Гравити Фолз — американский мультсериал, снятый аниматором Алексом Хиршем для Disney Channel (транслируется и в России на детском канале Disney, возрастное ограничение 12+). Сериал состоит из двух сезонов, по 20 серий каждый. Основываясь на рейтинге поисковых запросов в Яндексе (смотри раздел «зарубежные сериалы», третья позиция), и на том, что этот сериал находится на третьей позиции в общем рейтинге мультсериалов сайта «Кинопоиск», можно сделать вывод, что он пользуется большой популярностью на просторах России, и в странах СНГ. Что ж, давайте будем разбираться в идейных подоплёках этого продукта, дабы ответить на вопрос «Чему он учит?».
В общей своей структуре перед нами типичная «ситуационная комедия» (ситком). В ситкоме эпизоды сериала имеют слабую связь между собой. Большую часть сериала (около 35 серий) изображается, как близнецы Диппер (мальчик) и Мэйбл (девочка) проводят свои каникулы в вымышленном городке Гравити Фолз штата Орегон. Каждая отдельная серия – это один день из жизни этих двенадцатилетних детишек. Основную часть своего времени они проводят в «Хижине Чудес» или бродят по окрестностям Гравити Фолз в поисках каких-либо аномалий, чудовищ, монстров, привидений.
Центральная сюжетная линия развивается вокруг истории жизни двух братьев близнецов – Стэнфорда и Стэнли Пайнс. Первый был очень умным, любил читать книги и бредил наукой; другой был шалопаем и хулиганом, но вместе братья были не разлей вода. За плохую успеваемость в школе и нежелание помогать родителям Стэнли был выгнан из дому, после чего он начал ездить по США и жульничеством зарабатывать деньги. А Стэнфорд закончил школу и получил высшее образование. Его всегда влекло что-то таинственное и неизведанное, и как-то он узнает о городке Гравити Фолз. По сюжету, Гравити Фолз знаменит своими аномалиями, которые привлекают туристов со всего штата. Поэтому Стэнфорд решает туда отправиться и заниматься исследованием необъяснимых явлений.
Не один год прошел с тех пор, как Стэнфорд поселился в Гравити Фолз; и уже не один год его брат Стэнли бороздит просторы США, обманывая людей, и зарабатывая деньги на их доверии. Стэнли разыскивается во многих штатах за жульничество, поэтому он решает укрыться в малоизвестном городке Гравити Фолз. Тут и встречаются наши братья. Они оба рады друг другу, но всё-таки Стэнли завидует тому, как сложилась жизнь у брата. Стэнфорд добился того, чего хотел – он живет и занимается своим любимым делом – наукой. А Стэнли обязан сводить концы с концами. В одном из разговоров Стэнли перегнул палку, за что «получил по морде» от Стэнфорда. После этого завязалась драка, в результате которой Стэнли ненароком толкнул своего брата в портал, ранее построенный Стэнфордом и ведущий в другое измерение, после чего Стэнфорд бесследно пропал, а портал вышел из строя. Стэнли был опечален таким исходом. Он решает вернуть брата, и во что бы то ни стало починить портал.
Поэтому он селится в его доме и начинает выдавать себя за Стэнфорда (напомню, что они близнецы). Дабы зарабатывать как-то деньги, он делает из дома своего брата музей аномалий, в котором демонстрируются результаты исследований Стэнфорда, и называется его дом «Хижиной чудес». Починка портала оказалась делом не из лёгких, и затянулась на десятки лет. Стэнли уже за 60, и вот как-то к нему приезжают внучатые племянники: Мэйбл и Диппер, на летние каникулы, которым и предстоит разобраться в этой ситуации.
В сериале присутствует много второстепенных персонажей: Сус и Вэнди (работники Хижины чудес; первому 22 года, а второй 15), Стэнли (владелец хижины), Стэнфорд (брат Стэнли, учёный), Гедеон (мальчик 11 лет, главный антагонист первого сезона), Пасифика (очень богатая девочка, которая терпеть не может Мэйбл), Блабс и Дурланд (полицейские), Робби (друг Вэнди), Тобби (местный журналист), Бил Шифр (главный антагонист второго сезона) и многие другие.
