Тема агрессивной среды, в которой сегодня приходится расти нашим детям: дочерям, сыновьям, внукам, внучкам, достойна пристального внимания со стороны родителей. Необходимо, чтобы родители знали, с чем они имеют дело, с чем наши дети сталкиваются не только сейчас, но и будут сталкиваться в течение своей жизни, чтобы они как-то более осознано относились к той среде, которая сложилась с начала 21 века, да и с конца прошлого века. К сожалению, агрессивность среды продолжает усиливаться и усиливаться.
Вчера мы читали некоторые данные и высчитали, что оказывается, ежедневно на рекламу разной продукции по всему миру тратится около полутора миллиардов долларов. Рекламу мы видим по телевизору, слышим по радио, читаем в газетах, на улицах постоянно она встречается на каждом шагу на рекламных баннерах. Реклама призывает купить что-то новое, а потом купить что-то поновее, потом что-то съесть, потом выпить, потом лекарством все это запить.
Вся эта реклама, которая ведется, привязывает людей к материальности. И тратится на это полтора миллиарда долларов ежедневно. На эту сумму можно накормить половину голодной Африки. А тем не менее такая огромная сумма тратится на рекламу. А сколько тратится на развитие духовности? Мы находим, что на это тратится во много раз меньше. Безусловно, духовность сейчас нужно развивать, чтобы какой-то баланс был восстановлен между материальным и духовным, который сегодня нарушен.
По данным ООН, каждый ребенок на планете проводит в среднем от 2 до 4 часов под прямым или под фоновым воздействием телевизора, т.е. ребенок не смотрит телевизор напрямую, но тем не менее в доме включен телевизор, и он воздействует на ребенка. Очень часто молодые мамы и папы, такие же прекрасные, как вы, приходят с работы. Мама уставшая, папа уставший, а тут есть телевизор, как бы бесплатная электронная нянька. Как легко подключить какой-то детский канал и сказать ребенку: «Посиди перед экраном, мы устали, нам надо отдохнуть, своим делом заняться». И многие это делают.
Сегодня дети с 3 – 4 лет умеют так прекрасно пользоваться пультом телевизора, что они сами могут его включать, переключать каналы… И как только родители отвернулись, они уже включают телевизор, а там куча-куча детских телеканалов. Что там транслируется? Никелодиум, ТиДжи, Cartoon… По роду нашей деятельности мы на протяжении многих лет занимаемся нашей художественной студией, которая не только художественная студия, но также мы производим телевизионные программы для детей, которые очень популярны в Грузии. Они транслируются на основных каналах. И вот буквально вчера был запущен наш собственный телевизионный детский канал, который транслируется по кабелю, через который мы стараемся донести до детей что-то более ценное. А такие каналы, как Никелоиды, транслируют, мягко сказать, подозрительный материал.
Моей внучке 7 лет. Ей родители строго не запрещают смотреть телевидение. Ее ограничивают во времени, но сейчас очень сложно посадить детей в какой-то парник, чтобы вокруг никакого телевизора, никакой техники не было. Тем более в школе уже у детей есть много различных электронных устройств, которыми они постоянно пользуются. Гаджеты, например, плееры. Достаточно кнопку нажать и там открывается многое нехорошее.
Я заметил, что моя внучка смотрит один и тот же сериал много лет, очень увлекается не только сама, но и одноклассники им увлекаются. Я по природе не запрещающий человек, никому ничего не запрещаю. Мне стало интересно посмотреть насколько это хорошо или плохо. Однажды я подсел к ней и стал расспрашивать, что она смотрит. Она смотрела сериал «Клуб Винкс». Внучка рассказала, что там происходит, рассказала о героях, кто они. Это клуб волшебниц. Wings – английское слово, которое означает «крылья», но в этом сериале оно пишется нарочито с ошибкой. Произносится, как «крылья», но пишется по другому: должно быть в конце «гс» вместо «х».
