В этом году мы отмечаем 71-ю годовщину Великой Победы. Мы не только вспоминаем героев Великой Отечественной войны. Мы ещё вынуждены изо всех сил защищаться от нападок на нашу военную память. А этих нападок в последнее время стало очень много. Вспомним хотя бы «выкрутасы» польского министра иностранных дел, у которого Освенцим освобождали исключительно украинцы, а главным виновником развязывания Второй мировой войны является Россия.
Или припомним нынешнюю Украину, где героями войны стали нацисты из ОУН-УПА, а праздник День Победы для многих украинцев отныне таковым вовсе не является…
Такое во многом стало возможным не только благодаря проискам враждебных внешних сил, но и нашим либералам-западникам, вроде инициаторов так называемой «десталинизации» российского общества, которые регулярно ставят под сомнение наше советское прошлое. А такое сомнение просто не могло не привести и к отрицанию Великой Победы! Запад просто развил эту мысль наших доморощенных антисоветчиков до логического конца и теперь нагло переписывает историю, переворачивая её буквально с ног на голову.
Но, как бы они не старались очернить историю, в нашей стране память о войне считается священной. Каждый русский человек любой национальности в нашей стране вырастает в атмосфере безусловного почитания великого народного подвига.
Трагизм и величие, скорбь и радость, боль и память… Всё это – Победа. Яркой негасимой звездой сверкает она на небосклоне отечественной истории. Ничто не может затмить её — ни годы, ни события. Не случайно День Победы — это праздник, который с годами не только не тускнеет, а занимает всё более важное место в нашей жизни.
Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 человек стал Героем Советского Союза.
В данной статье расскажем о некоторых писателях-фронтовиках: как они воевали на войне, как участие в конкретных боевых действиях нашло отражение в их произведениях.
Вот что сказал о них писатель М.Шолохов:
Была у них одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине.
Время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата — героя и освободителя. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира — они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В. Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком — М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном — К. Воробьёв; связистами — В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком — В. Курочкин; десантником и разведчиком — В. Богомолов; партизанами — Д. Гусаров и А. Адамович…
Представляем нашим читателям писателей-фронтовиков, которые донесли до нас правду о тех суровых годах.
Участник боёв под Москвой
Когда началась Великая Отечественная Война, отложив в сторону роман о жизни авиаконструктора Бережкова (роман этот был закончен уже после войны), стал военным корреспондентом. И первые месяцы войны провел в войсках, которые защищали Москву и окрестности Москвы.
В начале 1942 года поехал в дивизию имени Панфилова, уже поднявшуюся от подмосковных рубежей почти до Старой Руссы. В этой дивизии начал знакомиться, неустанные расспросы, нескончаемые часы в роли «беседчика», как и требуется корреспонденту. Постепенно слагался образ погибшего под Москвой Панфилова, умевшего управлять, воздействовать не криком, а умом, в прошлом рядового солдата, сохранившего до смертного часа солдатскую скромность.
Данные наблюдения, личные встречи, записи и послужили для написания повести «Волоколамское шоссе». Повесть о событиях обороны Москвы написана в 1943 — 1944 годах. Главный герой, казах по национальности, реально существующее лицо.
Его зовут Баурджан Момыш-Улы, казах по национальности. Он, старший лейтенант, действительно командовал батальоном панфиловцев в дни битвы под Москвой.
Повесть «Волоколамское шоссе» — это своеобразная, но точная хроника кровопролитных оборонительных боев под Москвой (так он сам определил жанр своей книги), раскрывающая, почему немецкая армия, дойдя до стен нашей столицы, взять её не смогла. А самое главное – рассказать о героях-панфиловцах.
Победа Советского Союза никак не даёт покоя либералам-западникам. Так, в «Комсомольской правде» 7 июля 2014 года под общим заголовком «Тайны государственного архива» было опубликовано интервью с директором этого архива доктором исторических наук Сергеем Мироненко, который, отвечая на вопросы корреспондента, бессовестно осмеял подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев – защитников столицы, назвав его мифом, утверждая, «что не было никаких героически павших героев-панфиловцев». Подвиг панфиловцев, по Мироненко, это «исторические придумки советской власти», и этим «несуществующим идолам» не стоит поклоняться.
3 августа того же года атака Мироненко на память панфиловцев продолжилась с новой силой. Теперь уже в интервью такой «дружественной» России радиостанции, как Радио «Свобода». В этом интервью глава ГА РФ пафосно снова назвал подвиг панфиловцев фантастикой «придуманной в угоду правителям».