Основополагающая сюжетная линия со Стэнфордом и Стэнли Пайнсами присутствует лишь в начале первого сезона и в середине второго сезона, когда зрителю рассказывают подоплёку происходящих событий. А всё остальное – это приключение детей в мистическом городишке Гравити Фолз. В самом конце второго сезона рассказывается о том, как вернулся Стэнфорд, что он видел в параллельном измерении и что ждёт мир в ближайшем будущем. А ждал их конец света. Через межпространственную трещину в их мир ворвался злой дух Бил Шифр, который хотел поработить всё человечество, но семейке Пайнс и всем жителями Гравити Фолз удалось дать ему отпор.
Мной были просмотрены все 40 эпизодов данного сериала. Дальше будет приведена аргументация на тему того, почему данный «продукт» нельзя показывать не то, что на детском канале, но и взрослой аудитории его просмотр ничего, кроме вреда, принести не может. В своих рассуждениях я буду ссылаться на определённые серии. Нерассмотренные выпуски или просто лишены какого-либо смысла, или недостаточно наглядны для аргументации сделанных выводов, или просто касаются основной сюжетной линии, описанной выше. В ходе чтения статьи многие моменты можно увидеть в прикреплённом видеоролике. В нём представлена нарезка кадров, которые ярче всех демонстрируют поведенческие нормы героев сериала, и основной посыл мультфильма.
Диппер отличается своей любознательностью и сообразительностью. В самой первой серии он находит дневник, в котором подробно описаны все аномалии Гравити Фолз. Он является персонажем, формирующим сюжет почти каждой серии. Это он почти каждую серию ходит с дневником в руках, разыскивая в окрестностях Гравити Фолз различные аномалии, монстров и прочую нечисть, или же он всегда «помогает» решать проблемы своих товарищей. При этом Диппер закомплексован, застенчив и труслив (на этих качествах в сериале делается акцент куда больше, чем на остальных).
Закомплексованность Диппера можно проследить на следующих примерах. В четырнадцатой серии первого сезона Диппер очень переживает из-за своего «детского» голоса, которому только предстоит «прорезаться». Дядя Стэнли, Сус, Мэйбл и прочие герои смеются над ним, и из-за этого он решает выпить волшебное зелье, которое должно поменять его голос. Голос изменился, но ожидаемого результата он не добился. Его не стали уважать и относиться к нему серьёзно, его просто перестали узнавать, а Сус и вовсе подумал, что в него вселился какой-то призрак, и поэтому начал бить его метлой.
В одиннадцатой серии первого сезона все подшучивают над ним из-за того, что он ниже Мэйбл на один миллиметр. Тогда Диппер отправляется в лес и находит магический кристалл, который может увеличивать или уменьшать предметы. Диппер использует его силу и становится выше Мэйбл, что становится причиной его ссоры с сестрой.
Мы видим, что в каждой серии идёт высмеивание комплексов мальчика, что толкает его на необдуманные действия, которые делают ситуацию только хуже. В итоге он каждый раз решает вернуться назад и оставить всё как есть. Персонаж Диппера никак не растет, не происходит никакого его развития. Диппера никак не поддерживают, его ставят перед фактом, что у него проблема, и живи с ней, как знаешь. Подобная смысловая нагрузка в мультфильме может лишь усугубить проблемы, свойственные подростковому возрасту.
Теперь насчет его застенчивости. В начале сериала Диппер влюбляется в Вэнди, которая старше его на 3 года. Весь первый сезон он стеснялся с ней говорить и не знал, как себя вести возле неё. В начале второго сезона Вэнди узнает, что она ему нравится, но решает, что они могут быть лишь друзьями из-за разницы в возрасте. И весь второй сезон Диппер страдает из-за несчастной любви. Складывается такое впечатление, что создатели мультсериала хотели сказать своим юным зрителям примерно следующее: «лучше будь застенчив и не показывай свои чувства, иначе ты обречен на душевные муки».