Это клуб чародеев, волшебников. В принципе, они ничего плохого не делают, даже наоборот. В каждой серии кто-то плохой делает что-то ужасное, а главные герои стараются этого плохого остановить, устранить, силой ставят его на место. И всегда они достигают успеха. Если спросить продюсеров этого сериала, то они скажут, что тут все доброе, ничего плохого нет, хорошая цель – доброта. Это маленькие девочки, иногда наивные, но сильные, с твердым характером, знают всегда свою цель, и цель всегда добрая. Молодые родители с этим соглашаются. Это же хорошо: международный канал, там сидят психологи, транслируются даже образовательные программы. Как может наносить какой-то вред такое международное дело, которые по всему миру многие миллионы детей смотрят?
Вечером я пришел домой, заинтересовался и скачал отрывок из сериала «Клуб Винкс». Там, где титры, действующие лица, название и основная идея. Я скачал и начал очень внимательно просматривать, очень внимательно. Хочу поделиться с вами тем, что я там увидел, и какой вид для меня это приняло. Давайте просмотрим вместе этот небольшой отрывок, который я скачал и посмотрел, а потом будем обсуждать.
Вот такая «школа волшебниц». Музыка задорная, слова: «Мы несем планете свет и дарим планете доброту». Среди нас много молодых родителей. Я предлагаю провести такой социологический опрос.
Вам показали отрывок, вы посмотрели, и опрос заключается в следующем: оцените по 7-ми бальной шкале, насколько, вы бы оставили своего ребенка без присмотра смотреть этот сериал. По 7-ми бальной шкале следующим образом:
В силу свой работы, я разбираюсь в том, как делаются фильмы, сериалы, программы гораздо глубже, чем многие мамы и папы. Я знаю, что любой режиссер старается самый впечатляющий кадр поставить в конце. Последний кадр должен быть таким, чтобы зритель ушел под глубоким впечатлением этого кадра, последним кадром режиссер ставит как бы печать, режиссерскую печать. И чем эта печать сильнее и глубже, тем режиссер считается лучше, он прекрасно достиг своей цели. В конце фильм должен заканчиваться самым впечатлительным кадром. Но фильм состоит из мини-эпизодов, и каждый мини-эпизод тоже должен заканчивается впечатляющим кадром, чтобы подчеркнуть, что хотел сказать режиссер. Я взял и отобрал те кадры, которыми заканчивается каждый мини-эпизод и начал их просматривать. Давайте просмотрим их вместе и обратим внимание, что режиссер хотел сказать этим эпизодом.
Теперь рядом с первой вашей оценкой сериала припишите вторую цифру – вашу оценку после просмотра итоговых кадров. У кого она изменилась? А у кого она изменилась в позитивную сторону? Ни у кого. Вот всегда так бывает, я ищу хоть одного человека, у которого оценка изменится в позитивную сторону, но никогда такого не происходит. А теперь представьте, что каждый вечер перед сном вам будут показывать эти кадры. Какие сны вам тогда приснятся? Хорошие? Или беспокойные? А дети когда это смотрят, то они просматривают их дважды – в начале и в конце серии. Они могут еще это просматривать по своим каким-то записям и могут возвращать и возвращаться к ним. И делается это именно вечером, перед сном, хотя и не только перед сном.
Полгода назад мы были в столице Коми, Сыктывкаре. Была зима и очень холодно, снег лежал высотой в мой рост. Нас принимала директор художественной школы, очень хорошая женщина. Она пригласила нас к себе в деревенский дом. Мы поехали туда вечером, вошли в этот прекрасный маленький теплый дом, в котором была огромная печка. Полдома – это печка. У директрисы была внучка Виктория, восьмилетняя девочка.