А вот тут возникает вопрос: зачем в нынешнее, весьма тревожное время, когда над Россией сгущаются тучи и угроза глобального военного противостояния кажется весьма вероятной, зачем в это время господину Мироненко понадобилось сокрушать в душах наших людей всеобщую святыню, великий подвиг во имя Родины?
Отрицанием подвига героев-панфиловцев нас хотят убедить: не тешьте себя надеждой: вы не великий народ, подвиги ваших отцов, дедов, прадедов — даже не миф, фальсификация. В заключение одна весьма характерная фраза господина Мироненко в интервью Радио «Свобода». Но она не о панфиловцах. «Хранитель народной памяти» рассуждает об одной из самых презренных фигур в русской истории: о генерале Власове.
Власов, — рассуждает Мироненко, — ненавидел советскую власть, считал, что колхозы — это ужас, Сталин — это ужас. Он пошёл по своему пути.
То есть, подвиг панфиловцев — это фальсификация, а действия Власова — не предательство, а «свой путь»?..
Ну что ж, у каждого свои герои и свой путь: у одних — это путь панфиловцев, отдавших свою жизнь за Родину на разъезде Дубосеково, у других — предателя Власова, закончившего на виселице в Лефортово.
16 марта 2016 года «господин» Мироненко уволен с должности.
За профессионально армейскими, военными заботами — дисциплины, боевой подготовки, тактики боя, которыми поглощен Момыш-Улы, для писателя встают проблемы нравственные, общечеловеческие, до предела обостренные обстоятельствами войны, постоянно ставящими человека на грань между жизнью и смертью: страха и мужества, самоотверженности и эгоизма, верности и предательства.
Основная мысль, которую А.Бек ставит в этом произведении, это: воспитание военного духа солдат и поведение человека на войне.
Мир хочет знать, кто мы такие. Восток и Запад спрашивают: кто ты такой, советский человек? Именно на этот вопрос писателю и хотелось ответить повестью «Волоколамское шоссе», показать, что для советского народа значит Родина и показать, как он защищал свою столицу, плечом к плечу — люди разных национальностей.
Родился в г.Орске Оренбургской области, первые годы жизни прошли на Южном Урале, в Средней Азии (отец работал следователем, поэтому и семья переезжала по месту его назначения). В 1931 году переехали в Москву.
В 1941 году вместе с тысячами своих сверстников участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом учился в пехотном училище в городе Актюбинске, а затем оказался под Сталинградом и стал командиром минометного расчета. В боях был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. Потом участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошёл до Польши и Чехословакии.
По окончании войны демобилизовался из армии и вернулся в Москву, поступил на шоферские курсы, но уже всерьёз задумывался о высшем образовании и решил идти в институт. Сначала поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического института, но вскоре понял, что влечёт совсем другое, и поступил в Литературный институт им. М. Горького (окончил в 1951 году). В Литературном институте мне повезло: попал в творческий семинар, которым руководил Константин Паустовский, который, по словам, писателя, сделал для него чрезвычайно много: он привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе — сказать своё.
Роман «Горячий снег», опубликованный в 1969 году, рассказывает о героической защите Сталинграда. Писателю удалось столь правдиво и документально рассказать о боях на подступах к Сталинграду, показать, в чём сила русского духа и советского народа.
Ю.Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показываю её именно такой, какой она и была на самом деле. События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны.
Главные герои повести — это «маленькие великие люди». Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают своё дело — защищают Родину. Герои проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание — испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека.
Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил. Умирают герои «Горячего снега» — санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие… И во всех этих смертях виновата война.
В романе выражено понимание смерти — как нарушение высшей справедливости и гармонии.
Ю.Бондарев написал много произведений на военную тематику, значительное место в его творческой биографии занимают работы в кино — созданы киносценарии по многим собственным произведениям «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина», «Берег», сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1970 — 1972 годы). Какова основная красная нить произведений писателя?
Вот что говорит Ю.Бондарев:
Мне хотелось бы, чтобы мои читатели узнали в моих книгах не только о нашей действительности, о современном мире, но и о самих себе. Это главное, когда человек узнаёт в книге нечто ему родное, то, через что он проходил, или то, через что он хочет пройти.