И третье отрицательное качество Диппера – трусость. При находке какого-то монстра он зачастую убегает с криками «Ой, мамочка! Помогите! Что же делать?!». А потом совершенно нелогичными и абсурдными способами этот монстр побеждается. Например, в первой серии второго сезона на «Хижину чудес» нападают зомби. Он со своей сестрой бегает от них до тех пор, пока им не удается укрыться в одной из комнат, открыть дневник и прочесть как победить зомби. Да, исходя из ситуации это оптимальный вариант действий, но это повторяется из серии в серию. Теперь давайте узнаем, что прочли дети в дневнике: «Чтобы победить зомби, нужно спеть триплетом в караоке, после чего у них повзрываются головы». Они находят своего дядю Стэнли, включают караоке и начинают петь. У зомби взрываются головы, они побеждены, герои ликуют.
В первой серии первого сезона на детей нападают гномы. Они также от них бегают, затем, когда те загнали их в угол, Мэйбл достает сдуватель листвы, переводит его в режим «всасывания», и направляет на главаря гномов. Когда тот оказывается внутри сдувателя, она меняет режим на «сдувание», выстреливает гномом высоко в небо, и тот улетает куда-то в лес. После чего все остальные гномы разбегаются в панике.
Согласитесь, подобные методы борьбы со злом, мягко сказать, «странные», и лишены какого-либо здравого смысла. Основную часть времени серии мы наблюдаем за тем, как дети в панике бегают от монстров (то есть демонстрируется их трусость), а потом за считанные секунды они побеждают монстра по случайному стечению обстоятельств: то в доме нашлось караоке, то сдуватель листвы оказался под рукой. То есть иными словами, победа – это не результат хорошо продуманного плана и отлаженных действий, работы над собой, это просто глупая случайность. Речи о формировании каких-то внутренних качеств – например, смелости, – чтобы бороться со злом, в сериале вообще не идёт.
Вот такой образ «любознательной размазни» в качестве главного героя предлагается мальчикам, просматривающим данный мультсериал.
Мэйбл выделяется своей эмоциональностью. Она неуравновешенная, капризная, ведет себя необъяснимо глупо (это можно увидеть в видео).
Её главным интересом являются мальчики. Все разговоры с подругами у них так или иначе замыкаются на эту тему. Основные занятия Мэйбл – это знакомство с парнями; помощь в построении отношений между своей подругой и понравившейся ей мальчиком; подготовка к какому-либо празднику; игра со своим домашним питомцем – свиньей «Пухлей».
Её подруги, Кэнди-Чиу и Грэнда, по кругу интересующих вопросов ничем не отличаются от Мэйбл. Хотя стоит отметить, что Грэнда мало чем напоминает девочку. Она большая, с низким голосом, а по физической силе может дать «фору» многим мужчинам.
Раз уж речь зашла о девичьих образах, следует упомянуть Вэнди и Пасифику (время на видео 02:25-03:14). Вэнди родилась в семье здешних лесорубов. Хоть она и выглядит как подобает девушке, и на первый взгляд скромна, но в экстренных ситуациях в ней ничего женского не остается. Она яркий пример той «сильной и независимой» особы, которая так вдохновляет феминисток по всему миру.
Пасифика – девочка из богатой семьи. Она эгоистична, высокомерна, надменна, коварна и лжива. Да, отрицательные герои такие и должны быть, но в противовес им должны присутствовать хорошие герои. В противовес Пасифике изображена Мэйбл, но увы, как отмечено выше, она не является персонажем, которому стоит подражать. Лишь в одном эпизоде (3 серия 2 сезон), в котором Пасифика вызвала Мэйбл на поединок по игре в гольф, Мэйбл поступила так, как подобает добрым героям. Когда Пасифику похитили карликовые монстры, Диппер сказал, что нужно бежать, а Пасифику бросить, так как она это заслужила, а Мэйбл решила иначе: «Нет, хоть она и ненавидит нас, но это не означает, что я должна себя вести также, это неправильно, мы должны спасти её».
Всего лишь один правильный пример на все 40 серий. Это ничтожно мало.
В общей картине Пасифика изображается как неправильная девочка, то есть та, которой не стоит подражать юным зрительницам. Мэйбл изображена на её фоне как бы правильной девочкой, которой нужно подражать, но в ней всего лишь отсутствует эгоизм, нахальство и высокомерие, и этого явно недостаточно для примерного персонажа. Ко всему этому в Мэйбл также отсутствуют разумность, рассудительность, рациональность. В её в голове лишь: «Беситься, беситься, беситься. Мальчики, мальчики, мальчики».