Виктория быстро подружилась со мной, мы поговорили, посекретничали, и она предложила мне посмотреть ее комнату. Я с радостью, конечно, согласился. Мы поднялись на второй этаж по узкой лестнице, там была маленькая комнатка. На ее стенах висели плакаты, большие плакаты во всю стену. Вам интересно, что было изображено на этих плакатах? Там были монстры из детского сериала, в котором главные герои – монстры, вернее дети монстров, сами тоже монстры. Например, монстр Хай – монстр высшей школы или колледжа.
На первом плакате была изображена Франки Штейн. Франки Штейн – дочка известного Франкенштейна. Вы видели фильм «Франкенштейн»? Кто не видел – не смотрите. Очень неприятный фильм. В этом фильме ученый оживляет мертвеца так, что он вынужден пришивать разные части тела от других мертвецов. Очень неприятно. Здесь то же самое. Смотрите, ножка Франки Штейн от кого-то другого, рука – тоже, если эту куклу повернуть, то где-то винтик в черепе есть. Франки Штейн учится в колледже монстров. Она – один из основных персонажей.
Виктория стала рассказывать о своих героях и разбудила во мне живой интерес. На втором плакате – Дракула, дочь Дракулы, известного вампира. Но дочь Дракулы, в отличие от своего ужасного отца и своей ужасной матери, стала вегетарианкой, т.е. она проявила индивидуальность. Обратите внимание на этот термин. Все наши герои – индивидуальны, они идут своим путем. Зубы остались, генетику не изменить рационом питания, но она стала вегетарианкой.
Еще была Клодин Вульф – дочка оборотня, она то волком может стать, то вот такой, прекрасной ее не назовешь. Обратите внимание на жест, который она показывает. Это сатанинский знак, который рукой можно показать. Вот Клод Вульф, он тоже оборотень. В него влюбляется то одна героиня, то другая. В этом сериале показана жизнь колледжа. Клодин Вульф, как все зомби, не говорит, а мычит. Она не умеет говорить. В чем ее индивидуальность? Она самая умная из этой компании. Мычит из-за генетики. В самых сложных ситуациях она, мыча, дает самые мудрые указания и спасает всю группу. Вот промычит с жестом «туда», все туда побежали, и все спаслись.
Виктория в Сыктывкаре под снегом этим живет. Ее герои живут не только на плакатах и экране, но и в магазинах. Из магазинов они попадают к детям. Прошлой весной, когда все узнали, что мы будем открывать свой телевизионный канал, к нам стали приходить потенциальные спонсоры из разных фирм. Одна из них была представителем компании Mattel, которая ведет свою деятельность по всему миру. Эта девушка была представителем Mattel в Закавказье.
Mattel – это очень известная фирма не среди людей, а среди бизнесменов, на Нью-Йоркской бирже. Она многие десятилетия с середины прошлого века производила куклу Барби, но к началу 21 века продажи кукол Барби резко начали падать. Почему-то дети разлюбили кукол Барби, надоело, новое время пришло, новое тысячелетие. Барби умерла в экономическом смысле, и в Mattel стали думать, что же делать, разоряться не хочется. Стали думать в очень умном маркетинговом направлении, который называется «ребрендинг». Этот термин означает новое рождение бренда.
И придумали монстров Хай. Придумали так, чтобы заводы не перестраивать. Все эти монстры по телосложению такие, как и кукла Барби, т.е. можно было производить их на тех же заводах, немного и легко переоборудовав производство. А вместо обычной рекламы для продажи их миллионами, на которую, как мы уже знаем, тратится полтора миллиарда долларов в день, они придумали создать детский сериал, в котором эти куклы будут участвовать. И все дети должны захотеть иметь этих кукол дома, потому что сериал им нравится.
И вот приходит эта девушка, представитель Mattel, садится, такими терминами говорит – одно удовольствие ее слушать, все эти цифры, маркетинговые термины. Она закончила, и я ее спрашиваю: «Ты молодая девушка. У тебя дети есть?» Да, у нее была трехлетняя дочка. И я ей задаю тот же вопрос, что и вам, свой любимый вопрос:
- Ты оставила бы свою дочку саму для просмотра сериала с монстрами Хай, которых производит твоя фирма?
