеловечною жестокостью», который в октябре 1618 года отправился в Могилёв с намерением закрыть там православные церкви и навязать жителям унию. Магистрат Могилёва заявил, что город, население которого исповедует православие, не будет подчиняться униатской митрополии. Узнав о приближении Кунцевича, горожане закрыли перед ним ворота, установили на городском валу пушки, угрожая применить оружие, когда архиепископ попытается проникнуть в Могилёв. Власти города вместе с толпами народа с хоругвями в руках вышли навстречу Кунцевичу, начали проклинать его как вероотступника и даже угрожали убить, если он не удалится от Могилёва.
Казалось бы ничего особенного для того времени — жестокого и кровавого. Даже восстанием подобные действия назвать трудно, скорее больше похоже на угрозу вооружённого сопротивления униатской церкви, которая — и это очень важно учитывать при дальнейших рассуждениях — обеспечивала идеологическое сопровождение осуществления властями Речи Посполитой насильственной полонизации и католической экспансии в отношении непольских народов. Если, конечно, не считать, на первый взгляд неадекватно суровые, меры наказания, к которым по жалобе Кунцевича прибегнул король польский Сигизмунд III. Он издал универсал, согласно которому 20 участников выступления были приговорены к смертной казни, на жителей города наложен штраф в пользу казны, а все православные церкви и монастыри с их имениями и доходами были переданы униатской церкви. В решении специально (Sig!) упомянуто, что дело касается не притеснения веры, а бунта и оскорбления самого короля.
Жители Могилёва участвовали в подготовке восстания против Кунцевича в Витебске в 1623, когда епископ был убит.
Могилёв стал крупнейшим центром белорусского православия. В 1632 была основана Могилёвская православная епархия, единственная на тот момент на территории Беларуси. Несмотря на это, дискриминация православной церкви со стороны государства привела к тому, что в белорусской епархии к середине XVIII века осталось только 130 православных храмов, а 164 церкви и 5 монастырей были превращены в униатские.
К середине XVII в. классовая борьба в Могилёве приобрела массовый характер и переплелась с освободительной войной 1648 — 1654 годов под руководством. Б. Хмельницкого против феодального и национально-религиозного угнетения. В составе повстанческого войска было немало выходцев из Беларуси, в том числе из-под Могилёва. После битвы под Корсунем (16 (26) мая 1648) Хмельницкий направил к Могилёву и другим белорусским городам надёжных казаков, уроженцев тех мест, «с людьми тамошними добре знаючихся». Переодетые торговцами, нищими, монахами, они призывали к совместной борьбе против магнатов и шляхты.
Летом 1648 ремесленники Могилёва открыто заявляли, что ждут на помощь казаков. В октябре 1648 отряды повстанцев действовали около Могилёва.
После Первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Могилёв вошёл в состав Российской империи и стал центром Могилёвской провинции, а в 1777 г. — Могилёвской губернии. В это время (1780 г.) Екатерина II (Великая) посещала Могилёв, где встречалась с австрийским императором Иосифом.
И всё-таки Могилёвское восстание 1618 осталось заметной страницей в белорусской истории, как первое прямое открытое проявление религиозно-политического противостояния в западнорусских землях, вспыхнувшее после заключения Брестской церковной унии 1596 года между греко-католическим духовенством и польскими властями с одной стороны, и широкими массами православных горожан, крестьян, казаков и низшим православным духовенством с другой стороны.
Внешний религиозный конфликт приобрёл характер политического столкновения между государством и православным населением Речи Посполитой, что и продемонстрировало Могилёвское восстание 1618 года. Этим и объясняются положения универсала Сигизмунда III, в которых действия населения города, направленные исключительно против насильственного насаждения униатства, именуются бунтом и оскорблением короля.
Надо отдать должное могилевчанам, которые, несмотря на репрессии, продолжали сохранять верность более близкой им христианской культуры, выразителем которой являлись Московской патриархат и в целом Русское государство. Горожане приняли активное участие в подготовке антиуниатского восстания в Витебске в 1623 году, основали Могилёвскую православную (братскую) типографию, по их просьбе в 1632 в городе была создана Могилевская православная епархия, единственная в тот момент на территории Беларуси.
В 1654 во время войны России с Речью Посполитой (1654-67 гг.) Могилев перешел без боя на сторону московского войска. Горожане присягнули на верность царю Алексею Михайловичу. Дважды, в 1654 и 1660 году могилевчане вместе с русским гарнизоном сражались с осаждавшим город польско-литовским войском, успешно отразив осады.
Правда, и в данном случае белорусско-российские отношения развивались далеко не безоблачно, о чём, в частности, свидетельствует очередное — в это раз антироссийское — Могилёвское восстание 1661 года, вызванное конфликтами между белорусским православным духовенством и московской иерархией, противоречиями между магистратом и российской военной администрацией, грабежами местных жителей казаками и московскими служилыми людьми.
И это тоже было, но несколько при этом не изменяет основных выводов в отношении рассматриваемого нами Могилёвского восстания 1618 года и его причин, которые являются ярким историческим эпизодом в непростой истории белорусского народа за национальное самоопределение.
Заключение Брестской унии вызвало протест у низших слоев населения Белоруссии. В ответ польские власти организовали преследование противников униатства. К слову, Брестская уния была официально расторгнута лишь в 1946 году на церковном соборе в Львове.
Религиозное мировоззрение и в современном мире определяет поведение миллионов людей. Нужно ли говорить, какое значение вопросам веры придавали люди, жившие в 17 веке, и насколько непопулярной была затея польского короля среди исконно православного населения.
Со временем гонения на православие со стороны поляков лишь усилились.
Широкие слои православных верующих восприняли унию враждебно. Она навязывалась силой и вызывала сопротивление, которое проявлялось в разных формах: письменных протестах и жалобах, бойкотах богослужений, изгнании священников-униатов, физических расправах над ними, восстаниях. В 1623 году в Витебске во время волнений православного населения был убит униатский архиепископ Иософат Кунцевич.
Борьба против унии на территории Беларуси приобрела национально-патриотический характер. Несмотря на все гонения, уничтожить православную церковь на Белоруссии не удалось. На Украине и Белоруссии была создана двойная церковная иерархия — православная и униатская. Большой вклад в укрепление православной церкви и развитие национальной культуры внес митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила (1632 — 1646). Он сумел добиться у польского короля легализации православной церкви на Белоруссии.
Социальное, национальное и религиозное угнетение белорусского народов не могло не вызвать обратной реакции, и в Речи Посполитой стала шириться национально-освободительная борьба. Она протекала в самых различных формах. Защищая родной язык, культуру и веру, белорусское население городов объединяется вокруг православных соборов, создавая братства, которые становятся центрами борьбы за сохранение и развитие национального самосознания. При братствах возникают школы (братские школы), в них учатся дети мещан, духовенства, состоятельных казаков и мелкой шляхты. Братства издавали литературу на родном языке. Авторы этих трудов обращались к истории и культуре восточнославянских народов, вели своеобразную полемику с католическими авторами, выступали против иезуитов. Братства являлись выразителями национального протеста против политики Польши, они подготовили идейную основу для широкого национально-освободительного движения.