Взрослые в мультфильме представлены тремя основными персонажами: Зус, дядя Стэнли и Стэнфорд, а также несколькими второстепенными.
Единственный положительные герой – это Стэнфорд. Но много написать про него не получится, так как в сериале он полноценно появляется лишь в 13 серии 2 сезона, а во всех последующих сериях выступает в роли персонажа второго плана. Он ученый, который любит своё дело, сутками находится в своей лаборатории и проводит исследования. Он обеспокоен судьбой Гравити Фолз, да и всей Земли в целом, так как через портал, из которого он вернулся, может вырваться страшный демон и устроить конец света. Стэнфорд до последнего пытается предотвратить катастрофу, но ему это не удается. В последних двух сериях, в которых идёт речь о конце света, он принимает активное участие в сюжетной линии, но ничем «выдающимся» не отличается. Ведет себя так, как подобает учёному.
Стэнли (видео 06:05-08:51) – как разъясняется в описании сюжета, с детства был шалопаем, и в старости он таким же и остался. Он алчный, жадный, готов на всё ради наживы, часто врёт и относится сверх неуважительно к окружающим. Естественно, в мультфильме всё это показано с юмором, который и формирует положительное эмоциональное восприятие демонстрируемого абсурда. Из всех эпизодов с его участием стоит подробно рассказать о 14 серии первого сезона.
В этом выпуске детей достало постоянное вранье их дяди, и они решают отыскать в лесу «зубы правды». Это обычная вставная челюсть, вставив которую человек начинает говорить одну лишь правду. Но каковой оказалась правда? Он в открытую говорит, что не уважает окружающих, говорит полицейским, что он всё время обманывает, что он злостно уклоняется от налогов, что он не моет руки после туалета и т.д. Детям это не нравится, и они решают, что Стэнли, который врал, был лучше того, который всегда говорит правду. Они снимают с него зубы, и всё возвращается на круги своя. Какой вывод можно сделать из этого эпизода? Врать можно, а иногда даже необходимо!
Здесь не поднимается вопрос о воспитании человека. На заведомо плохом человеке, демонстрируется, что будет, если говорить всегда правду, и что будет, если оставаться двуличным. И по задумке сценаристов, второй вариант оказывается более предпочтительным!
Правильно было бы привести в пример (то есть в противовес Стэнли) какого-то «совестливого» человека, для создания контраста между честным, праведным и думающим о других человеком и человеком циничным, лживым и думающим лишь о себе, тогда бы зритель не ошибся в своём выборе. Но создатели мультфильма поступили по-своему – они просто наделили антигероя умением создавать комичные ситуации и, тем самым, сформировали иллюзию допустимости такого поведения.
Сус (Видео 08:51-09:38) – двадцати двух летний работник Хижины чудес, в обязанности которого входит уборка помещения и выполнение ремонтных работ. Сус – посмешище для зрителя. Он инфантилен, глуп, пуглив, почти всё время думает и говорит о еде. Его любимые занятия – это играть в компьютерные игры, проводить время в лазерном клубе или кушать.
В 8 серии второго сезона у него даже появилась возможность загадать исполнение любого желания, и знаете, что он загадывает? Такой запас пиццы, которого бы ему хватило до конца своей жизни. Ещё раз хочу сделать акцент, что по сценарию ему 22 года! В мультсериале непозволительно изображать подобный безальтернативный образ, потому что в подсознании детей обязательно отложится этот шаблон «молодого парня». К тому же он изображён положительным героем. Он всегда старается быть рядом с Дипером и Мэйбл и помогать им в решении их проблем. Никакого изменения характера Суса по ходу развития сюжета не происходит.
Один небольшой факт о Сусе. В различных озвучках его называют, или Сус, или Зус. Становиться не понятно, что это за имя вообще такое? Но в одной из серий мелькают его водительские права:
На кадре мы видим, что его имя «Jesus», что в переводе будет означать «Иисус». Это можно оценить как откровенную насмешку над традиционными конфессиями, особенно учитывая обилие сатанинских подтекстов в сериале (подробно об этом ниже).
Что насчет персонажей второго плана – самыми занимательными являются полицейские Блабс и Дурланд (на видео 09:39-11:30). Первый – шериф (невысокий, толстый, чернокожий), второй – его заместитель (высокий, тощий, белокожий). Какими же изображены стражи правопорядка, слуги народа и его защитники?