– А почему нет? – она так восхищенно ответила.
– А что там хорошего?
И тут она произносит такую фразу:
- Да, они все монстры, но они все – индивидуальности. Они все находят свой индивидуальный путь развития, и они восстают против плохих качеств своих родителей, меняют себя к лучшему, идут хорошим путем и потому они становятся индивидуальностью.
Вот такой бред сказать молодым мамам и папам – они сразу поверят. Индивидуальность – это же хорошо. Родители плохие. Ну не повезло с родителями – что делать? Надо индивидуальность проявить. Кто будет учить индивидуальности? А вот эти и будут учить. Чем больше будем смотреть, тем больше будем учиться, как стать индивидуальностью. Чтобы уйти от плохих родителей, от плохой генетики и ужасного прошлого. И многие родители настолько верят в это, что считают это не столько плохим, сколько хорошим.
А несколько лет назад я встречался с продюсером сериала «Даша-следопыт», это было на фестивале детских телевизионных программ в Мюнхене. Он объяснял, чем хорош их мультфильм. Он так прекрасно говорил, так убедительно, что даже почти я поверил. Он сказал, что их сериал учит второму языку. Любая мама скажет: «Как хорошо: денег платить не надо, времени тратить не надо». Кнопку нажимаешь, и ребенок учится второму языку через мультфильм «Даша-следопыт». А как он учит? В каждой серии Даша произносит 2 – 3 слова на английском языке, в следующей серии еще 2 – 3 слова. А то, что за «Дашей-следопытом» следует целый длинный состав товаров, где сама Даша, тетрадка Даши, карандаш, башмачок, карта, рюкзак – об этом продюсер не сказал. И дети так хотят эти товары от Даши, что когда они заходят с мамой в магазин, то ребенок берет с полки все от Даши. И это хочу, и это хочу.
Также, как Виктория в снегах, она играет с Франки, укладывает ее спать, поет ей колыбельные, чтобы ей не приснилось ее ужасное прошлое. Виктория засыпала, видя перед собой плакаты монстров, и просыпаясь, сразу видела своих любимых монстров, которые на плакатах. Я уже испортил вам настроение? Что же делать? Понятно, что телевидение стоит дорого, хотя мы смотрим его бесплатно или платим символическую сумму за него. Те, кто производит телевизионные программы, никогда ни один из них не думают, как воспитать вашего ребенка. Давайте это запомним как аксиому: никогда ни один производитель телевизионной продукции не будет думать о воспитании вашего ребенка, даже об обучении думать не будет.
Если они говорят, что обучают второму языку – это вранье. Смотреть «Дашу» и выучить английский – такого нет в природе. Уже десять лет транслируется «Даша-следопыт», и ни один ребенок не выучил английский язык благодаря этому сериалу. Ни один ребенок не может сказать, что он посмотрел все серии Даши, и теперь прекрасно говорит на английском языке. Не будет этого никогда. Этот сериал ничему не учит. Монстры, конечно, не учат индивидуальности. Это бред настоящий. Но верят же в это родители. Это нужно понять и всем рассказывать, всем, до кого мы можем достучаться объяснять, что ни один производитель телевизионной продукции не будет думать ни о развитии вашего ребенка, ни о его взрослении, ни об обучении.
О чем же они думают? О воспитании лояльного потребителя. Вот эта четкая цель прослеживается везде. Именно это они воспитывают. И если вы хотите воспитать в своем ребенке хорошего потребителя, то тогда его нужно сажать перед телевизором с такими сериалами. Но не обманывайтесь, что ваш ребенок при этом получит что-то хорошее.
Из лекции П.Ш.Амонашвили «Защита ребенка от информационной агрессии»