Первый сезон сериала «Остаться в живых» (оригинальное название «Lost», то есть буквально «пропавшие») вышел ещё в 2004 году и собрал у телеэкранов около 16 млн. человек только в США. Съёмки сериала закончились в 2010 году, всего на экраны было выпущено шесть сезонов. Это был безусловный успех американского кинематографа, который отмечен всевозможными наградами на различных международных кинофестивалях: «Эмми» за лучший драматический сериал в 2005 году, приз за лучший американский сериал Британской академии телевизионных наград в 2005, «Золотой глобус» как лучшая драма в 2006 году, награда Гильдии актёров за выдающийся актёрский ансамбль в драматическом сериале.
В российском сегменте сериал транслировался по Первому каналу, по ТВ-3, по ТНТ и по АХN Sci-Fi и имел довольно неплохие рейтинги. «Лост» продвигался по беспрецедентным на тот момент маркетинговым технологиям как в России, так и в мире. Создатели сериала вложили колоссальные средства в поддержание популярности фильма:
Кроме того, по фильму были выпущены комиксы, книги, игры. Таким образом, налицо не только масштабный медиапродукт (а сериал действительно получился яркий с точки зрения проработки персонажей, нелинейности, остроты и продуманности сюжета), но и грамотная рекламная компания, которая превратила «Лост» в настоящий флагман многосерийного кино. Поэтому весьма интересно взглянуть на это творение с точки зрения традиционных семейных ценностей, в свете которых и будет рассматриваться его содержание. Важно отметить, что по Первому каналу сериал транслировался в прайм-тайм, то есть был доступен для просмотра как взрослым, так и детям.
В основе сюжета лежит катастрофа рейса 815 компании «Океаник Эйрлайнз», направлявшегося из Сиднея (Австралия) в Лос-Анджелес (США). Самолёт терпит крушение в результате взрыва на борту. Часть пассажиров оказывается на берегу неизвестного острова, где им предстоит научиться выживать среди джунглей и решить множество загадок этого таинственного клочка земли.
Сериал построен таким образом, что основной сюжет часто прерывается так называемыми флэшбэками (вспышками прошлого), из которых мы узнаём о прошлой жизни героев, об их жизни до острова. И именно эта жизнь и является наиболее показательной.
Давайте же теперь посмотрим на героев сериала и на то, какой образ семьи они несут… Вся эта информация постепенно раскрывалась зрителю на протяжении 6 сезонов.
В жизни до острова Джек Шепард – врач, спинальный хирург. Изначально он работал вместе с отцом в клинике Св. Себастьяна, его отец был там главным врачом. Отец Джека, Кристиан Шепард, несмотря на все свои достижения в карьере, имел пагубное пристрастие к спиртному, за что Джек презирал его. В сериале ничего не говорится по поводу совместного проживания Кристиана Шепарда и матери Джека Марго Шепард. После того как отец, будучи пьяным, во время операции допускает врачебную ошибку – случайно перерезает пациентке печёночную артерию, в результате чего та погибает – Кристиана Шепарда лишают врачебной лицензии, так как он оперировал в нетрезвом виде. Примечательно, что сообщает об этом факте врачебной комиссии его сын Джек.
Кристиан после инцидента уезжает в Австралию. Мать уговаривает Джека поехать и отыскать там своего отца, но Джек не очень-то хочет ехать, он до сих пор презирает отца и не может ему простить его ошибки. Как видим, отношения у Джека и его отца складываются очень плохо. В конце концов, Кристиан умирает от сердечного приступа, вызванного пьянством.
Теперь обратим внимание на личную жизнь Джека. Он лечит пациентку по имени Сара. Сара повредила позвоночник и теперь прикована к постели, нет уверенности, что ей удастся снова ходить. Но Джек проводит дни и ночи напролёт в больнице, следит за состоянием Сары, думает о том, как помочь ей. В результате ему удаётся совершить невозможное, и Сара выздоравливает. Между ней и Джеком устанавливается взаимная симпатия, которая со временем перерастает в любовь. Джек и Сара женятся.
Но что же потом происходит с их браком?! Джек постоянно пропадает на работе, пытается спасти ещё одного тяжёлого пациента по имени Анжело. Тем временем дочь этого больного, Габриела, начинает проявлять знаки симпатии к Джеку, в один подходящий момент она целует его. Дома Джек с облегчением вздыхает, когда Сара сообщает об отрицательном тесте на беременность. Джек и Сара постепенно начинают отдаляться друг от друга. Когда Джек сообщает о том, что Габриела его поцеловала, Сара сообщает о том, что у неё есть другой. В конечном итоге они разводятся.
Кейт была замужем за Кевином Киллисом, которому рассказала правду о себе и затем подсыпала ему снотворного в чай, чтобы сбежать и таким образом уберечь его от неприятностей.