Они нерасторопны и неуклюжи настолько, что обычному мошеннику в лице дяди Стэнли постоянно удаётся их одурачивать. Порой их поведение вообще выходит за рамки каких-либо норм: то они устраивают соревнование между собой по скоростному поеданию блинов; то бегают вокруг поломанного гидранта, как маленькие дети, и радуются, что на них хлещет вода; то выливают друг на друга кофе. В некоторых эпизодах демонстрируется их чрезмерная близость в отношениях (на видео 11:15-11:30).
Дурланд вообще походит на дауна (недоразвитость в развитии). В одном из эпизодов он не может решить головоломку для детей от 5 до 8 лет, в другом эпизоде он визжит как девочка и говорит, что вечером будет плести браслеты. Демонстрация таких персонажей, олицетворяющих правоохранительные органы, в мультсериале для детей также недопустима. Иначе, посмотрев подобные мультики в детстве, о каком уважительном отношении к полиции во взрослой жизни может идти речь?
Вот таких действующих лиц представили юным зрителям режиссёры «Гравити Фолз». Каждый из главных персонажей несёт порочные поведенческие модели. Знаком «+» можно отметить лишь одного персонажа второго плана – Стэнфорда, который эпизодически присутствует только в последних 5-7 сериях.
И в завершении анализа образов персонажей сериала стоит также отметить их визуализацию. Очень часто лица героев изображены глупыми (а порой даже «больными»):
Или же грубыми и надменными:
С таким лицом Мэйбл танцует:
Удовольствие от просмотра телевизора:
В мире «Гравити Фолз» помимо людей присутствуют монстры и разнородная нечисть. Изображение монстров и нечисти обычно (в норме) предназначено для олицетворения зла, плохой силы. Монстры и нечисть призваны пугать и наводить ужас на действующих персонажей картины. Всегда присутствует две противоборствующие стороны – монстры (зло) и какой-то светлый воин (олицетворяющий добро), назначение которого победить монстра.
Но что мы видим в этом мультсериале? Присутствует одна сторона – монстры (зло), и противоборствующая сторона – два двенадцатилетних ребёнка. По идее, они как бы и должны олицетворять добро, но они не наделены теми качествами, которые присущи настоящим героям (прежде всего, речь о внутренних качествах).
Единственное, на что способны дети в этом сериале – это повиноваться злу, мол «мы сделаем это, только больше не трогайте нас», либо всеми силами пытаться убежать. Побеждают злодеев они как бы вынужденно и по случайности (а иногда они с ними просто договариваются или приходят к компромиссу).
Увы, это заведомо неправильное действие по решению какой-либо проблемы. При решении любой проблемы важно определить причины её возникновения. В противном случае ты рискуешь опять и опять с ней столкнуться.
Например, в 5 серии первого сезона Диппер, Мэйбл, Вэнди и её друзья отправляются в заброшенный магазин, где обитают призраки. В этом магазине один из призраков вселяется в Мэйбл. Мэйбл, управляемая призраком, устраивает погром, тем самым наводя ужас, и берет друзей Вэнди в плен. Дипперу и Вэнди удаётся скрыться. Затем, становится известно, что призраками являются бывшие владельцы этого магазина. Чтобы освободить своих друзей и получить возможность покинуть это место, Дипперу пришлось выполнить странное требование призраков – станцевать танец в костюме барашка.
В итоге Дипперу удается «задобрить» призраков, те отпускают его друзей и дают возможность уйти. После исполненного танца призраки оказываются очень даже «добрыми и радушными», просто им скучно и одиноко, а путем захвата друзей Диппера в плен они лишь хотели выпросить у него танец. Данный сюжет как бы намекает, что злу и нечисти можно прислуживать и потакать, и в целом злодеи вроде как «неплохие ребята». Также этот танец можно расценить как акт унижения.
12 серия первого сезона. В Гравити Фолз есть праздник «Летоуин» (отсылка к празднику Хэллоуин, то есть все традиции аналогичны Хэллоуину). Монстр Летоуина говорит детям, чтобы они собрали за ночь 500 конфет, иначе он их съест.
