Фильм «Чернильное сердце» – это приключенческая добрая сказка, погружающая зрителя в волшебный книжный мир и рассказывающая о вечных ценностях: семье, верности, честности… Картина снята по первой части одноименной книжной трилогии. К сожалению, экранизации остальных частей книжной серии мир так и не увидел.
«Чернильное сердце» рассказывает о семье, влюбленной в книги. Её глава Мортимер «Мо» Фолхарт имеет дар – переносить книжную действительность в реальный мир. У Мо есть жена Тереза, а также дочь Мегги. Как-то раз, Мо, не зная о своей необычной способности, нечаянно призывает в наш мир персонажей из сказочной истории под названием «Чернильное сердце», а вместо них в книжный мир попадает его жена Тереза.
Спустя много лет Мо с уже подросшей дочерью, одержимый желанием найти эту книгу, чтобы вернуть свою супругу, наконец, её находит. В это же время судьба сводит его с теми сказочными персонажами, которых он некогда привёл в наш мир: одни требуют вернуть их обратно, другие, наоборот, желают, чтобы в реальности оказалось ещё больше сказочных злодеев… Таким образом, – приключения начинаются.
Прежде всего, фильм напоминает зрителю о том, как прекрасно читать, и какие великие горизонты перед человеком открывает мир литературы. Причем, у каждого персонажа любовь к книгам немного своя.
К примеру, Мо не любит читать современную литературу. Его тянет к древним рукописям, полным фантастических историй, которые написаны чернилами на пожелтевших от времени страницах. Профессия Мо – «книжный лекарь», он переплетает и реставрирует старые издания, однако с клиентами о них Мо говорит как о живых людях, называя увядающую со временем книгу «пациентом», и действительно, как настоящий врач, возвращая её к жизни
Его дочь Мэгги любит что-то посовременнее и помоднее. Она с огромным восторгом замечает новую книгу из любимой серии на ярмарке, и отец, глубоко вздыхая, плетется в библиотеку к своему очередному «пациенту», оставляя Мегги с её находкой.
Элеонор – тетушка Мэгги. Она из тех, кто любит заменять сказочными мирами свои вполне реальные проблемы, но, к счастью, в финале она набирается смелости, чтобы помочь главным героям.
Ещё один персонаж фильма – это писатель, который и создал книгу «Чернильное сердце». Он показан человеком хоть и творческим, но слабым духом, поскольку, как и Элеонор, живет в выдуманных мирах, и не способен преодолеть свою тягу к уходу от реальности.
На примере таких разных историй взаимодействия с литературой, фильм показывает нам, что не всякое чтение приносит пользу, надо всегда, даже погружаясь в фантастические миры, сохранять определённую осмысленность и связь с реальностью.
Достаточно интересная идея раскрывается на примере уникальной способности главного героя: прочитав о чем-то в книге и живо себе это представляя, Мо переносит свои образы в реальный мир. За это сказочные персонажи прозвали его «Волшебным языком». Но не только Мо: все мы обладаем подобной силой мысли, хоть и не в таком ярком виде.
Мысли материальны, но не потому, что всегда сбывается то, о чем подумаешь, а потому, что любые изменения и действия начинаются с идеи, которая, облачаясь в некую форму (песня, книга, фильм, визуальный образ) начинает влиять и на жизнь её создателя, и на окружающих людей. Всему, что построено и создано в нашем мире, предшествовала чья-то творческая мысль и воля к её воплощению.
Так же, как и написавшая и прочитавшая вслух финал этой истории героиня фильма буквально придумала и создала окружающую её действительность, так же и мы создаем и формируем реальность вокруг нас своими мыслями, желаниями, планами. Не сразу, не так ярко и красочно, как это происходит в фильме, не так быстро, но постепенно и неизменно. К тому же степень влияния наших мыслей зависит от многих факторов. Например, в рассматриваемой истории герои не могли написать дополнительную страницу в книгу, чтобы визуализировать её, поскольку страница не подходила по стилю.
Тем не менее, думая о чем-то, в деталях представляя себе необходимые образы, мы тем самым приближаемся к намеченной цели. Конечно, написанное не стоит воспринимать, как призыв просто погрузиться в фантазии. На примере героев «Чернильного сердца» хорошо видно, что их воображение дополняет, а не подменяет их деятельность. Они проявляют невиданное упорство и одновременно принципиальность, благодаря чему и выходят из истории победителями.
Прекрасный пример настойчивости и целеустремлённости демонстрирует главный герой Мо. Он искал свою жену девять лет, не забывая воспитывать дочь и давать постаревшим книгам новую жизнь, и при этом всё это время он путешествовал по городам и библиотекам всего мира, чтобы найти одну единственную книжную историю.
Фильм «Чернильное сердце» показывает то, как велико значение семьи для человека. Для Мо, Мэгги, Пыльнорука (один из сказочных персонажей) и Терезы семья – это то, что заставляет их двигаться, заставляет их жить и пытаться изменить этот мир к лучшему. Исключением является Элеонора – незамужняя, не имеющая детей, она слишком погрузилась в книжные истории и теперь боится настоящего. Элеонора, оправляясь в выдуманные миры, объявляет, что уезжает домой: «Все это чересчур реально». Вторым исключением является писатель, автор книги «Чернильное сердце». Такой же одинокий, он просит Мэгги отправить его в сказку, и девочка выполняет его просьбу, хоть и с болью в сердце.
Увлеченность фантастическими мирами, которые заменяют мир реальный, в фильме все-таки осуждается, несмотря на общую транслируемую любовь к книгам и выдуманным историям. При этом решившиеся на это люди показаны скорее несчастными от своего одиночества. Мечтающая же о писательстве Мэгги, обожая своих любящих родителей, даже и не думает пропадать в книжных фантазиях, прекрасно понимая, что книжное удовольствие – это хорошо, но реальная жизнь – важнее.
Насилие: Неграфично, сведено к минимуму и соответствует заявленному рейтингу 12+.
Секс: Отсутствует.
Наркотики: Присутствует одна сцена, в которой алкоголь употребляет отрицательный персонаж.
Мораль:
Фильм призывает читателей вспомнить и полюбить заново книжные миры, при этом мягко и ненавязчиво показывает четкую границу между любовью к сказкам и уходом от реальности; последнее не поощряется. Также на примере главных героев картина демонстрирует примеры истинного добра и честности и, главное – образ настоящей семьи, в которой все безоговорочно верны друг другу и живут, заботясь о своих близких.
По форме исполнения фильм больше подойдёт подростковой аудитории (12+)