У меня есть письма от читателей. Молодые люди сообщают: после моих книг они стали военными, офицерами, выбрали себе этот жизненный путь. Это очень дорого, когда книга воздействует на психологию, значит, её герои вошли в нашу жизнь. Война — это ой-ё-ёй, это не колесико по асфальту катать! Но кто-то же всё равно захотел подражать моим героям. Это мне очень дорого и не имеет отношения к нехорошему чувству самодовольства. Это — другое. Значит, ты недаром работал! Ты недаром воевал, бился в совершенно нечеловеческих условиях, недаром прошёл через этот огонь, остался жив… Я заплатил войне легкой данью — тремя ранениями. Но другие-то заплатили жизнью! Будем же помнить об этом. Всегда.
Все на этой войне, прежде всего, были Солдатами, и каждый по-своему выполнял свой долг перед родиной, перед своим народом. И Великая Победа, пришедшая в мае 1945 года, стала нашим общим делом.
Тем не менее капиталисты не извлекли уроков прошлого, снова в разных точках земного шара проливается кровь, снова снег становится горячим. Надо помнить уроки прошлого и бережно относиться к истории любой страны.
В 1943 году, после окончания девятого класса, Борис Васильев ушёл добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона и был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года, потом был лагерь для перемещённых лиц, откуда по личной просьбе был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулемётную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После окончания в 1946 году инженерного факультета работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Известность и популярность писателю принесла повесть «А зори здесь тихие…», опубликованная в 1969 году (журнал «Юность, №8). В 1971 году повесть была поставлена режиссёром Юрием Любимовым на сцене Театра на Таганке, а затем в 1972 году экранизирована режиссёром Станиславом Ростоцким. Почему так называется повесть и что этим хотел писатель подчеркнуть?
Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц. Максимальное раскрытие возможностей человека в своём деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, — таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Васков и погибшие все до одной его девушки, которым ещё только предстояло узнать радость любви, материнства.
Назвав так повесть, Б.Васильев хотел подчеркнуть, что война никак не вяжется с окружающей природой, с этими прекрасными девушками, что смысл их существования совсем иной, а не война, и что зори должны быть только тихими.
Мы стали солдатами… Говорю «мы» не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда ещё не был освобожден Смоленск… Война… во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И ещё — особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня.
Да, мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших её дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле.
В годы Великой Отечественной войны работал как публицист. Будучи корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро, объехал ряд фронтов. 14 января 1942 года опубликовал в «Правде» корреспонденцию «Изверги-разрушители и люди-созидатели», в которой рассказал о том, что увидел в области и г. Калинине после изгнания фашистских оккупантов. Осенью 1943 года выезжал в освобождённый от врагов г. Краснодон. Впоследствии собранный там материал лег в основу романа «Молодая гвардия» (1945 год).
В основу романа легли реальные патриотические дела Краснодонской подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Роман воспевает борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В образах Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Любови Шевцовой, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова и др. молодогвардейцев писатель воплотил светлый социалистический идеал. Он хотел рассказать, что освободительная борьба велась не только на фронтах войны, что те, кто оказался на оккупированной фашистами территории, продолжали борьбу и в подполье. Этот роман о комсомольцах, которые, несмотря на свой юный возраст, не побоялись противостоять нацистским захватчикам.
В нынешнем нашем обществе угнетенные американскими «ценностями» человеки погрузились в гороскопы, в детективную беллетристику, в страшилки, в «культурную» пошлятину, в сектантство, наслаждаются зрелищами насилий, показательного секса, гейпарадов, тысячных толп нудистов, конкурсов обжор и злобно, оскорбительно насмехаются над человеколюбивым советским прошлым, козыряя призрачными «свободой слова» и «независимостью».
А ведь то была эпоха, в которой высокое жизненное дело с необыкновенной силой увлекало людей, вызывало чувство взволнованности, окрыляло. Этому способствовали все виды искусства, литература и средства массовой информации.
Этот роман о событиях в годы войны на Украине. Почему нынешняя власть пытается очернить подвиг молодогвардейцев?
В нынешние бесчестные времена на Украине творчество и имя А.Фадеева как автора этой книги стремятся предать забвению, а если возникает необходимость обратиться к событиям, связанным с романом «Молодая гвардия», то его поминают злым громким словом. Почему? За что? А всё потому, что у бурно расплодившимся в условиях «демократии» клеветников и невежд нет совести. Так и хочется крикнуть: «Украина! Одумайся!»