Дети судорожно пытаются «наколядовать» конфет, но проваливают задание и монстр начинает охоту на них. Суса он съедает первым, но спустя несколько мгновений Сус вспарывает брюхо монстра изнутри и освобождается. В итоге мы узнаем, что этот монстр не из плоти и крови, а состоит из просроченных, выброшенных людьми конфет. Сус говорит, что ему без разницы какие конфеты кушать, он ест все конфеты без исключения. Услышанные слова осчастливили монстра, он обрадовался тому, что хоть кому-то он нравится и «ушел» с миром. Чуть дальше будет разъяснено, к чему был описан этот сюжет.
В шестой серии 2 сезона злая ведьма похищает кисти рук Стэнли. Когда герои приходят к ней в логово с целью вернуть кисти Стэнли, ведьма заставляет их выполнить её приказ. Она говорит, что ей в пещере очень одиноко, и просит детей сделать так, чтобы к ней кто-нибудь заходил в гости.
Главные герои решают навести порядок и сделать ремонт (поклеить обои, постелить ковры, поставить мебель), после чего ведьма растрогалась и вернула кисти дяде Стэнли. Другими словами – зло не замещается внутренним добром главных героев, а, наоборот, идёт выполнение приказаний злых персонажей. Вот, например, ведьма украла кисти рук не у одного десятка людей. Когда дети выполнили её «просьбу», она вернула руки только их дяде, а все остальные по-прежнему остались у неё. Здесь отсутствует какой-либо рост, преобразование характеров персонажей или исправление злодеев – просто один использовал других на взаимовыгодных условиях. При воспитании детей на таком примере вырастут эгоисты, для которых не будет существовать понятий добра и зла, для них будут существовать «мои интересы» и «чужие интересы».
Также на основе этих трех сюжетов мы видим, как невзначай идёт навязывание идеи того, что зло может быть не таким уж и злым. У него есть чувства, и оно может быть приятным и доброжелательным. Капнув глубже и посмотрев на монстров с другой стороны, можно сделать следующий вывод. Призраки в первом сюжете – это бабушка с дедушкой, которые в прошлом очень не любили подростков, так как те относились к ним без уважения. Они были шокированы поведением современной молодёжи, их сердца не выдержали напряжения и они умерли. Поэтому они и стали злыми призраками, которые издеваются над подростками. То есть причиной ненависти к подростам являются сами подростки. Проблема не в том, что бабушка с дедушкой не смогли с ними найти общий язык, а проблема в поведении подростков.
Конфетный монстр из второго сюжета – это следствие просроченных, невкусных конфет. И его злость к окружающим обусловлена тем, что большинство людей не любят вышедшие из срока годности конфеты. То есть проблема не в самом монстре, не в том, что он похищает и ест детей, а в том что люди поступают неправильно, выбрасывая конфеты на свалку.
В третьем сюжете ведьма похищает кисти людей не потому, что она плохая, а потому что люди такие бессердечные и не заходят к ней в гости.
Во всех трех сюжетах чётко прослеживается идея «проблема (причина моей злости и агрессии) не во мне, а проблема в окружающих», «я плохой, потому что окружающие сделали меня таким». Подобные смыслы – это прямой путь к формированию эгоцентричного мировоззрения. Путем пропаганды таких идей, например, происходит внедрение и навязывание обществу толерантного отношения к порокам. Под похожими смысловыми посылами на Западе, да уже и в России, проходят парады извращенцев, которые выступают с лозунгами «мы такие, какие есть, и общество должно нас принять», «общество должно услужить нам, оно должно уважать нас и наши права».
И ещё один момент, связанный с конфетным монстром. Сус его как победил? Вспорол ему брюхо. Но точней будет сказать – он начал есть его изнутри. Другими словами – один персонаж начал есть другого персонажа. Подобный информационный подтекст имеется и в 10 серии второго сезона, где отец Пасифики говорит, что он со своей женой спрятался в бункере, еды и воздуха там хватит на многие месяцы вперед, а также они взяли с собой дворецкого. И самое главное в его словах: «Если еда закончится, то мы съедим дворецкого». Вот такой современный юмор сегодня звучит на детском телеканале «Дисней».
В мультсериале присутствует множество оккультных символов и образов: ритуалы проникновения в чужой разум, призывы зомби и демонов и т.д. Многие сцены или картинки иначе, как уродствами, не назовёшь. Желающие могут заняться разгадыванием этой сатанинской символики, но человеку со здоровой психикой без практической надобности или из чистого любопытства вряд ли стоит погружаться в эту сферу.