Кейт убила своего биологического отца Уэйна, уложив его пьяного спать и включив газ в доме. Уэйн погиб в результате возгорания. Таким образом, она отомстила ему за то, что тот постоянно избивал Диану, мать Кейт, устраивал пьяные дебоши и скандалы. Тем не менее, Диана не может простить свою дочь, и сама дала показания против неё, заявив в полицию о смерти Уэйна. При личной встрече с Кейт уже после содеянного Диана сообщила, что до сих пор любит Уэйна, несмотря на то, что тот так обращался с ней.
На острове Кейт также ведёт себя немного странно: она разрывается между двумя мужчинами, Джеком и Сойером, которые ей оба дороги. При этом она спит с одним, а любит другого.
Матери Джона было пятнадцать лет, когда она его родила и сразу же отказалась от него. Джон вырос в приёмной семье. Однажды, будучи взрослым, он случайно встречает свою мать, решает проследить за ней и в итоге находит своего отца – Энтони Купера.
Джон знакомится с отцом. Отец приветливо обращается с ним, берёт с собой на охоту, они проводят много времени вместе – это то, чего так не хватало Джону. Но вскоре, когда Джон уже привязался к Энтони, тот сообщает, что скоро умрёт. Для жизни ему нужна пересадка почки. Так как Джон – сын Энтони, он – идеальный донор для своего отца. Джон решает отдать своему отцу почку. Но затем выясняется, что его отец – профессиональный мошенник, и специально подослал мать к Джону, он рассчитывал на то, что Локк начнёт что-то искать и как бы случайно выйдет на отца. Иными словами, отец хотел выманить у собственного сына почку задаром.
После операции Энтони исчезает. Затем их жизни опять пересекаются, и выясняется, что отец пытается охмурить одну богатую даму, опять же с целью наживы. Энтони идёт на преступление: убивает сына этой дамы. Локк узнаёт об этом и приходит к отцу, чтобы остановить, угрожая, что всё сообщит полиции. Отец выталкивает сына из окна многоэтажной гостиницы, и тот оказывается в инвалидном кресле с полностью парализованными ногами.
Настоящее имя – Джеймс Форд. Его мать Мэри Форд завела роман с мужчиной по имени Сойер. Этот мужчина оказался мошенником, обманным путём завладел всеми сбережениями семьи Форд. Взбешённый отец, узнав об этом, приехал домой и начал ломиться в дверь. Джеймс спрятался под кроватью. Разъярённый отец сначала застрелил Мэри, а потом себя. После этих трагичных событий мальчик пишет письмо этому мошеннику. Он хочет отдать это письмо мошеннику лично в руки. Повзрослев, сам становится таким же мошенником и берёт себе это же имя – Сойер. В результате своей преступной деятельности Сойер оказывается в тюрьме, а его напарница по аферам и любовница рожает дочь.
Клэр выросла без отца. Сначала, когда родилась Клэр, отец периодически посещал её, затем исчез. Сама Клэр считала, что он умер.
В возрасте двадцати двух лет Клэр сошлась с художником по имени Томас. Они стали вместе жить. Клэр забеременела. Сначала Томас был рад тому, что станет отцом. Затем по мере развития событий и приближения срока, видя, как в доме появляются детские вещи, люлька, игрушки, Томас становился всё нервнее и угрюмее. В конечном итоге, он заявил Клэр, что не готов к отцовству, обвинил её в том, что она забеременела, и ушёл, хлопнув дверью, бросив свою любимую и своё будущее дитя на произвол судьбы.
Клэр решила после рождения отдать ребёнка. При подписании необходимых бумаг произошла заминка: ручка перестала писать. Клэр сочла это «знаком свыше» и не стала отдавать своё дитя. Но затем экстрасенс, которого она посещала, предложил ей семью, где её ребёнку будет хорошо, вручив ей билеты на самолёт. Это и был рейс 815, который закончился авиакатастрофой.
Муж и жена. Сун Квон – дочь южнокорейского магната. Джин Квон – сын рыбака, который должен был также стать рыбаком. Но Джин женится на Сун, и её отец предлагает ему работу. Работа оказывается не такой уж чистой, а отец Сун – настоящим мафиози. Джин выполняет все грязные поручения отца своей жены, что сказывается на их семейной жизни. Джин становится более агрессивным, часто винит Сун в том, что ему приходится заниматься такими вещами. Усугубляет положение ещё и то, что Джин бесплоден, поэтому они не могут завести детей.
Сун тем временем начинает встречаться с Джеем Ли, вступает с ним в половую связь. Её отец решает убрать Джея Ли и поручает это задание мужу Сун, то есть Джину. Всё было устроено как самоубийство.
Позднее, на острове Сун внезапно забеременеет. Она будет клясться Джину, что у неё не было мужчин кроме него, и тайком от мужа выяснять, чей это ребёнок.
Майкл Доусон мечтал стать художником. Но пока у него не получалось самореализоваться в своём таланте, он работал на стройке. Майкл жил вместе с девушкой Сьюзан, которая на тот момент училась в юридической школе. Когда Сьюзан забеременела, Майкл был безумно рад, но Сьюзан отказалась выходить за него замуж, потому что Майкл мало и нерегулярно зарабатывал, а её денежный вопрос очень беспокоил.