Доброволец истребительного батальона, окончил школу снайперов под Москвой. В 1942 окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943 командир взвода 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Затем литсотрудник газеты 57-й армии. После войны работал редактором Воениздата, оставаясь в рядах Советской Армии. Уволен из армии в 1950 году в звании майора.
Проводившиеся Сергеем Смирновым на протяжении нескольких лет передачи на радио и телевидении породили массовое патриотическое движение по розыску неизвестных героев. Писатель получил более миллиона писем. В чём заключалась цель данной деятельности?
Вот что говорит писатель:
Главная цель моих поисков — постижение духовного, нравственного опыта Великой Отечественной войны, подлинные факты, документальные эпизоды, обнаруженные мною, порой превосходят любой вымысел и легенду.
Подвиг защитников Брестской крепости как бы новым светом озарил всё виденное, раскрыл мне силу и широту души нашего человека, заставил с особой остротой пережить счастье и гордость сознания принадлежности к великому, благородному и самоотверженному народу, способному творить даже невозможное.
Мне удалось, насколько позволяли условия того времени, поведать о драме советских военнопленных, много было сделано для восстановления доброго имени многих конкретных людей, побывавших в гитлеровском плену.
Прежде чем написать повесть «Брестская крепость» (1964), писатель проделал большую работу по сбору документального материала, разыскивали участников обороны крепости, опубликовал «Рассказы о неизвестных героях» (1963), которые явились прологом к повести. Что подтолкнуло его к этой работе?
И вот ответ писателя:
В то время, когда я разыскивал защитников Брестской крепости и собирал материал об этой героической обороне, у меня был разговор с одним из моих товарищей, тоже литератором.
— Зачем тебе это?! — упрекнул он меня — Искать сотни людей сличать их воспоминания, просеивать множество фактов. Ты же писатель, а не историк. У тебя уже есть главный материал — садись и пиши повесть или роман, а не документальную книгу.
Признаюсь, искушение последовать этому совету было очень сильным. Основная канва событий в Брестской крепости уже прояснилась, и, если бы я писал повесть или роман с придуманными героями, священное право литератора на вымысел оказалось бы на моей стороне и я имел бы, выражаясь по военному, «полную свободу маневра» и был бы избавлен от «цепей документализма». Что и говорить, соблазн был велик, а к тому же в нашей литературной среде как то так повелось, что роман или повесть считаются уже сами по себе первым сортом, а документальная или очерковая книга — вторым или третьим. Зачем же добровольно становиться третьесортным автором, если можно самим определением жанра шагнуть повыше.
Но когда я думал обо всём этом, в голову приходила и другая мысль. Ведь если я напишу роман или повесть с вымышленными героями, читатель не различит в этой книге, что было на самом деле и что просто придумано автором. А события Брестской обороны, мужество и героизм крепостного гарнизона оказались такими, что превосходили любой вымысел, и именно в их реальности, правдивости заключалась особая сила воздействия этого материала. Кроме того, судьбы героев Бреста, сложные и порой трагические, становились гораздо более впечатляющими, когда читатель знал, что это действительные, а не придуманные писателем люди, и что многие из них живут и здравствуют сейчас рядом с ним.
Сергей Смирнов так отвечает нам через года:
Мне вспомнилось остроумное сравнение нашего замечательного писателя Самуила Яковлевича Маршака.
— Предположим, что писатель побывал на Луне, — шутя сказал как-то он. — И вдруг, вернувшись оттуда, он сел писать роман из лунной жизни. Зачем? Читатель хочет, чтобы ему просто, «документально» рассказали, что собой представляют лунные жители, как они живут, что едят, чем занимаются.
В героической истории Великой Отечественной войны в силу сложных исторических причин есть и доныне немало «белых пятен», подобных обороне Брестской крепости, о которой мы тогда знали едва ли не меньше, чем о Луне. И просто, «документально» рассказать читателям об этом было и остаётся, по-моему, очень важным делом.
Вот почему я не стал писать «романа из лунной жизни».
Мы рассказали о некоторых писателях-фронтовиках, их произведениях, повествующих о тех страшных, выпавших на нашу страну, испытаниях. Но самое главное — они показали сила духа советского народа и любовь простых людей к Родине.
Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14 — 16… В ней правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры, они совсем теряют связь с реальностью, совсем не ценят то, что имеют. Вопрос только в том, как помочь им начать эти книги читать, как помочь сделать первый шаг. Поскольку нужно только начать, потому что это уникальные писатели, даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе, читатель будто ныряет в сюжет, становится невольным зрителем, соучастником…
Читайте такие книги…