Здесь эти материалы приведены в качестве наглядного примера того, что сегодня пытаются навязывать детям через мультфильмы, и какие образы транслируются уже в России массовой аудитории на детских телеканалах. Надеемся, что для думающих родителей это послужит поводом более внимательно подходить к выбору медийного контента, который просматривают их дети.
Символ пирамиды появляется в сериале постоянно:
– на игровом автомате
– на щите
– в хижине чудес
– ковёр
Также в сериале присутствует вот такое знамя (на фото ниже). По сюжету, знамя гласит что-то вроде: «Придет Бил Шифр, и всё будет плохо». Когда Бил Шифр пришел в Гравити Фолз начался так называемый «Странногедон». Начали появляться какие-то уродливые существа, громящие город, и даже Ктулху!
Один из второстепенных персонажей, который часто появляется в сериале на фоне магических событий и заклинаний – это козёл:
Шифр управляет всей это катавасией из своего дома – пирамиды, чья верхушка срезана и парит в воздухе. Бил Шифр непобедим, по щелчку его пальцев происходит то, что ему вздумается, он управляет пространством и временем. Но главным героям сериала в конечном итоге удалось остановить его. Шифру понадобилась одна информация, которая хранилась только в голове Стэнфорда. Диппер и Мэйбл знали об этом, и когда он пробрался в голову их дяди, они активировали пушку, стирающую память, и направили на Стэнфорда. Тем самым Шифр был просто стёрт. В голову Стэна он проник, а назад уже не вернулся.
Козёл появляется тогда, когда происходит что-то мистическое или выходящие за рамки нормы события. В частности, в первом эпизоде первого сезона, когда Диппер находит таинственный дневник, в котором описаны все секреты и аномалии Гравити Фолз, откуда ни возьмись появляется козёл и начинает жевать этот дневник.
На самом дневнике изображена шестипалая рука и написана цифра три, что вполне можно трактовать, как число «666».
В восьмом эпизоде первого сезона можно наблюдать сцену бракосочетания человека и дятла! Да, да, вы правильно прочли – человека и дятла. Когда Мэйбл видит это, то Диппер ей говорит, что в Гравити Фолз разрешено жениться на дятлах. И на фоне этой процессии также присутствует козёл…
И ещё немного об извращениях.
В одной из сцен 3 серии первого сезона журналист Тобби целуется с картонной женщиной:
А в самом конце сериале он вообще радикально изменил имидж (перевод надписи на футболке – нахальная девчонка):
Вот, например, Диппер и Мэйбл играют в настольную игру на панцире, внутри которого скелет какого существа. А на полочках стоят забальзамированные человеческие мозги.
Вот девочка Мэйбл помогает дяде по работе. Видим забальзамированную человеческую руку, глаза в банке.
Здесь дядя показывает племяннице свой кабинет, в углу которого видны человеческие черепа, на стене висит чучело непонятного существа:
В «интро» (заставка перед каждой серией) есть эпизод, в котором изображена банка наполненная глазами, которые в начале смотрят куда-то в сторону, а затем резко переводят свой взгляд на зрителя.
Также на протяжении всего сериала в кадре время от времени мелькают банки с глазами.
Секс: Эротические кадры отсутствуют, но свадьба дрозда и мужчины вряд ли уместна в детском мультфильме.
Наркотики: Отсутствуют.
Насилие: Множество сцен со страшными чудовищами, изгнанием призраков, зомби, различными уродствами, оккультная символика и т.д.
Мораль:
В мультфильме идет стирание границ между понятиями добра и зла, так как во многих случаях, монстры и призраки в конечном итоге оказываются очень даже милыми созданиями, а борьба со злом не требует от персонажей никакого внутреннего преображения. Сами главные герои в большинстве ситуаций ведут себя неадекватно. Их внутренние качества не могут служить примером для подражания. Практически все взрослые в мультфильме показаны либо идиотами, либо подлецами. Оккультная символика, которой наполнен сериал, заставляет усомниться в психическом здоровье как создателей сериала, так и тех, кто его допустил к трансляции на детском телеканале «Дисней».