В итоге Сьюзан уезжает в Амстердам, где ей предлагают стабильную и высокооплачиваемую работу. Там она выходит замуж за Брайна. Брайн хочет усыновить ребёнка.
Затем, когда Майкл и его сын Уолт оказываются снова вместе, они долгое время не могут найти общий язык. Уолт постоянно обвиняет Майкла в чём-то, говорит, что тот ему не отец.
Или просто Бен. Мать Бена умерла при его рождении. Отношения у Бена и его отца Роджера Лайнуса не складывались. Роджер даже один раз избил Бена. Джеймс и Бен оказываются на острове, так как отец получает работу уборщика в проекте Дхарма. Они не пассажиры рейса 815.
Когда Бен вырастет и получит работу, в один из своих дней рождения он отравит отца и большую часть сотрудников проекта Дхарма, устроив так называемую чистку.
Это далеко не все персонажи, а только самые основные. Истории остальных героев, если и раскрываются, то примерно в том же контексте. Такое долгое скрупулёзное перечисление главных действующих лиц и фактов из их жизни потребовалось лишь для одного единственного вывода:
Это касается, как персонажей рейса 815, так и персонажей, живущих на острове. Причём часто конфликт отцов и детей приводит к реальной расправе, убийствам. Хотелось бы повториться и ещё раз подчеркнуть, что сериал транслировался по Первому каналу в прайм-тайм, то есть был доступен для просмотра детям и подросткам. Какой образ семьи они вынесут из сериала «Лост», кроме того, что семья – это зло?!
Усугубляет положение ещё один поворот сюжета: все девушки, которые собираются родить ребёнка на острове, после родов умирают. И лишь какая-то экспериментальная вакцина, работу над которой ведёт доктор Джульет Бёрк, может спасти жизнь роженице. Но вероятность крайне мала. Лишь Клэр удаётся выжить, но её ребёнок не был зачат на острове. Из-за этого Бен разлучает свою дочь с её парнем, парню делают «промывку мозгов», устраивая демонстрации специальных роликов в закрытом ангаре и накачивая психотропными веществами. Да и сама мать Бена, как уже упоминалось ранее, умирает в результате родов.
Этот момент весьма красноречиво дополняет антисемейный посыл фильма. Как демонстрация многочисленных эпизодов со смертью рожениц отразится на психике молодой девушки, увидевшей это по телевизору в популярном сериале? Возможно, она пропустит это «мимо ушей», не обратит внимания, но, возможно, подсознательный страх смерти во время родов настолько укоренится в её мозгах, что девочка, повзрослев, начнёт испытывать дискомфорт при мысли о материнстве, расценивая беременность как что-то нежелательное или даже опасное.
Конечно, кто-то скажет, что это всё проходит где-то на втором плане, а центральная сюжетная линия посвящена другим событиям. Но ведь в том и дело, что этот антисемейный посыл не является обязательным и мог носить противоположный характер. Но вместо этого фильм безальтернативно и в ярких красках формирует негативный образ семьи, как чего-то опасного и несущего одни несчастья.
Наркотики: В сериале есть персонаж по имени Чарли Пейс. Он – рок-музыкант и наркоман. В многочисленных флэшбеках показывается его прошлая жизнь, где он, как истинный рокер, отрывается на полную катушку, употребляет наркотики, алкоголь. На острове он избавляется от наркозависимости.
Также присутствуют сцены распития спиртного и на самом острове, среди оставшихся в живых героев. Как только находится какой-нибудь ящик или коробка со спиртным, так тут же появляются те, кто не прочь распить найденное.
Во втором сезоне сериала появляется персонаж по имени Десмонд Хьюм, он жил на острове в специальном бункере. В кадре он постоянно мелькает с бутылкой. С одной стороны, многие скажут, что его можно понять – он многое пережил, но с другой – спиртному опять ложно приписывают антистрессовые свойства: не можешь решить проблему или у тебя депрессия, тогда «полезай в бутылку».
Отец Джека Шепарда, Кристиан Шепард, страдает алкоголизмом. На протяжении сериала в многочисленных флэшбеках демонстрируют, как он распивает спиртное в различных барах, ресторанах и прочих «злачных заведениях».
Насилие: Насилия в сериале очень много, начиная от простых избиений, заканчивая сценами пыток и убийств.
Секс: Есть сцены эротического содержания, обильно присутствует тематика измен.
Мораль: Сериал «Остаться в живых» – это, безусловно, очередной удар по институту семьи.
Семья показана как нечто безальтернативно плохое, даже мерзкое: родители легко предают и используют своих детей, дети мстят им за это. Большинство персонажей даже зрелого возраста до сих пор не создали нормальной, полноценной семьи. Лежащая в рамках этой концепции и навязываемая сериалом идея чрезмерной опасности родов также не несёт ничего хорошего.